Концепция сенситивных периодов развития физических качеств Бальсевича В.К.




 

Заметное место в последние годы приобрела концепция спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе России (В.К.Бальсевич, 1993–2009). Эта концепция основывается на обязательности использования метода тренировки при развитии физических качеств и двигательных способностей ребёнка и подростка, обязательности трёхразовых учебно-тренировочных занятий в неделю, вынесенных за пределы академического расписания, обязательности свободы выбора обучающимися вида спорта или формы другой физической активности, обязательности масштабных преобразований инфраструктуры физического воспитания и иных форм дополнительного спортивного образования. Одним из путей улучшения школьной системы физической культуры В.К.Бальсевич (2009) считает необходимость учёта спортивных интересов учащихся, которые, по его мнению, будут способствовать развитию творческой активности и откроют пути для совершенствования личности.Заметим, что элементы спорта впервые нашли своё отражение в программе 1933г., а в следующей (1937) учебный материал для освоения был классифицирован по видам спорта. В новой программе (1960) наряду с обязательным материалом содержится материал для углублённого освоения одного из видов спорта, избранного школой. Ещё более отчётливо с идеей В.К.Бальсевича сближается материал программы 1967г. В частности, в пояснительной записке к этой программе уроки по физической культуре в старших классах рекомендовалось проводить по типу спортивной тренировки.Правоту своих идей В.К.Бальсевич (2006,2009) подтверждает посредством внедрения концепции ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях различных типов. Внедрение её осуществляется уже многие годы, как в России, так и за рубежом, где в основу организации учебного процесса «положены в той или иной степени принципы спортивной тренировки» (В.К.Бальсевич, 2009, с. 241). Вместе с тем профессор В.К.Бальсевич, как никто, пожалуй, другой, понимает и достаточно широко обсуждает проблемы и трудности по внедрению инновационных проектов «спортизации» в широкую практику общеобразовательных школ Российской Федерации (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.).

Переход от одного возрастного периода к другому является пере­ломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются кри­тическими. Они жестко контролируются генетически. Сними частично совпадают, так называемые сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским.

Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новыхусловияхжизнедеятельности (например, актива­ция определенных генов обеспечивает возникновение переходного периода у подростков),а сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям (оптимизируются перестроечные процессы в различных органах и системахорганизма, налаживается согласование деятельности различных функциональ­ных систем, обеспечивается адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этомновом уровне существования организма и т. п.). С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влия­ниям в сенситивные периоды развития.

С точки зрения В.К. Бальсевича и В.А. Запорожанова (1987) столь интенсивные воздействия на моторику, как спортивные занятия, не меняют биологического ритма ее развития, хотя само развитие осуществляется на значительно более высоком уровне.

Так, по данным З.И Кузнецовой (1972, 1975), А. Гужаловского (1979, 1984), А.П. Матвеева (1984, 1990), В.И. Ляха (1990), Ю.М. Кабанова (1996) и др., наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной – 10-14 лет. У девочек наиболее высокие темпы отмечены в 14-15 и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст 13-15 лет – наиболее благоприятный для развития подвижности в различных суставах. Таким образом, работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается наиболее эффективной, чем в старшем. После 15-20 лет амплитуда движений уменьшается, вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.

Благоприятными периодами для развития собственно силовых способностей у девочек является возраст от 10 до 12 лет, у мальчиков – от 13 до 14 лет, максимальные темпы прироста у тех и других - от 16 до 17 лет, что позволяет применять в работе с ними более высокие силовые нагрузки.

Скоростно-силовые способности наиболее интенсивно нарастают в период полового созревания (от 10 до 16 лет). При этом значимые темпы прироста у девочек наблюдаются в возрасте от 9 до 10 и от 12 до 14 лет, у мальчиков – от 10 до 11 и от 14 до 16 лет. В целом, темпы прироста скоростно-силовых качеств в период до 14 лет характеризуются как умеренные, а в 14-15 лет – как средние.

Среди скоростных способностей: частота движений у мальчиков и девочек значимо представлена в возрасте от 7 до 9 лет. Кроме того, у девочек она прогрессирует в 10-11 летнем возрасте, а у мальчиков – в 12-13 летнем. В скорости одиночного движения благоприятный период у девочек наблюдается в возрасте 9-10 лет, у мальчиков – 10-11, 14-16 лет. Время двигательной реакции усиленно прогрессирует у девочек в 10-11 лет, у мальчиков – в 10-12, 15-16 лет. В целом, максимальные темпы прироста в развитии скоростных способностей наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет, в остальные периоды – характеризуются как умеренные.

Среди координационных способностей: в точности движений наибольшие темпы прироста у девочек и мальчиков в возрасте 8-9 лет, у девочек они прогрессируют в возрасте 13-14 лет, у мальчиков – в 15-16 лет. В статическом равновесии наиболее благоприятными периодами для направленного воздействия у мальчиков и девочек являются возраст 9 и 15 лет. При развитии динамического равновесия – у мальчиков 8 и 15 лет, у девочек 8 лет. Простыекоординации ускоренно развиваются у мальчиков и девочек от 7 до 9 лет, у девочек они прогрессируют в развитии в возрасте 12-13 лет, у мальчиков – 14-15 лет. Сложныекоординации значимо представлены у девочек в возрасте 9-10, 12-13 лет; у мальчиков – 10-11, 14-15 лет. В целом, координационные способности рекомендуется развивать во всех периодах возрастного становления организма (от 7 до 17 лет). Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных нервных механизмов этих способностей. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект.

Развитие общей выносливости следует начинать с 7 лет, как у мальчиков, так и у девочек; статической выносливости – у девочек с 7-8, 9-12 лет, у мальчиков с 13-17 лет. В возрасте 9-11, 13-14 лет у девочек отмечаются наиболее благоприятный период в развития динамической выносливости; у мальчиков- 12-13, 14-17 лет; у тех и других – 8-12 лет.

Для достижения поставленных целей по модернизации российского образования в области физической культуры в школе в настоящее время:

- в образовательных учреждениях создаются условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, развития детского и юношеского спорта, рационализации досуговой деятельности и организации мониторинга состояния здоровья детей;

- повышается социальный статус работников образования;

- поэтапно повышается оплата труда учителей и других педагогических работников, ориентир - средняя зарплата работников промышленности Российской Федерации;

- улучшается качественная подготовка специалистов высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта на основе реализации компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВПО;

- дошкольные и общеобразовательные учреждения обеспечиваются учителями и инструкторами ФК, как правило, с высшим образованием.

Основные положения концепции нашли свое отражение в материальном стимулировании преподавательского состава и мероприятиях по совершенствованию процесса физического воспитания в общеобразовательных школах, рекомендованных для внедрения и реализованных в большей или меньшей степени в общеобразовательных учреждениях:

- введение третьего часа урока физической культуры в школах;

- проведение дополнительных факультативных занятий по физической культуре;

- осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

- проведение внешкольной воспитательной работы с детьми, вовлечение их в активные занятия физической культурой и спортом;

- организация спортивно-массовой работы по месту жительства;

- обеспечение школ необходимым спортивным оборудованием и инвентарем в рамках федеральной программы;

- повышение заработной платы учителям общеобразовательных школ из федерального и местного бюджета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: