Требования к размещению и хранению игрушек в группах ДОУ.




В младших группах игрушки должны быть расположены на открытых полках, в доступном месте, располагаться на уровне роста ребенка /т.к. игровые замыслы возникают только при непосредственном созерцании игрушки по принципу «увидел – захотел поиграть»/. Должно быть много одинаковых игрушек (для разрешения детских конфликтов), хотя разнообразие игрушек не слишком большое, т.к. опыт детей еще мал.

В старших группах игрушки можно хранить в специальных шкафах, на полках, т.к. игра уже идет от замысла. Но, все же желательно, чтобы игрушки были хорошо видны и удобно расположены для самостоятельного пользования. У каждой игрушки должно быть свое постоянное место хранения. Игрушек должно быть много разных, т.к. опыт детей богаче, и игры более разнообразны, чем у малышей. Каждая игрушка может быть представлена всего в 1-2 экземплярах.

Воспитатель не должен просто размещать игрушки в группе в отсутствии детей. Каждая игрушка обязательно должна быть специально внесена в группу. Во время внесения важно зафиксировать на ней внимание детей, познакомить с внешним видом игрушки (что это, как называется, как устроена, из чего сделана), показать способы использования её в игре, объяснить правила пользования данной игрушкой. Если это кукла или игрушка, изображающая животное, надо дать ей имя /или придумать вместе с детьми/, договориться, где будет храниться /жить/ игрушка в нашей группе. Внесение игрушки может быть осуществлено на занятии или в вечерний отрезок времени. Его может сопровождать сюрпризный момент или другие педагогические приемы (встреча новых кукол, внесение посылки с игрушками, находжение в игровом уголке «заблудившихся»игрушек и т.д.). В старших группах воспитатель рассматривает игрушку с детьми, предупреждает, что с хрупкими игрушками надо обращаться бережно. Большую пользу принесет короткий, доступный детскому пониманию рассказ педагога о том, как делают игрушки и сколько людей стараются, чтобы они были интересными и красивыми. Воспитатель учит беречь игрушки. Главное, чтобы дети видели, что воспитатель не остается равнодушным, а огорчается и сожалеет по поводу сломанной или испорченной игрушки.

Нельзя сразу вносить в группу много игрушек, это рассеивает внимание детей, мешает сосредоточиться на понравившейся кукле или машине.

Задание:

- продумайте варианты внесения игрушек в младшей и в старшей группе детского сада.

 

 

Дополнительная литература:

- Акулова О.В. Мир игрушки./ Дошкольная педагогика – 2001. – № 4.

- Виноградова Л. Создание условий для игровой деятельности/ Дошкольное воспитание. – 1979. - № 10.

- Володина А. Выбрать нужную игрушку/ Дошкольное воспитание. – 1969. - № 6.

- Зуева Е. Игрушки рассказывают. / Дошкольное воспитание. – 1990. - № 7.

- Иванова В. Играйте вместе с детьми/ Дошкольное воспитание. – 1981. - № 11.

- Казанович Е. Учите береч игрушку/ Дошкольное воспитание. – 1981. - № 11.

- Островская Л. Детский уголок дома/ Дошкольное воспитание. – 1980. - № 11.

- Панкратова А. Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек/ Дошкольное воспитание. – 1988. - № 9.

- Савка А. Дети и взрослые в мире современных игрушек/ Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.

- Стрелянова Н. Кукла для ребенка не вещь, а личность/ Дошкольное воспитание. – 1976. - № 5.

- Урбанская О. Какие игрушки дарить детям/ Дошкольное воспитание. – 1975. - № 7.

 

Подумайте над следующими вопросами:

- А.С.Макаренко называл игрушку «материальным центром игры». Можете ли вы полностью согласиться с его мнением? /Используйте доказательства из области психологии и педагогики игры дошкольника/

- Согласны ли вы с мнением Я.А Коменского о роли игрушек в развитии детей: «Всегда, играя с ними, дети будут развивать в теле здоровье, в уме живость, а во всех членах -- подвижность».

- М.Горький, говоря о необходимости сообщения детям знаний об окружающем мире, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной книжки, и ещё проще может быть достигнуто интересной игрушкой». /Докажите это конкретным примером/

 

- попробуйте дать полную классификацию, имеющимся у вас дома нескольким игрушкам.

(Например, КУКЛА БАРБИ: - по характеру и назначению – образная игрушка

- по способу изготовления – фабричная (промышленная)

- по степени готовности – готовая

- по величине – средних размеров

- по художественно-образному решению – реалистичная

- по виду применяемого сырья – пластмассовая)


Народные игрушки

Название игрушки Где изготавливалась. Когда возник промысел Темы игрушек Отличительные особенности игрушки Интересные сведения
  ЗАГОРСКАЯ ИГРУШКА С XVIIв. Г.Сергиев Посад /московская обл./   Точеные матрешки, кони и куклы из папье-маше Характерно сочетание темного, четко выраженного рисунка с яркой раскраской узоров. Краска перекрывает в фоне природную золотистую древесину. Краска плотно заполняет весь фон деревянной игрушки. Матрешки приземистые, полные. Обязательно в платке и сарафане. Четко прорисованы руки. Прическа матрешки – прямые /чаще черные/ волосы, расчесанные на пробор. «красные ложки», потешные возки забавляли русских царевичей. Первая загорская матрешка появилась в конце XIX в (7-ми местная матрешка – девочка с петухом) Уже в 1900г. матрешки были представлены на выставке в Париже.
  ПОЛХОВ – МАЙДАНСКАЯ ИГРУШКА Горьковская область (Нижегородская) Промысел игрушек возник в начале XXв. На базе токарного производства.   Матрешки, Свистульки, бочонки, пистоли, каталки и пр.. Основные сюжеты орнамента – птицы, животные, сельский пейзаж. Роспись производится только анилиновыми красками внутри контура, нанесенного тушью. Игрушки легкие с «просвечивающейся» сквозь заливку древесиной. Матрешки всегда кудрявые веселые девушки, форма матрешек стройная вытянутая.    
  ГОРОДЕЦКАЯ ИГРУШКА   Середина XIXв. г.Городец /Нижегородской обл./ Детская мебель, качалки, сундучки, скамеечки, деревянные ложки, кони с повозками. Роспись выполняется масляными красками прямо по древесине или по цветному фону (красному, желтому, синему, зеленому). Сюжеты изображают коней, птиц, цветы купавки  
  БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА     XVI – XVII вв. Село Богородское (близ Загорска московской обл.)   Животные /излюбленный образ -- медведь/,упрямые козлики, клюющие куры, скачущие лошадки, кузнецы, гусары и дамы, простые крестьяне в работе (косцы, рыболовы), герои русских сказок, литературных произведений       Материалом для игрушки является древесина липы, осины, ольхи. Игрушка вырезается мастером из трехгранного полена. В резьбе сочетается гладкая поверхность и тонкая орнаментальная резьба, имитирующая шерсть животных, перья птиц и т.д. Игрушка как правило движущаяся, забавная, выполненная с большим чувством юмора.   Петр I дарил своему сыну богородских кузнецов и секачей. Изделия делаются мастерами без предварительного наброска, «с маху» - маховая резьба   Почитайте с детьми книжку Тимофеевского А. Богородская игрушка. – М.: изд. Малыш, 1987.
Название игрушки Где изготавливаются. Когда возник промысел Темы игрушек Особенности игрушки Интересные сведения
  ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (кировская игрушка)   XIXв. г Вятка кировской области   Животные, барыни, гусары, маменьки, водоноски, няньки с детьми, сюжетные сценки, Игрушки-свистульки (гуси, индюки, барашки, птички и т.д.) Сырьем является местная красная глина с песком. Лепится торс игрушки, а затем примазываются вылепленные из шариков голова, руки, оборки одежды. Игрушка обжигается в муфельных печах, грунтуется и расписывается анилиновыми красками или темперой. Роспись производится простым геометрическим орнаментом (круги, полосы, зигзаги, сплошная заливка пятном). Используется контрастное сочетание ярких тонов. Формы игрушек стройные, пропорциональные.   Игрушки изготавливались к обрядовому весеннему празднику «свистунья». Древние русичи верили, что свистульки своим звуком отпугивают от жилища злых духов. Поэтому в праздник все селяне – и дети, и взрослые свистели в игрушечные свистульки. Игрушки изготавливали специальные мастерицы. Игрушка делается одной мастерицей от начала до конца (все процессы).
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА XVI – XVII вв. Д. Филимоново и Татево (Тульской обл.)   Игрушки-свистульки, животные, кони, коровы, барашки, птицы, барышни, мужики Игрушка лепится из местных жирных синих глин. При сушке глина на игрушке трескается и мастера разглаживают её пальцами, поэтому некоторые части игрушки непропорционально вытягиваются. Игрушка не требует грунтовки, так как после обжига синяя глина становится белой. Любимые цвета росписи игрушек – красный, желтый, синий. Роспись очень простая, порой примитивная: полосы, сеточка, снежинки, еловые веточки, цветочки     Назначение игрушки подобно Дымковской. Изготовлением игрушек занимались не отдельные мастера, а целые семьи в свободные длинные деревенские зимние вечера.

 

Задание студентам:

- познакомиться с разными видами традиционных народных игрушек

- уметь различать их по внешнему виду

- знать интересные сведения, которые можно рассказать детям



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: