Предконфликтная ситуация




Лекция 3. Динамика конфликта

Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под влиянием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Для признания конфликта требуются три совпадающих условия:

1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому (физические действия или информация);

2) второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Если одна из сторон атакует, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Если одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия, то конфликта также нет.

Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы развития конфликта:

1. латентную стадию (предконфликтная ситуация),

2. стадию открытого конфликта,

3. стадию разрешения (завершения) конфликта (см. прил. 3.1).

Предконфликтная ситуация

Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действи­тельность конфликта, который не возникает на пустом месте, а выз­ревает постепенно, по мере развития и обострения тех противоречий, которые его вызывают. Эти противоречия и факты, которые приводят к проти­воборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скры­ты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это пери­од накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его на­зывают латентным периодом конфликта, предконфликтным перио­дом или инкубационным состоянием конфликта.

В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действи­тельности различий и даже противоречий интересов.

Так, заказ на установление нового оборудования в организации объективно уже связан с теми противоречиями интересов, которые возникнут в связи с необходимостью увольнения части работников, вызванного внедрением новой техники. Но пока конфликта еще нет, и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.

Другой пример. Рабочим предприятия длительное время не вып­лачивают зарплату. Администрация, как обычно, пытается найти объективные и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям прислушиваются и работники надеются, что не сегодня завтра зарплата будет выплачена. Конфликта еще нет, рабо­чие не бастуют, но он уже «вызревает» в виде негативного обще­ственного мнения, отрицательных эмоций и все увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права.

Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, которые ее создали, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочим выдадут зарплату, то исчезнет и причина конфликта. Бесконфликтно можно разрешать и проблемную ситуацию с введением новой техни­ки. Для этого работникам следует заранее объяснить, как будет реше­на проблема: кто и какую компенсацию получит, кто будет послан на курсы переподготовки, кто переведен на другую работу и т.д.

· Возникновение объективной проблемной ситуации – Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречий между субъектами. Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Проблемная ситуация – наличие противоречия и положительное или нейтральное отношение оппонентов друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основной поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Проблемные ситуации возникают ежедневно и часто длительное время себя не проявляют. Объективные противоречия и ситуации создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами.

Одно из условий такого перехода – осознание объективной проблемной ситуации.

· Осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями оппонентов. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность сознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях оппонентов. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

· Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликт­ными способам – заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны – убеждение, разъяснение, просьбы и пр. В любом случае на данном эта­пе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции. Одним словом, присутствует диалог.

· Возникновение предконфликтной ситуации – предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения, готовностью противодействовать.

Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-либо общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза, а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является пусковым механизмом конфликтного поведения

Профилактика конфликта на этом этапе должна включать следующие действия со стороны его участников:

1) переговоры и договоренности относи­тельно степени опасности предконфликтной ситуации и возможно­сти возникновения конфликта в будущем;

2) сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии – выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;

3) выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

4) разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имеющихся проблем, не доводя дела до конфликта.

Предупредить конфликт на предконфликтной стадии все­гда гораздо легче и более эффективно, нежели его в последующем разрешать. Легче затушить едва тлеющие очаги пожара, чем спра­виться с бушующем пламенем. Хотя часто вся трудность как раз и заключается в том, чтобы обнаружить эти тлеющие очаги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: