Ноября День Параскевы Пятницы.




Народные занятия Славян в Ноябре.

Тут я привожу не все народные праздники. Ссылку на более подробный календарь я оставлю ниже.

Ноября Иванов День.

Провожали осень и встречали зиму.
Считалось, что нечисть спускается на землю и начинает пугать прохожих, ведьмы устраивают шабаши. Люди хотели отпугнуть злые силы, а потому сами наряжались устрашающими персонажами, устраивали шумные шествия.
Существовало поверье, что на Ивана домовой треплет гривы кобылам, подымает на дыбы жеребцов.
Хозяева посвящали день отдыху, собирались в компании и распивали пиво, рассказывали различные байки и страшные истории.
Обязательно на Иванов день хозяйки готовили из свежего куриного мяса суп-лапшу, подавали жареную курицу, а главным украшением стола были курники — большие круглые закрытые пироги, в которых слоями укладывалась начинка: куриное мясо, лук, рис, отваренные и мелко порубленные яйца, при этом каждый слой перекладывался блинами.

2 ноября Артемьев день
Артемия почитают своим покровителем войнов. Считалось, что мольбы в Артемьев день могут избавить воинов от нелепой смерти.
С этого дня к деревням начинали приближаться волки. По их поведению судили также о будущем. Если волки выли на Артемия — это предвещало морозы. А если вой был особенно громким, как если бы выла целая стая, это сулило голод.
Существовало поверье, что человека, рожденного в этот день, защищает мать-волчица. Его считали близким по духу лесным зверям и птицам. «Волчий корень ему покорен. Волчье лыко — его улыбка», — так говорили о родившемся на Артемия.

4 ноября - Казанская осенняя.
К празднику Казанской иконы приурочивали свадьбы. «Кто на Казанской женится, тот счастлив будет», — верили люди.
Если же девушку замуж никто не звал, она совершала специальный обряд. 4 ноября она вставала рано утром и отправлялась в березовую рощу, чтобы найти лист, обернутый в иней. В такой лист нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов.
В стречали мужчин, вернувшихся с работ из города. Для них накрывали столы, пекли пироги, блины и созывали гостей на пивные праздники. Интересно, что в рецептуру крестьянского пива нередко кроме можжевеловых ягод и хмеля входили свекла и морковь.

5 ноября День Якова.
На Руси в этот день было принято играть в так называемые пчелиные игры — подражать жужжанию пчел и есть мед. Говорили, что чем больше меда съест хозяин, и чем громче будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной, и тем больше меда удастся собрать следующим летом. Но одного меда много не съешь: «Есть захочешь, да много не проглотишь». Поэтому в этот день также угощались медовыми пряниками и медовухой.
В простонародье день получил название Гужники, так как в этот день крестьяне делали гужи из сыромятной кожи, проверяли конскую сбрую. Гужем называлась кожаная глухая петля в конной упряжи, укрепленная в хомутных клешнях. В этот день мужчины также валяли валенки, занимались плотницкими, скобяными и столярными делами.

 

Незамужние девушки ткали праздничные вожжи, которые впоследствии планировалось использовать для свадебного поезда, а затем дарили их своим женихам. Ещё девушки ходили по домам и присматривали, чем заняты парни. Если молодой человек трудился, это означало, что он станет хорошим и работящим мужем, а если спал, то лучше с ним жизнь было не связывать.
А еще в этот день «закармливали» землю кусками пирога, оставшегося после празднования Казанской. Пирог разламывался на кусочки и разбрасывался по сжатой ниве. Крестьяне верили, что зимние птицы (снегири, свиристели, чечетки, вьюрки), прилетят полакомиться пирогом и своими голосами «успокоят землю» и упросят её дать хороший урожай хлеба в следующем году.

 

Ноября Русский Светец

Традиционно в этот день молодые незамужние девушки собирались на посиделки и занимались рукоделием. Происходило все это при свете лучины, оттого и сам день нередко называли Светцем. Считалось, что при свете лучины, выкованные узоры, травы и птицы, как бы подсказывали девице о душе суженого, о любви. Местом сбора являлась изба либо дом вдовы или пожилой женщины, которой платили деньги за съем комнаты. Платой выступали продукты (в основном овощи) либо предложение о летней отработке в огороде или поле.
Посиделки состояли из двух частей. Первой частью была «урочная» работа - каждой из девушек ее мать давала «урок», то есть задание, сколько именно работы надо выполнить. Когда работа была выполнена, начиналась вторая часть - веселье, песни, сопровождаемые танцами и игры. В условленное время в избу приходили молодые парни, которые выбирали невест, а потом присылали в их дома сватов.

 

7 ноября Дедовские плачи.
Полагалось обязательно сходить на кладбище, привести в порядок могилы, зажечь свечу. Придя домой, накрывали обильный стол, стараясь поставить на него те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники.
Кроме того, полагалось в этот день оказать помощь сиротам и обездоленным.
7 ноября должны были плакать все женщины и девушки. Вечером зажигали свечи и просили помощи-совета у умерших. Плакать разрешалось везде, исключение составляла лишь подушка. Согласно поверью, если порыдать в нее, то слезы перейдут в пух и к тому человеку, который ляжет на нее отдохнуть. Если же он уснет на ней, то ему приснятся дурные и беспокойные сны.

ноября День Параскевы Пятницы.

Параскева считалась бабьей заступницей и покровительницей зимней бабьей работы – в основном прядения. А так же это день посвященный богине Макоши (богиня Пряха) – покровительнице ткачих и земного счастья.
В этот день прясть нельзя, а шитьем заниматься можно. Смеяться много нельзя, а то в старости много слез будет.
Дома готовили к зиме, утепляли, проверяли и осматривали дом. Скотина в этот день переводится в зимние помещения (стойла).

 

11 ноября Аврамий Овчар и Анастасия Овечница.
Традиционно в этот день устраивался Овчарный праздник. Пастухи пели, играли на рожках и поздравляли свои отары с последним днем выпаса.
Женщины приносили им гостинцы — пироги из свежей муки. Однако, самым главным угощением этого дня был овечий и козий сыр.
С этого дня крестьяне в северных районах начинали стричь овец. Овечью шерсть пряли, а из ниток вязали теплые носки и варежки, либо ткали теплые ткани для зимней одежды.
Молились о сохранности овец (от волков и болезней).
Детям загадывали загадки про овец. Например, такие: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан»; «Не прядет не ткет, а людей одевает». Существовали и поговорки про овец: «Руном с овцы одевались и отцы»; «Овца не помнит отца, а сено ей впрок не идет: сыта — кричит, голодна — кричит».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: