КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Компетенция – это сложная правовая категория, структура которой состоит из предметов ведения, полномочий и функций управления.
(Предметы ведения муниципального образования – сферы общественной жизни, в которых действуют органы местного самоуправления и в которых они юридически компетентны).
(Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный федеральными законами, законами субъектов РФ, местными нормативными актами за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования).
(Функции – основные направления деятельности).
Компетенция органов местного самоуправления складывается:
Во-первых, из вопросов местного значения.
Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, например, вопросы ЖКХ, образования, социальной защиты, земельных отношений, транспортного обслуживания населения и т.п.;
Во-вторых, из отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (например, осуществление воинского призыва, опека и попечительство, надзор за безнадзорными).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( ст. 14, 15, 16) закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения. Вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранение объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения отнесены к компетенции городских и сельских поселений.
Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды отнесены исключительно на районный уровень.
Вопросы электро- и газоснабжения, содержание и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставление транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами.
К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района.
До недавнего времени и миллионный город, и поселение с числом жителей в несколько сотен человек, являющееся муниципальным образованием, обладали одинаковыми предметами ведения, несмотря на несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов. Особенностью ФЗ-131 является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, то есть вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.
Тенденция на сокращение перечня вопросов местного значения, например, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (ФЗ-313).
Компетенция – это также совокупность юридически закрепленных полномочий по предметам ведения, предоставленных муниципальному органу или должностному лицу для осуществления своих функций; За каждым органом местного самоуправления закрепляется своя компетенция.
ФЗ-131 четко определяет структуру и компетенцию органов местного самоуправления:
Во-первых, представительный орган муниципального образования (Саратовская городская Дума);
В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы:
1) принятие устава муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
7) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;
8) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
9) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Во-вторых, глава муниципального образования (Сараев);
Согласно закону 2003 г. глава муниципального образования осуществляет следующие полномочия:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
2) подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа местного самоуправления;
5) обеспечивает решение вопросов местного значения;