Объяснение того, что Имена Аллаха «таукифия»,




то есть, ограничены
(Имеется в виду знания об Именах Аллаха, которые известны нам в этой жизни, а так у Аллаха есть много Имен, которых мы не знаем)

Ограничение означает, что в отношении Имен Аллаха нет места разуму, и поэтому является обязательным останавливаться на том, что пришло в Коране и Сунне, ничего не добавляя и ничего не уменьшая. Так как разум не способен понять Те Имена, которые заслуживает Аллах, и поэтому нужно останавливаться на том, на что пришел контекст.

 

Доказательство на это:

 

1. Слова Всевышнего: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (Сура «Аль-Аъраф», 33 аят).

Называть Аллаха Тем Именем, которым Он Сам Себя не называл, является наговариванием на Аллаха без знаний, что указывает на запрет этого действия.

2. Слова Всевышнего: «Но они не способны объять Его своим знанием» (Сура «Та ха» 110 аят).

Этот аят указывает на то, что человеческий разум не способен объять Господа миров и поэтому ему обязательно нужно останавливаться только на тех Именах, которые пришли в Коране и Сунне, и не называть Его тем, чем Он Сам Себя не назвал.

3. Слова Всевышнего: «Не следуй тому, чего ты не знаешь» (Сура «Аль-Исра» 36 аят).

Этот аят указывает человеку на то, что ему нельзя заходить в те вопросы, в которых у него нет знаний и, в первую очередь, сюда заходит запрет рассуждений об Именах и Атрибутах Всевышнего Аллах, так как человечески разум не способен объять своим знанием Всевышнего Аллаха.

4. Слова Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (Сура «Аль-Аъраф» 180 аят).

Сказал Имам аль-Багави: «Сказали ученые арабского языка, что неверие касающееся Имен и Качеств Аллаха – это называть Его теми Именами, которыми Он Сам Себя не назвал в Своей Книге и не называл его пророк, да благословит его Аллах и приветствует».

Сказал Ибн Хаджар: «Сказали ученые по тафсиру, что из неверия в Имена и Атрибуты считается называть Всевышнего тем, чем Он Сам Себя не назвал в Своей Книге и не назвал Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует».

5. От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, – то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Ахмад 1/391, Ибн Хиббан 3/972, ат-Табарани 10352. Хадис является доводом на то, что Имена Аллаха не могут выйти за пределы того, что Сам Всевышний Аллах утвердил для Себя.

Сказал Ибн аль-Кайим: «Этот хадис разъясняет Имена Всевышнего, и то, что люди не имеют никакого отношения к Его именам».

Знание о том, что Имена Аллаха «таукифия» т.е ограничены, требуют от нас:

 

1. Подтвердить те Имена, которые подтвердил для Себя Аллах и подтвердил его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на это указывает слова Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена», – этот аят указывает на то, что Аллах заслуживает этих прекрасных Имен, которые описаны тем, что они являются самими лучшими, и поэтому обязательно подтвердить их.

2. Ничего нельзя прибавить или убавить от того, что Он подтвердил для Себя, и на это указывают Слова Всевышнего: «…Оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали». В отрицании (неверии) Имен Аллаха заходит искажении, добавление или уменьшение того, что пришло обязательного в них.

3. Строго держаться контекста со стороны единственности или совместимости.

То есть у Аллаха есть Имена, которые приходит одни без других имен, а есть Имена, которые приходят с другими Именами, как, например: Ас-Самиъ и аль-Басыр или Аль-’Азиз и аль-Хаким, – что касается этих имен, то можно взывать с каждым из них по отдельности, а можно и вместе. К примеру, можно сказать: «Йа ‘Азиз, Йа Хаким!» или можно сказать просто «Йа ‘Азиз» без «Аль-Хаким» и наоборот.

А есть имена, которыми нельзя взывать кроме как если с ними придет другое имя, как например: «Аль-Ауалю уаль-Ахиру» или «аз-Захиру уаль-Батыну», или «аль-Хаафиду уа Рраафи’у» (Унижающий всех тех, кто нечестив, и Возвышающий уверовавших), «аль-Му’изу уаль-Музиллу» (Возвышающий и Принижающий того, кого хочет), – что касается этих имен, то нельзя приводить только одно Имя, однако обязательно также привести то имя, которое сопутствует ему. Эти имена считаются как одно Имя, в котором запрещено отделять одни буквы от другого, и поэтому они не могут прийти отдельно.

 

 

Материалы:
1) «Бадаи’у Фаваид» 1.151
2) «Кауа’идуль Мусля» 13
3) «Муътакаду ахлю Сунна уаль-джама’а» 43-49

 

 

Восьмой урок

 

Хадис о 99 Именах Аллаха и объяснение того, что Имена Аллаха не ограничены каким-то числом

Текст хадиса:

 

Этот хадис передал Имам Бухари и имам Муслим в своих двух достоверных сборниках от Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине у Аллаха есть девяносто девять имен, сто без одного, кто их перечислит, зайдет в Рай». аль-Бухари 2736; Муслим 2677

В другом риваяте: «У Аллах девяносто девять имен, тот, кто их выучит, зайдет в Рай и поистине Аллах витр и любит нечетное».

 

Смысл хадиса:

 

Объяснение смысла того, что у Него девяносто девять имен:

Ученые сказали в отношении этого хадиса, что здесь не имеется ввиду ограничение Имен Аллаха этим количеством, а имеется в виду что тот, кто перечислит эти имена, зайдет в Рай.

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия: «Поистине у Аллаха девяносто девять Имен, сто без одного, кто их перечислит, зайдет в рай» имеется ввиду, что тот, кто перечислит эти имена зайдет в Рай, но не имеется ввиду что у Аллаха нет больше имен, кроме этих девяносто девяти».

Так же сказал: «Большинство мусульман на том, что у Аллаха больше девяносто девяти Имен». Аль-Хаттаби сказал: ««Поистине у Аллаха девяносто девять имен, сто без одного, кто их перечислит, зайдет в рай» под этим числом имеется в виду то, что тот, кто перечислит именно эти имена».

Данное предложение «тот, кто их перечислит» является описанием для девяносто девяти Имен, но не подлежащим, и это предложение находится в состоянии насба, хотя оно также может быть и подлежащим, смысл от этого не изменится, так как смысл предложения таков: У Аллаха есть имена в данном количестве, и тот, кто перечислит данное количество, зайдет в Рай. Это подобно словам человека: «у меня 100 молодых рабов, которых я приготовил для отпускания на свободу, и 1000 дирхамов, которые я приготовил для хаджа». Связывать слова определенным числом является описанием этого слова, но никак не указывает на его принадлежность, поэтому он не сказал «Поистине имен у Аллаха – девяносто девять»

Сказал ибн аль-Кайим: «Слова «Поистине у Аллаха девяносто девять имен, сто без одного, кто их перечислит, зайдет в рай» не говорят о том, что у Него не может быть других имен. То есть Аллах имеет 99 имен, у которых есть такое описание подобно тому, как у кого-то может быть 100 рабов, приготовленных для продажи, и 100 коней для джихада, и на этом большинство ученых, против вышел лишь Ибн Хазм, которые посчитал что у Аллаха только 99 имен».

 

Доводы, указывающие на то, что Имена Аллаха не ограничены определенным числом:

 

1. Хадис ‘Абдуллы бну Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Чтобы не постигло раба, пусть это печаль или волнение, если он скажет: О, Аллах, поистине, я – Твой раб, сын Твоего раба и сын Твоей рабыни, моя душа в Твоих Руках и она живет по Твоему мудрому распоряжению, я прошу Тебя со всеми Твоими Именами, которыми Ты Сам Себя назвал и ниспослал в Своей Книге или обучил кого-то из Своих созданий, или Именем, которое Ты оставил для Себя в скрытом знании, чтоб ты сделал Коран весной моего сердца, светом моей груди, успокоением моей печали и ухода моего расстройства» – то непременно Аллах уберет от него печаль и беспокойство и заменит ему это радостью». Ахмад 1/391, Ибн Хиббан 3/972, ат-Табарани 10352. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Абуль-Фадль аль-Багъдади, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Кайим и шейх аль-Альбани.

Лицо доказательства в словах: «или Именем, которое Ты оставил для Себя в скрытом знании». Этот хадис явно указывает на то, что у Аллаха больше 99 Имен, и что у Него есть Имена и Атрибуты, которые Он оставил у Себя, и никто о них не знает. Об этом упомянул ибн аль-Кайим.

2. Пришло в достоверном хадисе что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил во время земного поклона: «О, Аллах я прибегаю Твоим довольством от Твоего гнева, Твоим прощением от Твоего наказания, Тобой от Тебя и я не способен перечислить всю хвалу в отношении Тебя так, как Ты Сам Себя похвалил».

Лицо доказательства: «я не способен перечислить всю хвалу в отношении Тебя».

Сказал Шейхуль Ислам: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что он не способен перечислить все виды хвалы в отношении Аллаха. Если бы он смог пересчитать все Его Имена, то он смог бы пересчитать все Его качества, так как Его качества (описания) исходят от Его Имен».

3. То, что пришло в хадисе шафа’а: «И обратится к Нему с теми видами восхваления, которые он не знал прежде» Сказал ибн аль-Кайим: «Под этими восхвалениями подразумеваются Его Имена и Качества».

4. Те Имена, которые пришли в Коране и Сунне, превосходят количество девяносто девяти.

Сказал шейхуль Ислам ибн Таймия: «Если скажут: «не взывай к Аллаху, кроме как с Его именем, которые пришло в Коране и Сунне», – то будет сказано: их больше чем 99».

О том, что имен Аллаха неограниченное количество и их больше 99, в этом единогласны все ученые, и никто не вышел против этого, кроме как некоторые из поздних ученых, которые сказали, что имена Аллах ограничены. И они же разногласили между собой в количестве: среди них были те, кто сказал, что их 300, среди них были те, кто сказал, что их 1000, также были те, кто сказал 1000 и одно имя, и также были те, кто сказал, что 99 Имен. Есть и другие мнения, и все они слабые, так как не строятся на достоверном доводе.

Смысл пересчета 99 Имен Аллаха:

Упомянул аль-Хаттаби в отношении ду’а 4 стороны, которые приводят ученые в понимании смысла пересчета:

1. Сказал Всевышний Аллах: «И пересчитал каждую вещь сосчитанием » (Сура «Джин» 28 аят). Поэтому смыслом слов («пересчитает») в хадисе будет следующим: «пересчитает их, заучив их, и взывая к Аллаху с ними» – и привел довод на этот смысл другой риваят этого хадиса («кто выучит»).

Сказал аль-Хаттаби: «И это мнение более правильное так сказал ан-Навави и ибн Джаузи».

2. Сила, способность:

Как пришло в аяте «Он знает, что вам не сосчитать этого» или слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «будьте на прямом пути столько, сколько сможете», то есть вы не сможете быть полностью на прямом пути.

Поэтому смыслом перечисление будет таким: «…сможете в соответствии с тем, насколько вы будете внимательны к нему и насколько будете стараться хранить границ в отношении с Господом, как, например, когда человек взывает к Аллаху, говоря: «О, ар-Рахман о, ар-Рахим!» и он чувствует своим сердцем милость, затем берет себе в убеждение то, что у Аллаха есть такое описание или качество как милость, и этот человек начинает надеяться на Милость Аллаха и не отчаивается в ней. Если он говорит: «О, ас-Самиъ, о, Аль-Басыр!» – то знает, что от Него ничего не может утаиться, и что Господь видит и слышит его, и из-за этого он начинает бояться Его как явно, так и скрыто, постоянно чувствуя Его взгляд».

3. Понимание и разум:

Этот смысл взят со слова «хасат» «перечисление». Как говорят арабы «фулян зу хасат», то есть «такой-то обладающий разумом» или «умный человек».
Поэтому смыслом пересчета будет: «понять его смысл и уверовать в него».

4. Прочитать полностью Коран, так как чтением человек захватит все Имена Аллаха, и смысл пересчета будет таким: «тот кто, прочитает и выучит Коран, будет достоин того, чтобы зайти в Рай». Имам ан-Навави посчитал это мнение слабым.

Также было сказано: «имеется ввиду – искать Имена в Коране»

Сказал ибн аль-Кайим: «Объяснением степени пересчета будет следующим:

1. Пересчитать сами имена, то есть словесно;

2. Понять их смыслы и то, на что они указывают;

3. Делать ду’а с ними, как сказал Всевышний: «У Аллаха есть прекрасные имена так взывайте же к нему с ними» и сюда входит две вещи:

– это дуа восхваления и поклонения Ему

– дуа мольбы (мас-аля)».

 

Замечание: в некоторых риваятах от Абу Хурайры приходит: «перечислил все эти имена один за другим», – но этот риваят противоречит тому, что пришло в двух достоверных сборниках, где не упоминаются сами имена. Поэтому ученые сказали, что упоминание имен не пришло от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а те риваяты, где приходит упоминание этих имен, пришли с трех путей:

1 – Путь ’Абдуль ’Азиза аль-Хасына. Этого человека имамы посчитали слабым (да’иф).

2 – Путь ’Абдуль Малика бну Мухаммада ас-Сан’ани. Нельзя приводить в довод его хадисы. Сказал Захаби: «он не является худжой».

3 – Путь Уалида бну Муслима ад-Димашки. Он является достойным доверия, но он подтасовщик.

 

Это еще к тому, что в этих путях есть непонятность в количестве имен.

 

 

Материалы:
1) «Бадаи’у фаваид» Ибн аль-Кайима 1. 138
2) «Аль-Кауа’идуль Мусля» 13-14
3) «Муътакаду ахлю Сунна фи асмаи уа сыфат» ат-Тамими стр. 69-73 456-462
4) «АсмауЛЛах фасина» 155-118

 

Девятый урок

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: