Технологии исследовательской деятельности
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Цель исследовательской деятельности в детском саду – формировать у дошкольников основные ключевые компетенции –способность к исследовательскому типу мышления.
Содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
1- Обследование - действия по алгоритму (1-восприятие предмета в целом (яркая, образная общая характеристика предмета); 2- обследование с анализом (от крупных частей — к мелким, определению их формы); 3- определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей; 4- выделение цвета; 5- рассматривание вновь всего предмета в целом.
2- Наблюдение – организованное воспитателем целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.
3- Экспериментирование (опыты) - важнейший вид поисковой деятельности: Например, «Состав и свойства почвы»; «Условия жизни растений»; «Воздух и его свойства»; «Вода и ее свойства»; «Магнит и его свойства» и т.п.
Последовательность детского экспериментирования:
1- Проблемная ситуация;
2- Целеполагание;
3- Выдвижение гипотез;
4- Проверка предположения.
• Если предположение подтвердилось:
5- Формулирование выводов (как получилось)
• Если предположение не подтвердилось:
6- Возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось, что получилось)
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) Место для постоянной выставки, где размещают мини-музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) Место для приборов; 3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")» 4) Место для проведения опытов; 5) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
4- Коллекционирование (классификация) – «Времена года»; «Мир растений»; «Мир животных»; «Виды минералов»; «Виды транспорта»; «Виды спорта»; «Виды профессий» и т.п. На основе коллекционирования могут организовываться музеи (см. Музейная педагогика).
5- Моделирование. Слово "модель" произошло от латинского слова "modelium", которое означает: мера, образ, способ и т.д.
Признаки модели: это мысленно представляемая или материально реализуемая система; она воспроизводит или отображает объект исследования; она способна замещать объекты; ее изучение дает новую информацию об объекте.
Применяется в технологии ТРИЗ, при обучении рассказыванию (мнемотаблицы), при ознакомлении с природой (календари), формировании представлений о времени, при обучении танцам, спортивным умениям и т.п.
6- Макетирование как вид коллективно-творческой деятельности детей (архитектурно-художеств. конструирование) Макет отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
Требования к макету: 1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив и легко перемещаться с места на место; 2. Макет д/б удобным в обращении, доступен дошкольникам для свободного выбора и игры;
3. Макеты д/б эстетически оформлены.
Макет может быть:
напольным (более крупные конструкционные объемы)
настольным (размер ограничивается размером стола или его части)
подиумным (на специальных подставках-подиумах)
настенным в виде объемных картин с передним предметным планом,
а задний – плоскостная картина – фон;
макеты в специальных стеклянных шкафах и полках
7. Путешествия по карте — освоение пространственных схем и отношений, формирование представлений о пространстве мира (Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы) и по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени человечества — от прошлого к настоящему в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства).
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.
1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.
2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.
Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.
3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.
4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)
5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
6 шаг – Составление предварительного плана исследования. Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том,, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….
7 шаг – Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.
В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:
1. Видеть проблемы
2. Выдвигать гипотезы, строить предложения
3. Задавать вопросы
4. Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.
5. Классифицировать
6. Наблюдать
7. Делать выводы и умозаключения.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.