Категории диалектики. Диалектические закономерности.




Смысл диалектики. Искусство творческого спора. Идея развития.

Под диалектикой в античности понималось искусство вести беседу, спор; Диалектика - это философский диалог, противостоящий софистике и риторике. Сам термин “диалектика” впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита. Он придал мыслям об изменении абстрактно-всеобщую форму. В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. В это время диалектика культивировалась как проповедническое средство и как средство выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философия была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самую развитую форму эта диалектика получила у Гегеля. Но у истоков этого метода стоит Кант с его антиномикой чистого разума. В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с законами и потребностями человеческого общества. Развитие связано с конкретными материальными и духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.д. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к новообразованиям, заключенным в материи. Развитие характеризуется своей неотрывностью от движения, изменения. Кроме того, развитие характеризуется не единственным разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Наконец, развитие есть особого рода связь состояний. Эта связь не беспорядочна, изменениям присуща внутренняя связность. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, т.е. развитие соотносится с направленными преобразованиями. Таковы основные признаки развития: 1) качественный характер изменений; 2) их необратимость; 3) направленность. Следовательно, развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Категории диалектики. Диалектические закономерности.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. В поле внимания диалектики универсальные связи, пронизывающие все бытие. Формой познания сложных, гибких. противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Категории диалектики - это философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их противоречивой динамике: “единичное-общее”, “многое-единое”, “сходство-различие”, “качество-количество”, “простое-сложное”, “часть-целое”, “конечное-бесконечное”, “форма-содержание” (группа категорий, выражающих организованность бытия); “явление-сущность”, “причина-следствие”, “случайность-необходимость”, “возможность-действительность”(группа категорий, выражающих универсальные связи детерминации). “Единичное-общее”. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в т.ч. подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер, она фундаментальна и для всего человеческого мышления. Реальные предметы единичны, практически не бывает абсолютно одинаковых предметов, каждый предмет индивидуален. Общее же представлено не конкретными пространственно-временными предметами, а чертами их сходства, подобия. “Явление-сущность”. Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т.е. как внешние свойства и их системная структурированность. Под сущностью понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Сущность и явление взаимообусловливают друг друга, неразрывно друг с другом связаны. Видимость проистекает из-за обмана органов чувств, из-за недостаточной осведомленности, искажающей картину реальности, из-за социально-групповой позиции субъекта познания и т.п. Эти заблуждения имеют реальную основу, это субъективная кажимость. Существует и объективная кажимость, которая имеет непосредственное основание внутри структуры действительной сущности или во взаимодействии таких сущностей. Межсущностная кажимость (кондициональная): напр., кажущийся излом предмета, частично погруженного в воду; здесь нет обмана органов чувств, они верно передают преломление лучей света от разных поверхностей. Т.о., явления бывают двух типов: 1) адекватные и 2) неадекватные. Неадекватные подразделяются на 1) видимости и 2) кажимости, а последние подразделяются на 1) внутрисущностные и 2) межсущностные (кондициональные). Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют законами. Признание универсальной законосообразности вещей и процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является непременной предпосылкой всякого рационального познания и целенаправленного преобразования реальности. Открытие регулярных связей явлений концентрирует в себе наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности людей. Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: