Роль Ф.М. Достоевского в русской культуре в понимании В. Соловьева




 

Соловьев, Владимир Сергеевич (1853–1900) – знаменитый философ, поэт, публицист и литературный критик. Считается, что именно он положил начало философской критике в России.

Философско-богословский взгляд Соловьева на мир вкратце сводится к следующему. Раньше, говорит Соловьев, мир был един – духовное и материальное существовали в тесной связи и гармонии. Но впоследствии мир распался, человек отделился от Бога. В мире же, отныне отделенном от Бога, сохраняется тоска по возврату во Всеединство божественной жизни. Задача – вернуть мир в исходное гармоничное состояние (на это способна Мировая Душа/ Мудрая София/ Вечная Женственность/ Вечная Красота). Так, центральной идеей философии Соловьева становится идея всеединства.

Воссоединиться должны не только творец и его творение (человечество), но и человечество в целом (не должно быть разделения на разные конфессии: православие, католицизм и протестантизм). В этом Соловьев видел главную цель, к которой мы должны стремиться.

Механизм сближения раскрывается через концепцию богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог. Таким образом, утверждает Соловьев, переворот должен свершаться внутри нас, чтобы прийти к единению всего мира (насильственный, революционный, т.е. внешний переворот он отвергал).

Философ считал Россию и славянский мир центром и отправным пунктом вселенской теократии. Только русский народ по своей сути богобоязненный способен отказаться от самовозвеличения, возвышения над другими народами => у него есть шансы прийти к единству, гармонии.

 

В критических статьях Соловьев рассматривает художественные произведения и творчество писателей исключительно через призму своей философии. Для него не составляет интерес эстетическая сторона произведений (стиль, метод, образы и т.д.), не интересны политические взгляды писателей, уделяется внимание лишь сверхчеловеческому, вечным духовным ценностям, воплощенных в книгах.

Задача критика: поиск в худ. мире писателя того, что им положено в основу произ. из сверхличных ценностей.

 

статья «Три речи в память Достоевского»

Критический метод: «В трех речах о Достоевском я не занимаюсь ни его личной жизнью, ни литературной критикой его произведений. Я имею в виду только один вопрос: чему служил Достоевский, какая идея вдохновляла всю его деятельность?».

Взгляд на современное искусство: современные писатели «во-первых, стараются рабски списывать явления этой действительности, а во-вторых, стремятся столь же рабски служить злобе дня, удовлетворять общественному настроению данной минуты» (напр., романы Гончарова и Л. Толстого). Т.,о., подчеркивал антирелигиозный характер совр. ис-ва, оно обособилось от религии. Наша задача: «Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками». Достоевский - предтеча новому ис-ву.

 

Идеал Д. - Церковь: «Если мы хотим одним словом обозначить тот общественный идеал, к которому пришел Достоевский, то это слово будет ЦЕРКОВЬ». Путь к нему лежит через «нравственный подвиг <…> народ во имя этой истины должен отречься и отрешиться ото всего в нем самом, что не согласуется с религиозною истиной. <…>от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине».

 

В тв-ве Д. Соловьев находит идею Всеединства: «центральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, была христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово. <…> в ней он видел духовную, еще не проявленную сущность Русского народа, всемирно-историческую задачу России, то новое слово, которое Россия должна сказать миру».

 

Называет Д. "ясновидящим предчувственником" истинного христианства.

 

Идея Всеединства: «Его идеал требует не только единения всех людей и всех дел человеческих, но главное - человечного их единения».

Необходимость нравственного переворота на пути к всеединству: «необходимость глубокого нравственного переворота – условие нового духовного рождения России и человечества».

 

Идея Богочеловека: «но мы верим в ее искупление нашей греховной природы и ее соединение с божеством <…> посредником этого искупления и восстановления признаем истинного, совершенного человека, т. е. Богочеловека ».

 

Роль Д. в русской культуре: «Разделение между Востоком и Западом в смысле розни и антагонизма, взаимной вражды и ненависти - такого разделения не должно быть в христианстве. <…> новое Слово России Достоевский угадал верно. Это есть слово примирения для Востока и Запада в союзе вечной истины Божией и свободы человеческой.

Вот высшая задача и обязанность России, и таков "общественный идеал" Достоевского»

 

Т.о., отражение своей философии Всеединства Соловьев находит в тв-ве Достоевского. Достоевский для него – предвестник новой культуры, основанной на религиозных началах => огромная роль Д. в формировании и установлении нового ис-ва.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: