Путь саляфов в отношении Имен и Качеств Аллаха




 

Рассмотрим, каков был путь саляфов в убеждении Имен и Качеств Аллаха в трёх аспектах:

– в отношении подтверждения;

– в отношении отрицания;

– в отношении чего не пришло ни отрицания, ни подтверждения.

1) Отношение саляфов к тем аятам, в которых Всевышний Аллах подтверждает какие-то Свои Имена и Качества.

Сказал ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах, описывая путь ахлю Сунны в подтверждении: «И Всевышний Аллах повел тех, кто на истине по самому лучшему пути. Они подтверждают сущность Имен и Качеств Всевышнего Аллаха и отрицают от Него подобие Своим созданиям. И поэтому это есть путь истины между двумя путями заблуждения (уподобление и отрицание). Они верят в сущности прекрасных Имен Аллаха и Его Качеств, не придавая при этом образа».

На прошлом уроке мы взяли со слов Шейхуль Ислама, что путем ахлю Сунны является вера в Имена и Качества Аллаха, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не искажая и не отрицая, не придавая образа и не уподобляя.

Ибн аль-Кайим упомянул, что мы подтверждаем Имена и Качества Аллаха двумя путями:

- Через Его откровение, то есть через Коран и Сунну. Ведь послание пришло с подтверждением Имен и Качеств Аллаха. Однако это не обуславливается простым подтверждением, необходимо подробно разъяснять Качества Всевышнего таким образом, чтобы не осталось никаких сомнений, утвердилась глубокая убежденность, и появилось спокойствие в сердце в отношении Его Имен и Качеств.

- Размышления над Его созданиями. Так как каждое создание указывает на существование Создателя, Его жизнь, силу, знания, желания. Любое действие, которое совершает Всевышний, указывает на Его описания. Совершенство в Его созданиях указывает на совершенство и мудрость Аллаха, а также Его прекрасные Имена указывают на милость Создателя.

2) Отношение саляфов к тем аятам, в которых Всевышний Аллах отрицает какие-то Свои Имена и Качества.

 

Путь предшественников заключается в том, что они отрицают те качества, которые отрицает Сам Всевышний Аллах от Себя, и которые отрицает Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при этом, имея убеждение полноты (совершенства) того описания, которое противоречит отрицаемому описанию (допустим, тогда когда мы отрицаем от Аллаха невежество, в этот же момент мы подтверждаем что он – Знающий).

Сказал Шейхуль Ислам Ибн Таймия: «Мы должны знать, что отрицание плохого качества не будет похвалой до тех пор, пока оно не будет в себе содержать подтверждение прекрасного качества. Простое отрицание не является похвалой и полноценностью, простое отрицание является ничем, а ничто – это то, чего нет. Так как отсутствие описывается тем, чего нет или того чего не может быть, и поэтому большинство тех аятов, где Всевышний Аллах отрицает от Себя какие-то качества, содержат в себе подтверждение качеств полноты.

Как сказал Всевышний Аллах: «Им не овладевают ни дремота, ни сон» (сура «Аль-Бакъара», 255 аят). Всевышний Аллах отрицает от Себя такие качества как сон или дремота, подтверждая совершенство Своей жизни (поскольку Его жизнь в отличии от нашей – не подвержена дремоте и сну).

Также Всевышний Аллах сказал: «…и не тяготит Его оберегание их», – то есть Аллах отрицает от Себя такое качество, как тяжесть или усталость, и это указывает на совершенство Его мощи.

Всевышний Аллах сказал: «И Твой Господь никому не причиняет несправедливости». Здесь Он отрицает от Себя качество несправедливости, подтверждая при этом другое Свое качество – справедливость. В другом аяте Аллах говорит: «И Нас не постигла усталость», – что указывает на полноту Его силы»

3) Отношение саляфов к тем Именам и Качествам Аллаха, которые Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не подтвердили и не отрицали.

 

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах: «Те, качества, в отношении которых проходят дискуссии между теми, кто пришел после предшественников, на подтверждение и отрицание которых нет довода, не разрешается никому подтверждать или отрицать их до тех пор, пока не будет известно, что под этим подразумевается. Если под этим описанием имеется ввиду истина, то мы это принимаем, если же – заблуждение, то отрицаем, а если же подразумевается как истина, так и заблуждение, то не разрешается принимать или отрицать что-то из этого, а нужно остановиться перед каждым таким описанием и объяснить подробно его смысл. Подобно тому, как люди спорили в отношении «стороны» и «присоединения». Всем известно, что нет контекстов отрицающих эти два качества. Поэтому мы говорим тому, кто отрицает сторону (направление): «ты подразумеваешь под «стороной» создания, то есть то, что Всевышний не находится внутри Своих созданий, или ты подразумеваешь сторону, которая находится за этим миром, – то нет сомнений Всевышний Аллах выше Своих созданий и отделен от них».

Тому, кто считает, что Аллах находится в какой-то стороне, мы скажем: «если ты хочешь сказать что, Аллах находится над Своими созданиями, то это истина, а если ты хочешь сказать что, Он находится внутри Своих созданий, то это заблуждение».

Также это касается «присоединения». Если человек подразумевает, что Аллах присоединен к Своим созданиям, то Аллах выше этого, а если он хочет сказать, что Аллах отделен от Своих созданий, то это то, о чем говорили имамы ахлю сунна уаль джама’а, а именно то, что Всевышний Аллах находится выше семи небес над троном и отделен от Своих созданий» См. «Фатава» 3/41.

 

 

Материал:
1. «Маджмуа’ль Фатава» 3/35-41
2. «Мадариджу Саликин» 3/ 352-354
3. «Шарху Тахавия» 68-69
4. «Мухтасару Сауа’ик» 63.

 

 

Пятый урок

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: