Краткие сведения о линейной перспективе




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Инженерного и художественного проектирования одежды»

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Рисунок

Для специальности 260902 «Конструирование швейных изделий»

Формы обучения: заочная и очно-заочная (полная)

Курса: 3

Москва 2012 год

 

УДК 664

 

Обсуждён и одобрен на заседании кафедры «Инженерного и художественного проектирования одежды» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (протокол № 1 от 29 августа 2012 г.).

 

Утверждён на заседании Ученого совета института «Текстильной и легкой промышленности » Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (протокол № 3 от 30 августа 2012 г.).

 

Автор:

Упине Анастасия Михайловна, доктор искусствоведения, доцент кафедры «Инженерного и художественного проектирования одежды»

 

Рецензент:

Короткова Ирина Викторовна, к.т.н., доцент кафедры «Инженерное и художественное проектирование одежды»

 

Упине А.М. Рисунок: Лабораторный практикум и методические указания по выполнению – М.: МГУТУ, 2012. – 19с.

 

Рабочая программа предназначена для студентов специальностей: 260902 – Конструирование швейных изделий (специализация: 260902.07 «Конструирование одежды из ткани») полной и сокращённой заочной и очно-заочной форм обучения.

 

 

©Московский государственный университет технологий и управления, 2012.

109004, Москва, Земляной вал, 73

© Упине А.М.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс создания моделей одежды в настоящее время сложен и требует большого взаимопонимания между специалистами разных профессий, чёткой организации и конкретизации их работы.

Специалисты, непосредственно участвующие в создании и производстве одежды, должны быть художественно подготовлены, знать основы грамоты рисунка, пластической анатомии, художественной графики, композиции. Только в этом случае можно получить высококачественные изделия.

В связи с этим в учебные планы введён лабораторно-практический курс «Рисунок».

Занятия проходят на третьем курсе.

Лабораторно-практические работы по «Рисунку» являются унифицированными и предназначены как для студентов – конструкторов, так и для студентов – технологов. Дисциплина преподаётся студентам, занимающимся по полной программе (ПП) и по сокращённому сроку обучения (СП).

Лабораторно-практические занятия по данному курсу дают возможность студентам углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении литературных источников и при выполнении контрольной работы заочниками проверить на практике некоторые научно-теоретические положения изучаемого курса.

Тематика лабораторно-практических заданий приведена в таблицах 1-3.

 

Таблица 1

 

«Рисунок»

 

№ лабораторной работы Название лабораторной работы Часы
ЗФО ПП ЗФО СП О-ЗФО ПП О-ЗФО СП
           
  Рисование предметов прямоугольных и цилиндрических форм с применением перспективы.   -   0,5
  Построение объема светотенью на предметах цилиндрической и прямоугольной форм   -    
  Рисование швейного манекена   -   0,5
  Рисование фигуры человека с натуры в простых позах.   -   0,5
  Плоскостные композиции 2,5 -   0,5
  Объёмные композиции 3,5 -    
  ИТОГО   -    

 

 

Практические задания

И методические указания по их выполнению

 

Задание 1. Рисование предметов прямоугольных и цилиндрических форм с применением закона линейной перспективы.

 

Основная цель задания – теоретическое и практическое освоение закона линейной перспективы, развитие навыков линейного рисунка, компоновки предметов на листе.

 

Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, карандаши простые от Т до 4М, резинка мягкая, планшеты или мольберты, кнопки.

 

Краткие сведения о линейной перспективе

 

Наши представления о «виде» предметов меняются в зависимости от условий, в которых мы эти предметы наблюдаем. Изменения внешности предметов для глаз рисующих подчинены определённым законам. Один из них - закон линейной перспективы. Он вытекает из особенностей нашего зрения и основан на том, что все предметы по мере удаления от нашего глаза кажутся нам меньше. Мы видим ограниченное пространство, только то, что попадает в поле нашего зрения.

Под полем зрения подразумевается то пространство, где получаются чёткие изображения наблюдаемых предметов.

Если мы хотим ясно увидеть предмет, находящийся вне поля зрения, мы должны придать иное направление главному лучу зрения. Теперь мы ясно увидим заинтересовавший нас предмет, а другие предметы с изменением точки зрения тускнеют и при дальнейшем отклонение от них главного луча зрения исчезают совсем.

Способность сохранять в сознании зрительные впечатления называется зрительной памятью.

Поле зрения имеет форму, ограниченную фигурой, напоминающей эллипс, придавленный сверху. Эта особенность формы объясняется тем, что отдельные части поля зрения располагаются по отношению к главному лучу зрения под разными углами.

Изображать предметы нужно так, как мы их видим. Такое изображение предмета можно получить на отвесном стекле, расположенном между наблюдаемым предметом и глазом, если обводить на этом листе очертания предмета. Плоскость, подобная такому стеклу в перспективе, называется картинной плоскостью, а изображение, которое получается на картинной плоскости называется перспективным изображением.

Рисуя с натуры, необходимо представить, где проходит картинная плоскость, мысленно помещая её между глазом и натурой. Слишком близкое или далёкое расстояние до картинной плоскости даёт искажённое представление о предмете. Лучшим расстоянием до линейной плоскости будет расстояние, равное двум диагоналям картины. В этом случае перспективное изображение будет более естественным.

В картинной плоскости надо отметить линию горизонта (ЛГ). Линия горизонта – это линия воображаемой плоскости, лежащей на уровне наших глаз, соответствующая видимому горизонту на открытой местности.

Все вертикальные линии предметов изображаются вертикально, горизонтальные линии, идущие параллельно картинной плоскости – горизонтально. Они параллельны линии горизонта.

Все параллельные линии по мере удаления кажутся нам сходящимися. Если они идут от нас перпендикулярно картинной плоскости, то встречаются в главной или центральной точке схода на линии горизонта. Если же они идут под другими случайными углами к линии горизонта, то сходятся на ней справа или слева от главной точки схода.

Все параллельные горизонтальные линии, лежащие ниже линии горизонта, удаляясь от нас, кажутся нам поднимающимися к линии горизонта, сходящимися на ней, а линии, лежащие выше линии горизонта – опускающимися.

Изучение линейной перспективы на примере геометрических тел даст возможность студентам грамотно учитывать её влияние на зрительное впечатление от фигуры человека в одежде.

 

Все работы ЗАДАНИЯ 1 выполняются линейно с показом конструкции предмета и построения перспективы. Показ свето-теневых градаций не нужен.

 

РАБОТА 1. Линейный рисунок куба.

 

Цель работы: Изучение линейной перспективы на примере построения рисунка куба.

 

При рисовании необходимо учитывать его положение по отношению к линии горизонта и картинной плоскости. При фронтальном положении мы видим одну точку схода, в других положениях – две. При постановке куба, когда боковые грани расположения к картинной плоскости под углом 45 градусов, точки схода находятся на равном расстоянии от центральной точки. При рисовании с натуры необходимо возможно точнее определить направление граней куба. Приложив горизонтально линейку к ближайшему углу куба, можно яснее увидеть направление граней.

1. Нарисовать куб во фронтальном положении ниже линии горизонта, параллельно картинной плоскости.

2. Нарисовать куб под углом к картинной плоскости в положении выше линии горизонта.

РАБОТА 2. Линейный рисунок цилиндра

Цель работы: Изучение перспективы на примере построения цилиндра.

Основой изображения стоящего цилиндра является построение круга в перспективе. Круг в перспективе изображается эллипсом. Величина малой оси эллипса зависит от положения круга по отношению к линии горизонта. Круг на линии горизонта представляется линией. Чем дальше круг от линии горизонта тем больше величина малой оси эллипса.

Сход параллельных линий изменяет и масштаб по мере удаления в глубину. Чтобы разделить на две части прямоугольник в перспективе, надо провести диагонали. Точка пересечения диагоналей даёт точную середину в перспективе.

В перспективном сокращении центр круга. Вписанного в квадрат, находится на пересечении диагоналей квадрата. Он не совпадает с центром эллипса, которым изображается круг, а будет находится дальше центра эллипса. По мере удаления вглубь пространства предметы кажутся меньше по высоте, ширине и глубине.

1. Нарисовать стоящий цилиндр в положении ниже линии горизонта.

2. Нарисовать стоящий цилиндр в положении выше линии горизонта.

 

 

Требования к отчёту

 

В виде отчёта каждый студент должен представить указанное количество рисунков-построений, а также уметь ответить на вопросы по теории перспективы и практике её изображения.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Как формулируется закон линейной перспективы?

2. Что такое точка схода параллельных линий?

3. Что такое картинная плоскость?

4. Что такое линия горизонта?

5. Что такое поле зрения?

6. Чем отличается рисунок геометрических тел с учётом линейной перспективы от чертежа?

7. В чём заключаются объективные предпосылки видения линейной перспективы?

8. В чём может быть выражен закон линейной перспективы в костюме и как его надо учитывать для создания благоприятного оптического впечатления от человеческой фигуры?

 

Задание 2. Построение объёма светотенью на предметах разных форм.

Основная цель задания – изучение на практике светотени, её компонентов и роли в создании объёмного изображения на примерах рисунков цилиндрических и прямоугольных форм, шара и драпировки.

Необходимые материалы: бумага для рисования, карандаши простые от Т до 3М, резинка мягкая, планшеты или мольберты, кнопки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: