ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ




Информационный аспект проблемы общения занимал и занимает не только социальных психологов, социологов и лингвистов, но и фантастов и футурологов — ученых, изучающих будущее, описывающих его возможные сценарии. И пусть не все ожидания последних оправдались, следует признать, что они первыми задумались о грядущих изменениях в сфере общения и обмена информацией.
На практике выяснилось, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения. Изучение специфики обмена информацией в условиях перехода к информационному обществу только начинается, однако данные исследователей позволяют изменить представление о классическом общении.
Еще до массового распространения компьютеров люди стали общаться с помощью технических средств (телефона, телеграфа), которые заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Техника облегчает передачу информации при общении (сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения). Представьте себе, сколько времени отделяло получение письма от его отправки, если между участниками переписки было несколько тысяч километров. Сегодня с помощью факса можно не только переслать послание в течение нескольких минут в оригинальном исполнении, но и пообщаться в сети Интернет в онлайновом режиме.
В связи с расширением сферы общения с помощью современной техники не только меняется его способ, стиль, характер. Меняется и структура коммуникативного опыта человека. Так, в среде новых информационных технологий характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним. Виртуальный партнер по общению во многом является синтезом того, что известно о нем из сообщаемой информации, и того, что додумывает о нем другой участник общения, не видя его непосредственно.
Общение в глобальных информационных сетях, с одной стороны, свободно от жестких форм (пользователи сети сами выбирают форму и содержание общения). Однако, с другой стороны, открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью самого виртуального коммуникативного процесса, которому недостает эмоциональной насыщенности, а подчас и социальной ответственности.
Ученые отмечают, что интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмыслении и усвоения. Такой «информационный бум» может оказывать негативное воздействие на психику человека.

За период с 1992 по 1998 г. у российских пользователей сети устойчиво возрастал интерес к научной информации (преимущественно естественно-научной, особенно к программному обеспечению) с одновременным ростом интереса к источникам, связанным с юмором, хобби и проведением досуга.

Уже само накопление больших объемов информации предъявляет повышенные требования к их интерпретации субъектом. Один из парадоксов современной коммуникации образно сформулировал кинорежиссер А. Кончаловский: «Чем больше информации, тем меньше смысла». Разнообразию форм представления информации далеко не всегда сопутствует ее смысловая насыщенность.
Глобализация средств информации задает своеобразный «мировой информационный порядок», сущностью которого становится насильственное распространение западных, североамериканских стандартов культуры по всему миру. При этом реципиент (тот, кто воспринимает информацию) реально мало влияет на содержание этой информации.

 

1. Составьте сравнительную таблицу «Общение и коммуникация». Устно сделайте выводы из такого сравнения.
2. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: «В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение» (Джон Морли, английский издатель, биограф и политик).

 

Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И. Рогова «Психология общения».

Коммуникативные барьеры

Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. [...] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. [...] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. [...]
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом:
[...] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: