Которые в них содержаться как муътазилиты




 

Это является путем муътазилитов и подобным им из числа философов.

 

Их путь: Они подтверждают к Всевышнему Аллаху имена, не подтверждая к нему качеств, считая, что Его имена являются именами собственными и не более (то есть имена без смысла) из них так же есть те, кто говорит, что все его имена являются синонимами друг для друга, как допустим, они говорят что «аль-Къадир», «ас-Самиъ», «аль-Басыр» все эти имена означают один смысл.

Другие из них сказали, что у всех них есть свой смысл. Как допустим «аль-’Алим» но без знаний, «аль-Къадир» но без силы «Ас-Самиъ» но без слуха и тому подобное.

 

Их сомнение: они так же как джахмиты опираются на правило (приписывание описаний и действий ведет к придаванию образа тела).

Поэтому ученые называют муътазилитов потомками джахмитов.
Считая, что самым явным доводом, который указывает на существование Аллаха это появление новых созданий. Ведь создатель описан качеством предвечности в котором никто не может ему соучаствовать, а все помимо него появляется вновь.

Опираясь на это они отрицали от Всевышнего Его качества посчитав, что эти качества указывают на органы, а органы тела не могут существовать кроме как если находятся в теле, а подтвердить тело мы не можем, так как это приведет к отрицанию существования создателя.

Так же возомнив о том, что если мы подтвердим качества, то этим самым мы попадем в уподобление.

Сказал Шейх ‘Усаймин: «Их сомнение заключается в том, что они посчитали, что если подтвердят описания Аллаха, то этим самым они впадут в уподобление, так как любая вещь у которой есть описание имеет тело, а тела в основном все похожи и поэтому подтверждение качеств ведет за собой уподобление».

 

Можно опровергнуть данное убеждение со многих сторон:

1 – Всевышний Аллах назвал себя именами и описал себя качествами и если бы подтверждение качеств вело бы за собой уподобление, то тогда и подтверждение имен ведет за собой уподобление. А если подтверждение имен не ведет за собой уподобление, то тоже самое мы можем сказать в отношении Его качеств. Ведь если мы будем разделять, то попадем в противоречие. Поэтому, либо вы все это подтверждаете и будете на том на чем были предшественники, либо вы все это будете отрицать подобно чрезмерным джахмитам и батынитам, либо вы будете разделять между именами и качествами, этим самым попадая в противоречие.

 

2 – Всевышний Аллах описал свои имена тем что они «хусна» (то есть самые наипрекраснейшие) и приказал обращаться к нему через эти имена сказав: «У Аллаха есть прекрасные имена так взывайте же к нему с этими именами». Если Всевышний приказывает нам взывать к нему с этими именами, то это говорит о том, что эти имена содержат в себе великие смыслы и не как не может быть так, чтоб они не содержали в себе смыслы. И если бы эти имена были бы просто именами собственными, то они не указывали бы на какой то смысл кроме определение того, к кому обращаются и в чем бы была прекрасность этих имен? И как бы они могли нас приблизить к Всевышнему, если бы они не имели в себе смыслы?

 

3 – Всевышний Аллах подтвердил к самому себе качества как, в общем, так и подробно отрицая при этом уподобление и сходство сказав: «а описание Аллаха – самое возвышенное» и сказал: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий» это указывает на подтверждение качеств а если бы подтверждение качеств вело бы собой уподобление, то эти слова были бы противоречивыми.

 

4 – Тот, кто не описан качествами полноценности и совершенности, не как не может быть истинным объектом поклонения или Господом. И поэтому Ибрахим укорял своего отца в том, что он взял себе богом того кто не слышит и не видит сказав: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?» (сура Марьям, 42).

5 – У каждой существующей вещи должны быть описания (качества), ведь не может ничего существовать, не имея описаний. Исходя из этого мы можем сказать, что создатель так же должен быть описан качествами совершенства подобными Его величию.

 

6 – Слова о том, что имена Аллаха являются именами собственными, одинаковыми по своему смыслу является заблудшим мнением. Так как Коран и Сунна указывают на то, что каждое из его имен указывает на определенный смысл, отличающийся от другого не смотря на то, что тот, кого описывают один. Ведь Всевышний Аллах он «аль-Хайи», «аль-Кайум», «ас-Самиъ», «аль-Басыр», «аль-’Алим» тот кто назван этими именами Он один, различны лишь его имена и качества. В некоторых аятах приходит упоминание нескольких имен вместе как в словах Всевышнего: «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого» (Сура Хашр, 23). Если бы все его имена были бы синонимами, то не было бы смысла чтобы всех их приводить в одном аяте, тогда это будет считаться пустословием.

 

7 – Слова о том, что Аллах, Знающий, но без знаний, Сильный, но без силы, Слышащий, но без слуха и тому подобные слова является заблудшими словами, которые противоречат как арабскому языку, так и всем другим языкам. Так как во всех языках мира принято что образованное слово имеет смысл того слова от которого оно было образовано и поэтому здесь не как нельзя сказать что «аль-‘Алим», но без знаний или сильный, но без силы или слышащий но без слуха что указывает на то, что имена Аллаха указывают на те качества которые они в себе содержат которые подобны Его величию, подтверждая этим самым имена и качества Господа небес и земли.

 

8 – Их слова: что любая вещь описанная качествами имеет тело, является заблуждением. Ведь существует много вещей не имея тела. Как допустим мы говорим длинная ночь или короткий день или сильный холод, сильная жара и тому подобное. Ведь все эти вещи (ночь, день, холод, жара) не имеют тела. Заблудшие отрицая или подтверждая слово тело желали при этом отрицать качества Всевышнего которые Он подтвердил для себя.

 

9 – Их слова о том, что тела похожи друг на друга является явным заблуждением. Ведь существует разница между телами, которые никто не может отрицать. Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия: «Нет сомнений, что мнение о схожести тел является заблуждением».

 

 

Материал:
1 – «Такрибу Тадмурия» Шейх Ибн ‘Усаймин стр. 30-32
2 – «Усуль аллати бана ‘алайха мубтади’а къоулюхум фиссыфат» ‘абудуль Къадир ‘Ата 1/348

Тридцатый урок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: