Введение в экзистенциальную философию.




Лекция первая.

Экзистенциализм (existentia – существование (лат.)) – философия существования, направление в философии иррационализма, возникшее в середине-конце 19 века в России, Германии и других странах, но заявившее о себе в начале 20 века, в канун Первой Мировой войны (Н.А.Бердяев). Экзистенциализм стал действенной силой в Европе (Франция, Германия) и в США после Великой Отечественной (Второй Мировой) войны.

Различают формы экзистенциализма.

Экзистенция – существование в его простой фактичности; экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающийся на него.

 

Основателем общего подхода «неуместности» философии как чистой теории является Сёрен Кьеркегор (05.05.1813-11.11.1855). Только принимая во внимание ЭТУ реальность и возможность человеческого бытия, философия имеет смысл. Поэтому нужно решительно сосредоточить свое внимание на вопросе о человеческом существовании. Это и есть основной процесс современной философии существования. Ответ на «разбитое» и бессмысленное бытие мира – страх и отчаяние (Кьеркегор, 1993). Он был противником всякой попытки опереться на внешний мир, но сторонником полной отдачи себя на волю Бога – жизнь в «религиозном». Но это не официальное христианство, а жизнь согласно абсолютному, беспредельно преданно христианской истине.

 

  1. Экзистенциальная онтология Мартина Хайдеггера («Время и бытие» (“Sein und Zeit”, 1927)). М.Хайдеггер (26.09.1889-26.05.1976) – немецкий философ-экзистенциалист, ученик Э.Гуссерля, но не его последователь.

Его экзистенция – это бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, и это сущее – человек.

Мартин Хайдеггер
Основной вопрос философской системы Хайдеггера – анализ человеческого существования. Он создал так называемую фундаментальную онтологию, которая предполагает личность в сущности непознаваемой. Личность – целое существования человека, которая в начале находит себя не в экзистенции, а в заброшенности, но распознает себя в отношении к бытию и сущему. Существование - это забота, сущностью которой является забегание вперед, которая всегда заранее заложена в любом фактическом отношении. Бытие есть не бытие во времени, а бытие как время. Человек – это существо, обитающее в мире, связанное в своем бытии с космосом и с другими людьми, существо понимающее, настроенное в своей глубочайшей основе, заботящееся об окружающем мире, пекущееся о людях и призываемое смертью к своей самой подлинной возможности бытия (КФЭ, с.500-501).

«Сущее, существующее способом экзистенции, это человек. Сущее экзистирует. Скала существует, но она не экзистирует. Дерево существует, но оно не экзистирует. Лошадь существует, но она не экзистирует. Ангел существует, но он не экзистирует. Бог существует, но он не экзистирует. …Предложение «человек экзистирует» означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым состоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном. Всякое сознание заранее предполагает экстатически понятую экзистенцию в качестве essentia человека, причем essentia означает то, в качестве чего человек существует пока он человек. Сознание, наоборот, и не создает впервые открытость сущего, и не предоставляет впервые человеку открытость для сущего. Куда и откуда и в каком свободном измерении должна была бы двигаться всякая интенциональность сознания, если бы человек не имел уже в том выстаивании своего существа? На что еще другое, если всерьез о том задуматься, должна указывать приставка «со-» в именах «со-знание» и «само-со-знание», кроме как на эк-зистенциональное существо того, что существует, поскольку экзистирует? Быть самостью – конечно, характеристика существа того сущего, которое экзистирует…» (Хайдеггер,1993,с.32).

Хайдеггер рассуждает о возникновении науки Нового времени и о возникновении субъективизма и индивидуализма с сопутствующим изменением существа человека. Subjectum в переводе с греческого «под-лежащее, то, что в качестве основания собирает все на себе» (там же, с.48). Изначально это слово не имеет отношения к человеческому Я. Но теперь, с появлением науки, «человек становится первым и исключительным субъектом», что означает «он делается тем сущим, на которое в роде своего бытия и в виде своей истины опирается все сущее. Человек становится точкой отсчета для сущего как такового. Такое возможно лишь с изменением восприятия сущего в целом» (там же, с.48-49), с изменением картины мира. «Картина означает здесь …мы составили себе картину чего-либо. Имеется ввиду: сама вещь стоит перед нами так, как с ней для нас обстоит дело. Составить себе картину чего-то значит: поставить перед собой само сущее так, как с ним обстоит дело, и постоянно иметь его так поставленным перед собой… Картина мира, сущностно понятая, означает, таким образом не картину, изображающую мир, а мир, понятый в смысле такой картины. …Бытие сущего ищут и находят в представленности сущего.

Напротив, везде, где сущее не истолковывается в этом смысле, не может и мир войти в картину, не может быть картины мира» (там же).

«Чем шире и радикальнее человек распоряжается покоренным миром, тем объективнее становится объект, чем субъективнее, т.е. наступательнее выдвигает себя субъект, тем неудержимее наблюдение мира и наука о мире превращается в науку о человеке, в антропологию. Неудивительно, что только там, где мир становится картиной, впервые восходит гуманизм. …Оно (слово «гуманизм» - И.С.) обозначает то философское истолкование человека, когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку» (там же, с.51).

«Связь человека с бытием темна. Тем не менее мы повсюду и постоянно находимся в этой связи, где бы и когда бы ни вступали в отношение к сущему» (там же, с.151).

«Бытие есть трансценденция в прямом и первичном смысле», … «Бытие светит человеку в эк-статическом «проекте», наброске мысли» (там же, с.205).

«Теория есть рассмотрение действительного. …решающее первенство принадлежит способу «смотрения», т.е. характеру прослеживающе-устанавливающего подхода, т.е. методу» (там же, с.244).

««Озарение» по звучанию и смыслу сродни зрению. Через зрение и в качестве зримой суть выступает в своем подлинном свете» (там же, с.256).

Забота – бытие сущего, являющегося человеческим существованием. В отношении к окружающему миру существование выступает как озабоченность, а в отношении к другому человеку – заботой о другом, общей заботой.

В заботе слиты три структурных момента существования: 1) устремление себя вперед, бытие как выход за пределы своего существования к возможностям бытия, что сопровождается страхом; 2) заброшенность; 3) забвение (отчуждение от самого себя). Забота есть вопрос бытия, а её зов есть совесть.

Заброшенность – неизбежное возлагание ответственности за существование на свое собственное бытие-в-мире, т.е. на самого себя, и это – объект страха.

Страх – состояние, в котором человеческое существование благодаря собственному бытию оказывается перед самим бытием. Причина страха – само бытие в мире. Страх обособляет человеческое существование и раскрывает его как возможное свободное бытие – свободное в понимании самого себя и выборе самого себя. Решимость толкает человека в характеризующееся общей заботой (естественным способом встречаться с другим) совместное бытие с другими (КФЭ).

Самость – бытие Я, самобытие, различающее «Я» и способное сказать «Я». Личная самость полагает своеобразие бытия в качестве заботы, а безличная самость отодвигает собственные возможности бытия в забвении.

Состояние – исходный момент существования, действующая настроенность в человеке, на которую он сам не может оказывать воздействия.

 

2. Экзистенциализм с опорой на «ничто»: субъективная метафизика Жан-Поля Сартра (21.06.1905-15.04.1980).

Сартр – философ-атеист, последователь М.Хайдеггера и Э.Гуссерля. Он создал свою систему философии и ввел термин «экзистенциализм» в науку.

 

Система Сартра – «экзистенциальная онтология» - («Бытие и ничто»,1943) доказывает, что человек опирается на свою способность верить в себя, в свою способность «создавать» самого себя, превращая в «ничто».

«…с одной стороны, появление человеческой реальности есть внезапное возникновение бытия в небытии и с другой – в ничто мир содержится в "непроявленном" состоянии. Тревога есть открытие этого двойного и постоянного ничтожения.… Но откуда проистекает сила, которая должна, таким образом, внезапно выявить "человеческую реальность" в небытии? Вне сомнения, Хайдеггер имеет основание настаивать на том, что отрицание имеет свою основу в ничто. Но если ничто обосновывает отрицание, значит, оно включает в него как его существенную структуру нет. Иначе говоря, ничто служит основанием отрицания...

… должно существовать Бытие, которое не может быть в-себе и которое имеет свойство ничтожить Ничто, поддерживать его из своего бытия, постоянно подкреплять его из своего существования, Бытие, посредством которого Ничто приходит к вещам. Но каким это Бытие должно быть по отношению к Ничто, чтобы посредством него Ничто приходило к вещам? Нужно отметить вначале, что рассматриваемое бытие не может быть пассивным по отношению к Ничто.

Жан-Поль Сартр
… Но, с другой стороны, Бытие, посредством которого Ничто приходит к миру, не может создавать Ничто, оставаясь безразличным к этому акту... Было бы немыслимым, чтобы Бытие, являющееся полной позитивностью, поддерживало и создавало вне себя Ничто трансцендентного Бытия, так как нет ничего в Бытии, посредством чего оно могло бы переходить к небытию. Бытие, посредством которого Ничто прибывает в мир, должно ничтожить Ничто с его Бытием, и даже таким образом оно подвергало бы еще риску установления Ничто как трансцендентности в самом центре имманентности, если бы оно не ничтожило Ничто в его бытии по поводу его бытия. Бытие, посредством которого Ничто прибывает в мир, есть Бытие, в котором, в его Бытии, стоит вопрос о Ничто его Бытия, Бытие, посредством которого Ничто приходит в мир, должно быть своим собственным Ничто.... Остается узнать, в какой деликатной и чудесной области Бытия мы обнаружили Бытие, которое есть свое собственное Ничто.

… всякий вопрос полагает, по существу, возможность отрицательного ответа. В вопросе спрашивают бытие о его бытии или о его способе бытия. И этот способ бытия или бытие скрыты: всегда остается открытой возможность, чтобы оно раскрывалось как Ничто. …посредством двойного движения ничтожения он ничтожит вопрошаемое, ставя его в нейтральное положение между бытием и небытием, и ничтожится сам по отношению к вопрошаемому, отрываясь от бытия, чтобы суметь извлечь из себя возможность небытия. Таким образом, с вопросом в мир вводится определенная доза отрицательности: мы видим, как ничто расцвечивает мир, сверкает на вещах. Но в то же время вопрос, исходящий от вопрошающего, который сам мотивируется в своем бытии как вопрошающий, отрывается от бытия. Он является, стало быть, по определению, человеческим процессом. Человек представляется, следовательно, по крайней мере в этом случае, бытием, которое осуществляет возникновение Ничто в мире, поскольку он сам поражен небытием с этой целью. » (Сартр, 2000; выд.нами)

«Осмысленное творение ничто – благородный почерк человеческой свободы. Благодаря …мышлению «ничто», перед которым отступает вся душевная грязь, …человек Сартра спасается от калечащего кошмара бытия; однако «ничто» не может быть воспринимаемо с такой плодотворностью, с какой воспринимается бытие» (КФЭ, с.404-405).

Заброшенность для-себя-бытия (Сартр) – постоянно исчезающее следствие в-себе-бытия, которое настигает для-себя-бытие и посредством которого оно связано с в-себе-бытием (КФЭ,с.161).

Страх – боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть (КФЭ, с.438).

Совместное бытие – общее чувство привязанности без прямых отношений, которое Сартр связывает скорее с рабством.

 

Общее для экзистенциалистов – понимание основного принципа человеческого существования как быть-в-мире, где мир – трудовой мир, мир вещей-орудий, являющихся предметом заботы. Быть – это «быть-при», «быть посвященным в». Бытие-в-мире – это и существование, и выход за его пределы: трансценденция имманентна. Нет противопоставления субъекта и объекта, оно происходит только для теоретически изолированного сознания – вторичного источника противопоставления.

Одиночество человека перед лицом ничто создает страх, который нужно сознательно встретить и переносить.

Экзистенциальное мышление – то, в котором участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми чувствами, желаниями, предчувствиями и опасениями, опытом и надеждами, заботами и нуждами. Только такому мыслителю открывается существенное в вещах. Существование необходимо таким, какое есть. У него есть возможность и свобода стать подлинным существованием, или отказаться от него, закрыв глаза на фактичность. Подлинное существование это существование в качестве экзистенции. Оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего. Быть-устремленным-вперед и есть экзистенциальность в подлинном смысле.

Более ясной позицией для психологии и психотерапии отличается психиатр-экзистенциалист К.Ясперс.

 

3. Карл Ясперс (23.02.1883-26.02.1969) : экзистенциальное озарение.

Он также находился под сильным влиянием С.Кьеркегора. Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых раскрывается безусловное, неминуемое, например, болезнь, вина, смерть. Основные категории его философии – свобода, историчность и коммуникация с другими людьми. Ясперс различает наличное бытие-в-мире, (подлинное) существующее бытие и трансцендентальное в-себе-бытие. Им соответствуют философия ориентации в мире, экзистенциальное озарение, и метафизика, которая должна дать разгадку шифра (кода) абсолютного мира (КФЭ, с.558-559).

Шифр: «Метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. Метафизику мы понимаем как «тайнопись». Мы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего существования (экзистенции), а не просто из рассудка, который …ни в коей мере не содействует раскрытию смысла» (там же, 520)

Карл Ясперс
Крушение – роковое переживание при встрече с пограничными ситуациями (в философском смысле) - ситуациями, в которых человек, человеческая экзистенция познает себя (озарением) как нечто безусловное (там же, 228). «Мы всегда в ситуации. Я могу работать, чтобы изменить её. Но существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть; я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным. Пограничные ситуации, наряду с удивлением и сомнением, являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия (самосознания)» (там же, 347-348).

Пограничные ситуации нужно использовать, чтобы получить «путь к бытию», потому что крушение ставит человека перед «ничто», мир и все сущее ниспровергается и исчезает, а духовный взгляд на бытие становится свободным. Крушение и есть шифр бытия (там же, 228).

Коммуникация – процесс, в котором Я действительно становится самим собой благодаря тому, что обнаруживает себя в другом. «Этот процесс обнаружения себя в коммуникации является той единственной в своем роде борьбой, тождественной любви: «любящая борьба», которая не смотрит на мир как на гармонию, делающую коммуникацию вообще невозможной, а ставит всё под вопрос, порождает затруднения, и претензии которой, при исключительной солидарности касающихся, т.о., друг друга лиц, весьма серьезны… Коммуникация может совершаться также и в молчании: подобно тому как, с точки зрения Хайдеггера…, молчание образует собственную возможность речи, оно порождает также и общность, невозможную без определенной коммуникации» (там же, 216-217).

Историчность экзистенции – момент, единство времени и вечности. Историчность осуществляется в верности субъекта своей основе, и выражает несовершенство человека. Историчность вещи же нужна, чтобы понять сущность вещи (там же, 190-191).

 

Библиография.

 

Краткая философская энциклопедия. М: А/О «Издательская группа «Прогресс» », 1994. – 576 с.

 

Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: "Республика", 1993.

 

Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии / Пер. В.И.Колядко. М.: "Республика", 2000.

 

 

Хайдеггер М. В. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – 447 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: