Анализ конкурентной среды образовательного учреждения




Начальным этапом разработки стратегии является стратегический анализ, основанный на исследовании и оценке внутренней и внешней среды, в которой находится организация.

Самыми распространёнными методами анализа и оценки конкурентной среды являются SWOT — анализ и метод Портера.

Модель пяти сил конкуренции Портера является мощным инструментом при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении степени воздействия каждой из них. Эта модель не только наиболее широко используется, но и достаточно проста в применении. В соответствии с методом, предложенным Майклом Портером, фирма (образовательная организация) должна изучить свое конкурентное положение, т. е. конкурентные силы, воздействующие на фирму, которые характеризуются моделью движущих сил конкуренции.

Основным положением анализа конкурентной среды по методике Майкла Портера является способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на рынке, которое зависит не только от прямой конкуренции, но и от других конкурентных сил. А именно от потенциальных конкурентов, от товаров-заменителей, от клиентов и от поставщиков. Целью проведения конкурентного анализа по Портеру является идентификация благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться предприятие. Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, оказывая влияние на цены, которые может диктовать фирма; на расходы предприятия; на размер инвестиций, необходимых для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Метод SWOT-анализа основывается на выявление сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз и установление взаимосвязей между ними.

Поэтому SWOT — анализ отвечает на следующие вопросы [5]: — Использует ли организация свои внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в стратегии? Если у него нет отличительных преимуществ, то какие из его потенциально сильных сторон могут ими стать?

(например, во всех школах есть выпускники-медалисты. Но не все эти ученики принимают участие в международных олимпиадах или ездят на всероссийские и международные молодёжные семинары и т. д.) Являются ли слабости предприятия его уязвимыми местами? Или они не дают возможности использовать определенные возможности? — Какие благоприятные возможности могут дать предприятию реальные шансы на успех при их использовании? — Какие угрозы должны наиболее беспокоить организацию?

Классическим представлением информации является составление таблицы, где расписываются, и оценивается сильные стороны в деятельности фирмы (S), ее слабые стороны (W), потенциальные благоприятные возможности (О) и внешние угрозы (Т). На пересечении в таблице проставляется экспертная оценка в баллах. Итоговая сумма баллов по строкам и столбцам показывает приоритетность учета того или иного фактора при формировании стратегии. По итогам SWOT-анализа составляется матрица стратегических мероприятий, необходимых для того, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании и мероприятия, необходимые для преодоления слабых сторон и использования представленных возможностей, а так же мероприятия, использующие сильные стороны организации для минимизации угроз и мероприятия, уменьшающие влияние слабых сторон для минимизации угроз.

Уровни стратегии.

-Первый уровень — аналитический. Здесь проводят поэтапный анализ всех подразделений и структур образовательного учреждения. Выявляют недостатки и положительные моменты предыдущих стратегий. Определяют были ли реализованы поставленные задачи, достигнуты ли цели и т. д.

(предлагается использовать метод Портера, описанный выше)

-Второй уровень — определение стратегической цели. На этом уровне разрабатывается направление развития образовательного учреждения, выражается смысл существования образовательного учреждения. Основной целью предполагается — повышение конкурентоспособности образовательного учреждения в сфере образовательных услуг.

-Третий — выбор стратегии. На этом этапе определяют, пути достижения стратегической цели и реализацию своей миссии.

-Четвертый уровень — выполнение. Необходимо должным образом вовлечь имеющийся у образовательного учрежденияпотенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

-Следующие уровни — это оценка и контроль выполнения стратегии. Являются логически последним процессом, осуществляемым в стратегии образовательного учреждения.

Таким образом, чтобы общеобразовательное учреждение стало конкурентоспособным, директору необходимо приложить немало сил. Только в том случае, если директор лидер, способный организовать процесс совершенствования школьного учреждения, привлечь работников школы к нему, вести их за собой для совместной реализации управленческих решений для достижения поставленных целей, только тогда школе обеспечен успех.

Вывод: конкурентоспособность – совокупность возможностей школы. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя школы под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества образования и воспитания и в целом конкурентоспособностью образовательного учреждения.

 

Литература:

1.Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗв.

2.Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко)

3. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 362 с.

4. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я.Кипермана - М.: Республика, 1993. - 524 с.

5. Маркетинг: учебное пособие / О. В. Воронкова, К. В. Завражина, Р. Р. Толстяков и др.; под общ. ред. О. В. Воронковой. — Тамбов:Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 120 с.

 

Словарик:

· Конкуренция (в маркетинге) – это состязательность, соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы.

· Конкуренция (в образовании) соперничество между образовательными учреждениями, стремящимися к достижению одной и той же цели – привлечение большего числа учащихся, качественной подготовке.

· Конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности образования. Это превосходство образовательного учреждения своими образовательными услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени; потенциальная способность образовательного учреждения предоставлять конкурентоспособные услуги в будущем без ущерба своему финансовому состоянию.

· Конкурентное преимущество - это положение образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать инвесторов и потребителей.

· Стратегия организации — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

· Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: