Методы и формы научного познания




739. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведение его под какой-либо закон, – это …

    1. объяснение
    2. понимание
    3. осознание
    4. созерцание

740. Понимание как метод познания обосновывалось по отношению:

    1. гуманитарному знанию
    2. естествознанию
    3. психологии
    4. антропологии

741. Способ достижения цели в процессе познания и освоения действительности называется…

    1. методом
    2. экспериментом
    3. мышлением
    4. представлением

742. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется…

    1. анализом
    2. синтезом
    3. аналогией
    4. экстраполяцией

743. В науке различают два уровня исследования:

    1. эмпирический и теоретический
    2. чувственный и логический
    3. интуитивный и рациональный
    4. гуманитарный и естественнонаучный

744. Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и …

    1. теоретический
    2. чувственный
    3. логический
    4. рациональный

745. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть …

    1. эксперимент
    2. моделирование
    3. наблюдения
    4. конструирование

746. Эмпирическую основу научного знания составляют:

    1. факты
    2. проблемы
    3. противоречия
    4. гипотезы

747. Систематизированное знание о какой-либо предметной области называется:

    1. теорией
    2. концепцией
    3. учением
    4. эпистемой

748. Если естествознание традиционно ориентируется на объяснение, то гуманитарное знание на …

    1. понимание
    2. повествование
    3. истолкование
    4. интуицию

749. Методологическая процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории за счет несоответствия эмпирическим данным называется…

    1. фальсификацией
    2. верификацией
    3. сублимацией
    4. интерпретацией

750. Переход от абстрактного знания к конкретному составляет сущность…

    1. диалектики мышления
    2. диалектики природы
    3. негативной диалектики
    4. позитивной диалектики

751. Проблема метода научного познания была поставлена в философии…

    1. Нового времени
    2. Возрождения
    3. Просвещения
    4. Немецкой классики

752. Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления…

    1. экспериментального и системного методов
    2. анализа и синтеза
    3. индукции и дедукции
    4. наблюдения и измерения

753. Эмпирическое исследование связано с …

    1. индуктивным умозаключением
    2. дедуктивным умозаключением
    3. традуктивным умозаключением
    4. синтетическим умозаключением

754. Индукция и дедукция относятся к __________методам познания.

    1. общелогическим
    2. рациональным
    3. теоретическим
    4. математическим

Развитие науки

  1. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разработали …
    1. Кун Т. и Лакатос И.
    2. Ленин В. И. и Плеханов Г. В.
    3. Лиотар Ж. и Деррида Ж.
    4. Гадамер Г. и Хайдеггер М.
  2. Словом «________» – применительно к современной науке – обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования.
    1. парадигма
    2. доктрина
    3. учение
    4. идеология
  3. Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных …
    1. традиций
    2. концепций
    3. школ
    4. методов
  4. Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит...
    1. период научной революции
    2. аномальный период
    3. период паранауки
    4. период проблемной ситуации
  5. Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название...
    1. нормальной науки
    2. развивающейся науки
    3. позитивной науки
    4. научной революции
  6. Согласно принципу верифицируемости научным может быть…
    1. утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям
    2. знание, прошедшее практическую проверку
    3. представление, получившее широкое распространение
    4. знание, непротиворечащее аксиоматическому базису данной науки
  7. Согласно принципу фальсифицируемости соответствовать науке может…
    1. учение, которое не может быть опровергнуто на данном уровне развития науки
    2. полностью доказанная теория
    3. концепция, опирающаяся на традиционный аксиоматический базис
    4. эмпирическая научная система, имеющая возможность быть опровергнутой опытом
  8. Принцип пролиферации идей, предложенный П. Фейерабендом, утверждает:
    1. научные концепции возникают хаотично
    2. научное знание развивается постепенно
    3. рост научного знания зависит от внешних по отношению к нему факторов
    4. научное знание развивается катастрофически, скачкообразно
  9. Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке...
    1. проблемных ситуаций
    2. пограничных ситуаций
    3. исторических ситуаций
    4. парадоксальных ситуаций
  10. Социальный заказ, социально-экономические условия определяют развитие науки с точки зрения …
    1. экстернализма
    2. интернализма
    3. позитивизма
    4. социологизма
  11. Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в...
    1. постпозитивизме
    2. позитивизме
    3. сциентизме
    4. постмодернизме
  12. Развитие науки как смену парадигм обосновывал…
    1. Т. Кун
    2. К. Поппер
    3. Л. Витгенштейн
    4. Б. Рассел
  13. Стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий как условие развития науки выражается в принципе…
    1. пролиферации
    2. плюрализма
    3. анархизма
    4. фальсификации
  14. Концепция научно-исследовательских программ была разработана…
    1. И. Лакатосом
    2. П. Фейерабендом
    3. Т. Куном
    4. К. Поппером
  15. Выдвижение новых гипотез в науке связано с …
    1. возникновением проблемных ситуаций
    2. появлением новых фактов
    3. стремлением к открытиям
    4. необходимостью нового видения проблемы
  16. Достижения науки, воплотившиеся в технике становятся важным фактором развития общества в …
    1. ХХ веке
    2. XVII веке
    3. XVIII веке
    4. Древности

Наука и техника

  1. В античности понятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и …
    1. искусство
    2. философию
    3. религию
    4. политику
  2. Настоятельная необходимость подготовки инженеров в профессиональных школах возникает в эпоху _____________ революции.
    1. научно-технической
    2. научной
    3. промышленной
    4. информационной
  3. Совокупность искусственных средств создаваемых для преобразования природы называется...
    1. техникой
    2. механизмами
    3. артефактами
    4. конструкциями
  4. Техника появилась...
    1. с возникновением человечества
    2. в древнем мире
    3. в эпоху промышленной революции
    4. в индустриальном обществе
  5. Совершенствование техники определяет __________развитие общества.
    1. цивилизационное
    2. формационное
    3. культурное
    4. духовное
  6. Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название…
    1. антисциентизма
    2. нигилизма
    3. сциентизма
    4. гуманизма
  7. Исследование феномена техники в целом является задачей...
    1. философии техники
    2. технических наук
    3. естественных наук
    4. психологии техники
  8. Срастание науки с техникой в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества, состояния биосферы, называют _______________.революцией.
    1. научно-технической
    2. научной
    3. технической
    4. компьютерной
  9. «Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания», - писал …
    1. Вернадский В.И.
    2. Циолковский К.Э.
    3. Лосский Н.О.
    4. Флоренский П.А.
  10. Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал...
    1. О. Тоффлер
    2. У. Ростоу
    3. Д. Белл
    4. Дж. Гелбрейт
  11. Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы характеризуется как...
    1. сциентизм
    2. наукоцентризм
    3. позитивизм
    4. модернизм
  12. Мировоззренческая установка, согласно которой естественно-математические и технические знания и методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуется как …
    1. сциентизм
    2. антисциентизм
    3. прагматизм
    4. техницизм
  13. Согласно _________________, технические и естественно-математические науки способны лишь негативно влиять на культуру, человека, общество.
    1. антисциентизму
    2. рационализму
    3. эмпиризму
    4. консерватизму
  14. Если для научного творчества характерны открытия, то для технического - …
    1. изобретения
    2. гипотезы
    3. сомнения
    4. умозаключения
  15. Конечным продуктом инженерно-технического творчества является …
    1. изобретение
    2. открытие
    3. модель
    4. конструирование
  16. Наука начинает определять развитие техники в …
    1. ХХ веке
    2. XVIII веке
    3. XVII веке
    4. XV веке


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: