Постматериалистические ценности




Ключевые слова

Культура, «Культура в самом широком смысле слова – это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди… Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы – и ты, и они – видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком.»

Ф.Бок

Таким образом, культура – это инструмент внедрения и поддержания определенного социального порядка, а общество - культурно структурированный и упорядоченный мир, т.е. мир социокультурный.

Культура же в самом общем смысле может быть определена как специфический способ организации и развития человеческой деятельности, в котором отражается общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни.

С истема ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Культура – это, по сути, весь окружающий нас социальный мир, ее воплощение в конкретных социальных, политических, хозяйственных и прочих общественных формах

· материальная и духовная культура,

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся техника, жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т.п., что в совокупности составляет определенный образ жизни.

Духовная культура включает все сферы духовной деятельности и ее продукты – познание, воспитание, просвещение, право, философия, наука, искусство, религия и т.п. Вне духовной культуры культура вообще не существует, как не существует и ни один вид деятельности человека. Духовная культура также воплощается в материальных носителях (книги, дискеты, картины и т.д.).

· субкультура/контркультура

Система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней, называется субкультурой.

Они формируются в определенных социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограничеснных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры, ее статусной структуры происходит социализация индивидов, и в этом смысле она ничем не отличается от «стандартной» социализации законопослушных граждан.

Контркультура, или альтернативная культура – это субкультура, которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название «новых левых» (в отличие от «старых» левых – движения рабочего класса). Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения.

· элитарная/массовая культура,

Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса.

Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной, конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.

· знаки, (значения) – специфическоекультурноесредство соединения человека с миром и обществом. Они лежат в основе культуры. Их стабильность – условие бытия культуры как таковой. Благодаря постоянству значений социокультурный мир устойчивым образом предстает в сознании его членов. Таким образом, культура – это прежде всего общая для данной социокультурной общности система смыслов и значений, мир ее символики, обеспечивающий единство восприятия реальности, единство ориентиров поведения.

· традиции,

Традиции – важнейшее звено любой культуры, одна из основных форм социального наследования. Это целостные, привычные образцы поведения, которые узаконены самим фактом их существования.

· нормы,

Нормы – более сложная форма социокультурной регуляции. Социальная норма – это стандарт действия, характеризующий принадлежность индивида к определенной социальной группе, регулирующий поведение людей в определенной социальной сфере. Иначе говоря, социальная норма – это средство социальной типизации человеческого поведения, «социальное в действии»: она устанавливает допустимые границы деятельности определенного типа, она же является и условием принадлежности к данному типу (врача делает врачом, офицера – офицером и т.п.). Социальные нормы обеспечивают предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Если человек вступает в отношения, неурегулированные социальными нормами, последствия могут быть непредсказуемыми (выразительное слово «беспредел» описывает именно такую ситуацию).

· ценности,

Ценностная система является более широким контекстом, в котором размещаются традиции и нормы, получая определенное обоснование, приобретая определенный (свой в каждой культуре) смысл. Таким образом, ценности преобразуют механизм социокультурной регуляции, выводят его за уровень повседневности.

Ценности выражают отношения значимости свойств определенных объектов для определенной социокультурной общности.

· культурная унификация,

· Унификация - это...

· - один из методов борьбы с разнообразием; в социокультурной жизни - тесно связана с упрощением, возникает в результате превышения его допустимого в соответствующей культуре уровня. В этом случае культура оказывается не в состоянии объяснить на своей собственной основе разнообразие новшеств, включать их в систему своих представлений. Возникающий хаос порождает дискомфортное состояние. Это толкает массовое сознание, общественное мнение против мини-юбок, против "индивидуальной трудовой деятельности", против спецшкол и т. д., всего, что порождает раздражающее разнообразие. У. упрощает социальные отношения, например, уничтожением частного предпринимательства, упрощает культуру, что в 20-х и начале 30-х считалось заслугой революции. У. может статьцелью политики правящей элиты, если она увидит в ней необходимое условие решения медиационной задачи, средство предстать перед основной массой населения как "своя", вписаться в мифы массового сознания. Для этого может использоваться цензура, административные запреты, например, частного предпринимательства, прямое подавление различных новшеств и т. д. Борьба за У. - важный элемент обеспечения серого творчества. У. - преграда развитию общества, предпосылка снижения его творческого потенциала, социальной энергии, уменьшения возможностей отвечать на вызов истории, ресурсов, необходимых для борьбы с дезорганизацией, точек роста общества. Борьба за У. идет постоянно, и, очевидно, интенсивность ее в принципе растет с ростом разнообразия. Сегодня появились новые враги - кооператор, арендатор. В борьбе против них объединились самые разнообразные силы, включая и местные власти. "Колхозник строит козни соседу арендатору: портит технику, посевы; подливает в молоко химикаты или керосин. Специалист путает отчетность, дает неправильные расценки... злоба, стремление нагадить. Столько энергичных, честных предприимчивых руководителей попали за решетку" (Вагин М.Г. - председатель колхоза Правда. 1988, 4 июля).

· Уничтожение видового и культурного разнообразия земли, как и унификация и упрощение собственно человека

· этнификация,

· изоляционизм,

· ИЗОЛЯЦИОНИЗМ (от франц. isolation— отделение, разобщение) — тип политического поведения, направленный на ограничение политическим субъектом связей и отношений с другими субъектами.

· Политика изоляционизма может инициироваться самим политическим субъектом и вытекать из его собственного стремления к свертыванию контактов (напр., по идеологическим мотивам) или базироваться на представлении о своей самодостаточности (автаркия). Изоляционистская политика может проводиться из-за опасения субъекта быть вовлеченным в решение задач, которые для него не актуальны (напр., стремление не участвовать в вооруженных конфликтах), может быть навязана субъекту извне путем установления блокады, прекращения дипломатических связей и т. п. Во внутренней политике изоляционисткое поведение свойственно некоторым оппозиционным партиям, фундаменталистским движениям и т. п. См. также ст. Закрытое общество.

Р. Ю. Шлык

· сегрегация,

Сегрега́ция (позднелат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации(отделение группы по расовому или этническому признаку). Различается сегрегация де-юре и де-факто. Сегрегация де-юре, или административная сегрегация, была очень распространена в Средние века иНовое время в германских и англосаксонских странах, а также их колониях (Германия, США, Британская империя, ЮАР, Ирландия, Прибалтика и т. д.), но практически исчезла после успехов, достигнутых движением за права человека во второй половине XX века и ныне встречается крайне редко. Однако в большинстве стран, где некогда существовала административная сегрегация, она до сих пор поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы (практика красной черты). Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений (см. Исторические чёрные высшие учебные заведения), спальных районов, торговых центров, различных учреждений и т. д. Возникают новые феномены: гиперсегрегация, ресегрегация и пр.

· ассимиляция,

Ассимиляция культурная (Culture assimilation) — освоение людьми, принадлежащими к разным культурам, новой для них культуры, характерной для сообщества (страны, организации, общины, социальной группы и т. п.), членами которой они стали на длительный срок. При этом их внутренняя культура и внешнее поведение меняются настолько, что люди фактически становятся представителями новой для них, «ассимилированной» культуры. Так, например, в наши дни за рубежом многих выходцев из многонациональной России независимо от их истинной национальности называют «русскими».

· мультикультурализм, мультикультурализму – формированию множества групп, основанных на культурной, в первую очередь - этнокультурной идентичности.

· транскультурализм, термин «транскультурализм», обозначающий способность человека одновременно осваивать различные культурные традиции в их совокупности и культурный опыт разных стран.

· материалистические / постматериалистические ценности

· Материалистические ценности

Общества, где акцент делается на ценностях выживания, отличаются относительно низким уровнем индивидуального благосостояния, худшим здоровьем населения, характеризуются низким уровнем взаимного доверия между людьми и поддержки гендерного равенства, а также относительной нетерпимостью к чужеродным или маргинальным группам. В этих обществах преобладающую роль играют материалистические ценности, там относительно высок уровень веры в возможности науки и техники,слаба экологическая активность и существует скорее позитивное отношение к авторитарным формам правления. Когда само выживание не гарантировано, возникает ощущение, что культурное многообразие несет в себе некую угрозу. В обществе, где люди едва сводят концы с концами, иностранцев считают опасными чужаками, способными отнять у вас средствак существованию. В попытке придать максимальную предсказуемость изменчивому миру люди держатся за традиционное распределение гендерных ролей и сексуальные нормы,ассоциирующиеся с непреложностью общепринятых правил и привычными моделями поведения.

 

Постматериалистические ценности

 

В обществах, занимающих высокие места в рейтинге ценностей самовыражения,как правило преобладают противоположные предпочтения по всем перечисленным пунктам. В целом ценности самовыражения отражают эмансипационные и гуманистические этические принципы,делающие упор на личную независимость и свободу выбора.

И наоборот,когда выживание становится само собой разумеющимся, этническое и культурное многообразие выглядит все более приемлемым явлением — более того, на каком-то этапе к многообразию начинают относиться не просто терпимо, но и позитивно, оно вызывает интерес и вдохновляет. В постиндустриальном обществе люди любят ходить в рестораны иностранной кухни, чтобы попробовать новые блюда; они готовы платить немалые деньги и преодолевать большие расстояния,чтобы познакомиться

с «экзотическими» культурами. Изменение гендерных ролей и норм сексуального поведения уже не кажется членам таких обществ чем-то угрожающим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: