Первое: Определение тауаттура и ахада.




 

Сообщения, которые до нас дошли от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) бывают двух видов: тауатур и ахад.

 

«Мутауаттир»: это, то сообщение, которое передало большая группа людей при этом исключается, что они могли бы сговорится на лжи. Хадис мутауатир бывает двух видов: «мутауаттир лафзан» и «мутауаттир маънан».

«Мутауаттир лафзан» – это когда большое число передатчиков одинаково передали как сам контекст хадиса, так и его смысл.

«Мутауаттир маънан » – это когда передатчики одинаково передали общий смысл хадиса, но не его слова.

«Аль-Ахад» – это все то, что не является мутауатиром.

 

Со стороны того как они к нам пришли сообщения аль-Ахад делятся три группы: «машхур», «‘азиз» и «гариб».

 

«Машхур»: То сообщение, которое передали трое или больше этого количества, но не достигли степени «таваттур».

«‘Азиз»: То сообщение, которое передали двое передатчиков.

«Гариб »: То сообщение, которое передал один передатчик.

 

Второе: Какие знания извлекаются из сообщений мутауаттира и ахада.
Что касается «мутауаттира»: Большинство разумных людей единогласны в том, что из «мутауатира» извлекаются правдивые знания. Против же вышли такие группы как: «самния», «барахима», которые посчитали, что мутауаттир не дает знаний сказав это из-за своего высокомерия. Данное мнение является заблудшим и более того оно не заслуживает того что бы на него делать опровержение. В пример можно привести то, что все мы знаем о существовании каких то народов или государств, которые были раньше ссылаясь на те сообщения которыми к нам пришли.

 

Затем люди между собой еще различны в принятии знаний с хабара мутууаттира:

 

1 – Путь некоторых людей, которые считают, что хабар мутауаттир дает только предполагаемые знания, то есть они дают смысл предположения. Это мнение передается от Ка’би, Абу Хасана аль-Басри из числа му’тазилитов.

 

2 – Те, кто считает, что с хабара мутауаттира берется явное, необходимое знание. И это то, что принимает внутренняя сущность человека («фитра»). И это, то на чем большинство ученых.

 

Сказал Ибн аль-Кайим: «Любой тот, у которого есть знания по хадисам, о достоверности тех, кто их передал, а так же силе этих путей у него есть полная убежденность в достоверности этих сообщений. Ведь его душа обязывает верить в эти сообщения, так как он доверяет тем, кто их передал и как бы он не старался его душа ни как не может отвергнуть эти два знания:

Первое знание: Его знаний о путях хадиса, об их числе, а так же в каких источниках они приводится, а так же его знание, что все эти передатчики ни как не могут сговориться на лжи.

Второе знание: исходящее от его веры в пророчество и то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был правдив в тех сообщениях, которые он передал.

Ведь знания о хадисах являются самыми лучшими знаниями и ахлюль хадис намного выше ученых по медицине, таких как Гипократ и тем более выше знаний о наху, и ученых по наху как Сибауайя и др.

Но те, кто занимаются философией, далеки от знаний о хадисах и тем более об ученых этой науки. Они не уделяют совершенно никакого внимания этой науке. Большинство из них считают, что от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не передается в данном разделе (убеждений) или думают, что в данном разделе может есть один два хадиса, но не больше. Как об этом сказал один из предводителей му’тазилитов Абу Хасан Аль-Басри который считал, что в отношении видения («аль-Басар») Всевышнего пришел только один хадис, а это хадис Джабира хотя на самом деле хадисы касающееся видения Всевышнего Аллаха достигают около тридцати».

Что касается хадисов Ахад:

 

Ученые разделились в отношении каких знаний дает хадис ахад.

1 – Те, кто сказал, что хабар ахад дает знания. Из них есть те, кто говорит, что из хадисов ахад извлекаются устойчивые знания и из них есть те, кто говорит, что с хадисов ахад извлекаются неустойчивые знания.

 

2 – Те, кто сказал, что с них берутся знания при условии наличия других доводов.

 

3 – Те, кто посчитал, что хабар ахад дает только предположения. На этом были большинство ученых по усуль фикх.

 

Этот вопрос хорошо разъяснил ибн аль-Кайим, сказав: «В соответствии с самого довода с которым пришел хабаруль ахад будут извлекаться определенные выводы (т.е либо знания, либо предположения). Иногда с него будет пониматься что это ложь и выдумка так как сам довод с которым он пришел, является лживым иногда же он будет давать смысл предположительной лжи, так как довод с которым он пришел предполагает ложь иногда же мы будем останавливаться в отношении него, так как нам не ясно достоверность этого довода с которого пришел хабаруль ахад, иногда же мы скажем что более правильным является что этот хабар правдивый, а иногда мы будем четко заявлять что с этого хабаруль ахада берется знания, так как довод с которым он пришел является достоверным и мы не имеем права сомневаться в нем.

Поэтому не с каждого хабара ахада берется знание, и не каждый хабаруль ахад дает смысл предположения. И поэтому не кому не разрешается говорить, что с хабара ахад вообще знание не берется, так как у них нет на это никакого довода. Так как если мы так скажем, то мы попадем в противоречие самим себе.

 

Поэтому мы говорим, что с хабара ахад берется знание в следующих местах:

 

Первое: Тогда, когда тот, кто к нам пришел с данным сообщение тем в ком мы не имеем права сомневаться, а это сам Всевышний Аллах и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Второе: Тот хабар ахад, который произошел в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который услышав его, подтвердил его правдивость. Как это произошло с тем сообщением, которое сообщил один из ученых евреев к нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Поистине Аллах разместит небеса на одном пальце, земли – на другом, деревья – на третьем», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, широко рассмеялся, удивляясь и подтверждая правдивость его слов.

Так же наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждал правдивость наших сподвижников в тех сообщениях, которые они доносили до него как он подтвердил сообщение, которое принес с собой Тамим ад-Дарими где он рассказал о том что он видел Даджаля.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передал от него это сообщение, стоя на минбаре.

И тот, кто хоть немного ознакомлен с сунной нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то увидит много мест когда посланник, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждал правдивость слов своих сподвижников, а ведь за их словами следовали его решения касающиеся войны или наказания смертью и тому подобного.

Так же, когда наши сподвижники сообщали друг другу, они верили словам друг друга, нисколько не сомневаясь, и ни кто из них не останавливал другого спрашивая: «А то, что ты сообщаешь от нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это хабар ахад или мутауаттир? Если же ахад то я от него знания не возьму пока он не дойдет степени тауаттура…».

И те, кто не принимают знания с хабара ахада которые принес пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышли против единогласного мнения сподвижников, таби’инов, единогласного мнения имамов ислама став похожими на му’тазилитов, рафидитов, хавариджей, на тех, кто совершает это ужасное преступление, а за ними последовали ученые по усулю аль-фикх, факихи. А в своей сути у них нет ни одного довода из слов предшественников на свое заблуждение и более того имамы ислама вышли против данного заблуждения.

Из тех имамов кто сказал, что с хабара ахад принимается знание: Имам Малик, Шафи’и, ученики Абу Ханифы, Дауд бну ‘Али и его последователи как Абу Мухаммад бну Хазм так же об этом сказали Хусейн бну ‘Али аль-Карабиси и Харис аль – Мухасиби. Так же об этом сказал Имам Ахмад в одном из риваятов и на этом мнении были его сторонники».

 

Третье: Доводы, указывающие на то, что с хабара ахад берется знание, и мы обязаны совершать дела по ним.

 

1 – Если бы с хабара ахада не бралось знания, то нам не разрешалось бы совершать дела по нему. Так как Всевышний Аллах запретил нам следовать предположениям, сказав: «и не говори о том, о чем у тебя нет знаний». И поэтому ученые единогласно в том, что человек обязан совершать дела по тому, что пришло достоверно от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже если эти сообщения будут ахад, а если так, то мы обязаны брать знания с хабара ахад. Сказал Сархаси: «Является обязательным совершение дел, основываясь на хабар ахад. Ведь человек не совершает дел кроме как основываясь на знаниях».

2 – Слова Всевышнего: «Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (Сура Тауба, 122 аят). Всевышний Аллах приказывает, чтоб с каждой группы вышел отряд для обучения в религии, чтобы потом после возвращения предостерегать свой народ и это требует от них, чтоб они принимали их наставления.

Слово «таифа» в арабском языке используется как для одного и выше. Сказал Имам Бухари: «Человека так же можно назвать таифа (группа) как сказал Всевышний: «Если две группы верующих сражаются между собой» (Сура Худжурат, 9). В этом аяте имеется ввиду, если два человека будут сражаться между собой».

3 – Слова Всевышнего: «О, посланник доводи то что было ниспослано тебе от Твоего Господа, если же ты этого не сделаешь то ты не довел своего послания» (Сура «аль-Маида», 67 аят). И всем известно, что по причине доведения доводится довод и это является знанием. Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посылал своих сподвижников к народам и они доводили до них. Поэтому мы говорим, что до них дошел довод, так как те, кто довел этот довод до них были достойными доверия и если бы то, что они доводили не считалось бы знаниями то нельзя было сказать что до них не дошел довод.

 

4 – Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который передал ‘Абдулла ибн Мас’уд, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да осветит Аллах лицо того человека который услышал мои слова, выучил их, понял и довел. И может быть тот, кому он рассказал, поймет больше чем тот, кто их довел».

Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал заучивать его слова и доводить их до людей, то получается этими словами доводится довод до людей.

 

5 – Является достоверным по путям мутауаттира что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посылал своих сподвижников в завоеванные страны для обучения людей религии Аллаха, а так же для сбора закята. И люди принимали от них религию, учились от них Корану и многому другому из религии Аллаха. И всем известно, что самое главное в религии это убеждения, так как это то, к чему призывали все пророки.

Как пришло в хадисе, который передал Имам Муслим от Му’аза что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил меня в Йемен и сказал: «О, Му’аз поистине ты придешь к народу из обладателей писания так пусть будет первое к чему ты будешь их призывать это свидетельство что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и что я посланник Аллаха если же они подчиняться тебе в этом, то сообщи им что Аллах приказал им выполнять пять намазов день…..».

И как пришло в хадисе ‘Абдулла бну Кайса что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им уверовать в Аллаха затем сказал «а знаете ли вы что означает уверовать в Аллаха?» на что они сказали «Аллах и его посланник лучше знают» на что он ответил: «Это засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха выстаивать намаз, выплачивать закят, держать уразу в месяц Рамазан. И теперь выучите то, что я сказал, и доведите тем, кто не слышали это сегодня!».

Эти два хадиса указывают на обязательность принятия хадиса ахад в убеждениях, что в свою очередь говорит о том, что с хабара ахад берется знания.

 

6 – Сподвижники и табиины были едины в том, что если происходила какая то ситуация, и они узнавали от какого то человека что такая же ситуация была во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поступил определенным образом, то они принимали то что говорил этот человек и этим самым происходил «Иджма’» (единогласное решение).

 

И поэтому мы говорим, что вся наша община едина в обязательности принятии хадиса, который передал человек достойный доверия от пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

Материал:
1. «Мухтасару Сауа’икуль Мурсаля» Ибн аль-Каййма 567-573
2. «Худжияту хабариль уахид» Ахмад бну ’абдуль-Уаххаб 62-63, 67-69, 83-93.

 

Двадцать третий урок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: