Виды занятий, формы контроля




Министерство образования Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономики

 

УТВЕРЖДЕНО:

Декан экономического факультета

д.э.н., профессор ___________И.Г. Степанов

"___"_____________2003 г.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Планирование на предприятии»

Для специальности 080502 «Экономика и управление на

Предприятии» (по отраслям) и направлениям: (080507) «Менеджмент организации» по специальностям – «Производственный менеджмент» и «Предпринимательство», (080111) «Маркетинг»

(дневное и заочное отделение)

Новокузнецк 2003


Программа разработана на основании требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080502 и направлениям: 080507 и 080111 Государственного образовательного стандарта.

В программе учтены рекомендации примерной программы дисциплины «Планирование на предприятии», утвержденной 2 июня 1995 г. председателем Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента, г. Санкт-Петербурга.

Составитель:

доц. к.э.н. Фомина Лидия Денисовна

 

 

Утверждена на заседании кафедры

Протокол № _____от «____»____________2003г.

Зав. кафедрой_____________________________________________ /Н.И. Новиков/

 

Утверждена методической комиссией

экономического факультета

Протокол № _____от «____»____________2003г.

Председатель методической

комиссии __________________________ /Кречетова М.А./


Введение

В условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия всех форм собственности, значение и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение теории и практики внутрифирменного планирования занимает важное место в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля. Дисциплина «Планирование на предприятии» входит в блок основных профессиональных дисциплин в структуре учебного плана.

Цель преподавания дисциплины - теоретическая и практическая подготовка студентов в области планирования производственно-финансовой деятельности предприятий любых форм собственности, позволяющая на основе законоположений Российской Федерации, анализа потребительского спроса на продукцию и научных методов прогнозирования составлять планы предприятий, функционирующих в условиях рыночной системы.

Изучение дисциплины - помогает раскрыть сущность существующих научных концепций планирования, механизма формирования системы планов и организации плановой работы в составе менеджмента предприятия, для выбора и обоснования альтернативных вариантов его функционирования и развития.

Задачи дисциплины: - дать теоретические знания в области методологии и методики планирования деятельности предприятия и его развития; - формировать практические навыки проведения технико-экономических и экономико-финансовых плановых расчетов для обоснования альтернативных вариантов и принятия управленческих решений; - обеспечить изучение новейших методологических и практических разработок в области планирования в условиях рыночной экономики.

Особенностью изучения данной учебной дисциплины является тесная взаимосвязь между теорией и практикой планирования на предприятиях с конкретными расчетами. В учебной программе предусмотрена тесная взаимосвязь между аудиторной и самостоятельной работой студентов.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать основные принципы и методы планирования, плановые показатели и их расчеты, систему планов предприятий и их взаимосвязь, организацию планирования на предприятий и уметь их использовать для планирования, функционирования и развития предприятия.


Виды занятий, формы контроля

Отделение Семестр Виды учебных занятий Форма контроля
Аудиторные Внеаудиторные
Лекции Практика Контроль ная Курсовая Индивидуальная
Дневное 7,8     - - + -   Экзамен Экзамен
Заочное Полное (5лет)       + - - Экзамен
Ускоренное и сокращенное       - + + + - -   Экзамен Зачет Зачет

 

2. Тематический план учебной дисциплины

2.1 для очной формы обучения

 

  Аудитор. занятия
Наименование темы Всего Из них
  Лекции Практические
Тема 1. Методологические основы и предмет дисциплины «Планирование на предприятии»     -
Тема 2. Теоретические аспекты планирования     -
Тема 3. Типы, принципы и методы прогнозирования и планирования      
Тема 4. Концепции развития внутрикорпоративного планирования в США      
Тема 5. Особенности планирования деятельности предприятий в командно-административной и рыночной экономических системах      
Тема 6. Стратегическое планирование развития предприятия      
Тема 7. Основы теории и методики бизнес планирования      
Тема 8. Маркетинговые исследования и планирование производства      
Тема 9. Планирование ресурсного обеспечения предприятия      
Тема 10. Планирование издержек производства, налогов, прибыли и рентабельности      
Тема 11. Прогнозирование и планирование финансовой деятельности предприятия      
ИТОГО      

'

2.2 для заочной формы обучения

 

  Аудитор. занятия Самостоятельная работа
Наименование темы Лекции Практические
 
Тема 1. Методологические основы и предмет дисциплины «Планирование на предприятии» 0,5 -  
Тема 2. Теоретические аспекты планирования 0,5 -  
Тема 3. Типы, принципы и методы прогнозирования и планирования   -  
Тема 4. Концепции развития внутрикорпоративного планирования в США - - -
Тема 5. Особенности планирования деятельности предприятий в командно-административной и рыночной экономических системах   -  
Тема 6. Стратегическое планирование развития предприятия   -  
Тема 7. Основы теории и методики бизнес планирования 0,5 -  
Тема 8. Маркетинговые исследования и планирование производства      
Тема 9. Планирование ресурсного обеспечения предприятия 0,5    
Тема 10. Планирование издержек производства, налогов, прибыли и рентабельности      
Тема 11. Прогнозирование и планирование финансовой деятельности предприятия      
ИТОГО      

 


Содержание курса лекций

 

Тема 1. Методологические основы и предмет дисциплины

«Планирование на предприятии»

 

Цель изучения дисциплины. Различия в планировании разных экономических систем. Основные понятия: организация, предприятие и фирма. Планирование на предприятии как наука, важная функция управления и элемент хозяйственного механизма. Развитие науки планирования в СССР и в США. Понятие «закрытой» и «открытой» производственной системы. Особенности методологии планирования с учетом внешней и внутренней среды Изменение роли планирования деятельности российских предприятий на современном этапе развития экономики. Законы и Постановления правительства Российской Федерации о планировании. Предмет, задачи и структура дисциплины «Планирование на предприятии». Административная (централизованная) и рыночная (индикативная) системы планирования на российских предприятиях. Основные задачи и конечные результаты планирования. Структура лекционного курса дисциплины.

 

Тема 2. Теоретические аспекты планирования

Влияние теории «Всеобщей организационной науки» - Тектологии

А. А. Богданова на формирование методологии планирования Основные понятия и точки зрения о планировании известных советских и российских ученых, представленные в учебной и научной литературе: Сыроежин И.М., Ковалевский А.М., Алексеева М.М., Бухалков M.И., Уткин Э.А. и другие. Работы ведущих американских специалистов в области планирования: Дж. Риггс, Р.Л. Акофф, И Ансофф, Т Саати, К Керис и др. Современные философии и теории планирования.

 

Тема 3. Типология, принципы и методы прогнозирования и

планирования

Типология планирования: состав систем, типов и видов планирования. По степени неопределенности планирование бывает двух типов: детерминированное и вероятностное (стохастическое). В зависимости от периода времени планирование бывает трех типов: перспективное (долгосрочное или стратегическое), среднесрочное, краткосрочное. По временной ориентации выделено четыре типа планирования: реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное. По выбору или заданности средств, задач, целей и идеалов установлены следующие типы планирования: операционное (оперативное); тактическое; стратегическое нормативное. Виды внутрихозяйственного планирования: корпоративное, фирменное, заводское, цеховое и т.д. По содержанию планов виды планирования бывают: маркетинговое, инвестиционное, технико-экономическое, финансово-экономическое, бизнес-планирование и др.

Принципы планирования. Методы прогнозирования: экспертные, формализованные и др. Методы планирования: балансовый, базовый, опытного планирования, с помощью динамических рядов, оптимизации «Издержки - объем - прибыль», системного подхода, системного анализа, программно - целевого планирования, расчетно-аналитический, пофакторный, нормативный и другие.

 

Тема 4. Концепции развития внутрикорпоративного планирования в США

 

Стадии и цикл интерактивного планирования по Р. Акоффу. Формулирование проблемного месива: комплексный (системный) анализ; анализ помех; проекции в будущее, сценарии будущего. Планирование целей. И Ансофф об этапах развития корпоративного планирования в США. Нестабильность внешней среды и виды стратегического планирования деятельности фирмы. Долгосрочное планирование. Процедура долгосрочного планирования на основе экстраполяции. Стратегическое планирование (СП). Процедура СП. Внутрифирменное планирование вСША и государственное регулирование. Система внутрифирменных планов. Структура внутрифирменного плана в США.

Тема 5. Особенности планирования деятельности предприятий в командно-административной и рыночной экономических системах

Организация планирования и виды планов предприятия, функционирующего в командно-административной экономической системе (КАЭС). Система планирующих организаций в КАЭС. Внутризаводское планирование на промышленном предприятии КАЭС. Основные принципы планирования на предприятии, включенном в КАЭС. Механизм встраивания предприятий (фирм) в рыночную экономику России. Система планирующих организаций в России при переходе к рынку (на примере предприятий отрасли черной металлургии). Система типов и видов планирования, сформировавшаяся на современных предприятиях Российской Федерации. Система планов предприятия (фирмы) сформировавшаяся в условиях рынка.

Тема 6. Стратегическое планирование развития предприятия

 

Понятие стратегического планирования и его связь с управленческой деятельностью. Основные тезисы, относящиеся к стратегическому планированию. Модели простой версии процесса стратегического планирования. Миссия и цели организации. Формирование показателей прибыльности. Характеристика целей. Цели роста, их понятие и расчеты. Выработка стратегии фирмы. Общие стратегии организации. Общие конкурентные стратегии. Функциональные стратегии. Выбор стратегии. Расширенная версия процесса стратегического планирования. Основные понятия: бюджеты, политики, процедуры, правила. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением. Анализ разрыва. Методы стратегического анализа.


 

Тема 7. Основы теории и методики бизнес – планирования

Сущность бизнес - плана. Причины его подготовки. Функции, проблемы и задачи бизнес – планирования. Требования, предъявляемые к бизнес - проектам. Контуры бизнес – планирования. Технология разработки бизнес - плана. Когда? Для кого и зачем составляется бизнес - план? Этапы разработки бизнес – плана. Типология бизнес - плана. Содержание разделов бизнес - плана. Финансовый план - раздел бизнес - плана. Экономическая оценка чувствительности и эффективности бизнес – плана.

 

Тема 8. Маркетинговые исследования и планирование производства

Маркетинговые исследования - основа планирования производственной программы. Номенклатура, ассортимент, качество и цены реализации продукции. Последовательность формирования производственной программы. Планирование производства и реализации продукции. Расчет объема производства продукции на плановый период. Основные показатели плана производства.

Тема 9. Планирование ресурсного обеспечения предприятия

Материально-техническое обеспечение предприятий Российской Федерации. Основы планирования экономических ресурсов. План материально-технического обеспечения и его структура. Методы определения потребности в материально - технических ресурсах. Содержание и задачи плана по труду и заработной плате. Планирование и прогнозирование производственности труда (ПТ) метод прямого счета, укрупненная модель расчета плановой производственности труда в абсолютном значении, этапы планирования величины изменения ПТ за счет факторов; классификация технико-экономических факторов; расчет относительной экономии численности персонала по основным технико-экономическим факторам. Методы планирования численности персонала. Планирование численности сдельщиков и повременщиков, численности управленческого персонала. План подготовки и повышения квалификации персонала. Планирование фонда заработной платы. Методы укрупненного расчета фонда потребления, фонда заработной платы по предприятию. Нормативный метод планирования фонда заработной платы цеха и предприятия. Особенности дифференцированного расчета фонда заработной платы рабочих и других категорий персонала.

 

Тема 10. Планирование издержек производства, налогов, прибыли и рентабельности

Понятие калькулирования и калькуляции себестоимости продукции. Роль планирования издержек в условиях рынка. Типовые статьи затрат калькуляции себестоимости продукции на промышленном предприятии. Положение в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли: Постановление Правительства РФ №552 от 5 августа 1992г. в ред. Изменений и дополнений №661 от 1 июля 1995г., от 20 ноября 1995 г. №1133.

Классификация затрат с точки зрения управления издержками. Типы калькуляций себестоимости: нормативные, плановые, отчетные, проектные. Укрупненные методы расчета себестоимости изделия.

Понятие сметы затрат на производство, ее элементы. Методы составления сметы затрат на производство. Особенности планирования издержек в сметах затрат и в калькуляции себестоимости. Содержание плана по себестоимости, прибыли и рентабельности. Методы планирования себестоимости продукции: нормативный, расчетно-аналитический, по основным технико-экономическим факторам. Этапы планирования себестоимости в основных цехах (дочерних предприятиях) металлургического акционерного общества.

Планирование снижения себестоимости продукции на предприятии. Планирование налогов, прибыли и рентабельности продукции, продаж, производства акционерного капитала.

Тема 11. Прогнозирование и планирование финансовой деятельности предприятия

Значение и методологические особенности финансового планирования (бюджетирования) в условиях рынка. Мастер-бюджет компании. Типология внутрифирменных бюджетов: основные, операционные, вспомогательные и специальные бюджеты. Основные финансовые документы.

Логическая последовательность процесса бюджетирования. Расчет финансовых показателей. Показатели использования финансового рычага. Комплексные показатели. Долгосрочное финансовое планирование. Методы прогнозирования продаж. Разработка графика ожидаемых поступлений денежных средств от продаж. Определение потребности во внешнем финансировании. Гибкость финансового планирования. Правило производственного рычага. Краткосрочное финансовое планирование.

Бюджет движение денежных средств (БДДС).


Список литературы

4.1 Основная литература

1. Бухалков М.И. Внутрефирменное планирование: Учебник. – М.: Инфра-М, 1999. - 392 с.

2. Алексеев М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.

3. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. – 328 с.

4. Стратегическое планирование/ Под ред. Э.А. Уткина – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. ЭКМОС, 1998. –440с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Деко», 1999. – 720 С.

6. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. – М.: Новое издание, 2002. – 3-е изд., Стереотип. – 635 с. – (экономическое образование).

7. Бизнес-планирование. Учебник / Под ред. В.Н. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 42 п.л.

8. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. и др. Внутрефирменное планирование: настольная книга по постановке финансового планирования/ Под ред. В.Е. Хруцкого. -–М.: Финансы и статистика, 2000. – 25 п.л.

9. Правила оформления студенческих работ: Метод. Указ./ Сост.: О.С. Диса, В.Г. Чуркин, Р.Р. Яворская: Под.ред. В.Г. Чуркина: НФИ КемГУ. – Новокузнецк, 2001. – 32 с.

 

4.2 Дополнительная литература

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е издание, доп. -М.: Финансы и статистика, 2000 - 12 п.л.

2. Финансовое планирование деятельности малых предприятий США: Пер. с англ. - М.: Крокус Интернейшнл, 1993.

3. Вебер Юрген. Организация стратегического и оперативного плани­рования на предприятии/ Ж. Проблемы теории и практики управления, 1998, №2, стр. 105.

4. Буров В.П., Морошкин O.K., Новиков O.K. Бизнес-план. Меодика со­ставления Реальный пример. - М.: Изд-во ЦИПКК АП - Отраслевая библио­тека «Технический прогресс и повышение квалификации кадров в промыш­ленности», 1995. - 88 с.

5. Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов./РЭЖ, 1994, № 4.

6. Москвин В.А. Качественный бизнес-план: учет рисков и баланс ин­тересов. - М.: Ф и Ст, 2000 (II кв.) - 8 л.

7. Бизнес-план. Методические материалы. - М.: Ф и Ст, 2000 г (II кв.)

8. Поляков Г., Маркова В.Д. Бизнес-планирование. Практическое руководство. Новосибирск, фирма «ЭКОР», 1994. - 79 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: