Абсолютизируют роль собственных усилий человека




В развитии личности,

игнорируя формирующее влияние социальных условий и воспитания. [15]

 

· Отечественная наука

(философия, психология, педагогика),

признавая огромное значение собственной работы человека над собой,

его активной деятельности,

направленной на самоизменение и на преобразование окружающего мира,

Отвергает попытки

Обусловить результаты развития человека

действием какого-либо одного фактора, в т.ч. самовоспитания.

 

При определении сущности самовоспитания

И его роли в развитии человека

Важно разобраться в том,

Что является

Его источником,

Мотивом

и способом:

 

Источник самовоспитания

Заложен в некоем религиозном начале,

А способ – в самосозерцании и самоочищении

(И. Либман, С. Паршмент, Н. Пиль, С. Смайлс и др.);

Стремление человека к саморазвитию

обусловлено наличием «энтелехии» –

Врожденной тенденции и способности индивида реализовать себя

(В. Штерн);

Мотив самовоспитания заключается в желании «самовозвыситься»

(А. Буземан);

К самовоспитанию человека побуждает

«прелесть работы над самосовершенствованием»

(П. Дюбуа[16])

 

Источником и мотивом самовоспитания,

по мнению отечественных психологов,

является осознание человеком противоречия,

С одной стороны, между своими потребностями,

Интересами,

Целями,

Желаниями,

а с другой,реальными возможностями, актуальным уровнем

Развития необходимых для их осуществления личностных сил,

а также противоречия между

«Я-реальным» и «Я-идеальным».

Понимание того,

Что желаемое не может быть достигнуто без приложения

Определенных усилий,

А, следовательно,

Имеющиеся недостатки могут не быть преодолены,

и побуждает человека к активным действиям,

Направленным на самопознание,

Самооценку,

Самоусовершенствование.

Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деятельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания - именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей.


Мотивы и целенаправленность деятельности человека по самовоспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развития самосознания.

САМОСОЗНАНИЕ – «осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля»[17]

 

К СЛОВУ!

 

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

n ВОЗРАСТНЫЕ УРОВНИ САМОВОСПИТАНИЯ

 

ДЕТСТВО (до вступления в подростковый возраст) - в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требования окружающих черезисправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.

Основная особенность – стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств[18]).

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – период, отличительная черта которого – «самоутверждение качеств через отдельные поступки » [19].

Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попытокизменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки.

 

Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть само­стоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможно­стей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у де­вочек-подростков.

 

Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.

ЮНОСТЬ –в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом.

 

Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте – «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной.

 

Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспитанием.


Некоторые дополнения и размышления в этой связи:

1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:

· внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании, и

· внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т.д.

2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса могут быть дневниковые записи Л. Н. Толстого. Вот каковы результаты его самоанализа:

«Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolérant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, - славу.» [20]

А вот как Л. Н. Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени. » [21]

3. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требованиях к ее организации. Вот как сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет». [22]

5. Основным способом самовоспитания является управление своими действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.

 

6. Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности.

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить» Адольф ДИСТЕРВЕГ

 

 

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ:

 

Если то, что человек унаследовал, можно рассматривать как фактор предопределяющий его развитие, а влияние среды и воспитание как определяющие факторы, то решающим [23]фактором несомненно является деятельность личности, обращенная на созидание самое себя и окружающего мира.

И ЕЩЕ!

 

Выдающийся психолог В. Н. Леонтьев, характеризуя личность и факторы ее формирования, писал:

«Личность ¹ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. (...)

... Проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это - исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им...»[24]

 

 

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 

n Основы генетики и медицины, как минимум, в той их части, которая объясняет характер наследования человеком анатомо-физиологических и психических свойств, выступающих предпосылкой его личностного развития.

n Закономерности, структуру и методику организации процесса самовоспитания.

 

 

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

n Анализировать ситуацию развития ребенка, учитывая при этом его индивидуальные особенности, связанные с наследственностью и внутриутробным развитием.

n Выявлять задатки и создавать условия для их развития в способности.

n Корректировать содержание и средства воспитательной деятельности, влияние внешних факторов с учетом и в интересах развития индивидных особенностей и индивидуальности личности ученика.

n Видеть и раскрывать перед ребенком в оптимистическом плане его возможности, перспективы его личностного роста, оказывать помощь в определении направлений его развития.

n Стимулировать деятельность ученика, направленную на саморазвитие и самосовершенствование, оказывать педагогическую помощь в ее организации и осуществлении, учитывая половозрастные и индивидуальные особенности ребенка, внешние обстоятельства его развития.

¨ ЗАДАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: