Все цвета делятся на две большие группы: ахроматические (белый, чёрный и все оттенки серого) и хроматические (так называемые – цветные).
Световой луч можно разложить трёхгранной призмой на цветную полосу, которая носит название спектра с порядком расположения цветов, как в радуге. Если цвета спектра расположить по кругу, а между красным и фиолетовым добавить пурпурный (смесь красного с фиолетовым), то получится цветовой круг. Цвета в нём делятся на тёплые и холодные. Красные, жёлтые и все производные от них являются тёплыми. Синий и все производные от него – холодными. В цветовом круге наиболее отдалённые цвета значительно отличаются друг от друга. Самый напряжённый красный находится напротив самого мягкого зелёного. Самый тёплый – оранжевый – против самого холодного – синего, самый светлый – жёлтый – против самого тёмного – фиолетового. Такие цвета называются контрастными или дополнительными. В одной четверти цветового круга расположены родственные цвета, в одной половине – родственно-контрастные.
При оптическом смешении в определённых пропорциях дополнительных цветов получают белый и серый цвета. Дополнительные цвета, расположенные рядом, усиливают звучание друг друга. Цвета родственные, близко расположенные в цветовом круге в окружении более насыщенного цвета того же тона как бы обесцвечиваются, сереют. На светлом фоне цвет кажется темнее. На тёмном – светлее. На холодном – кажется более тёплым, на тёплом – более холодным.
Изменение цвета по светлоте называется ахроматическим контрастом, изменением по цветовому признаку – хроматическим.
Цветовые сочетания являются не только мощным средством художественной выразительности при создании одежды, но и позволяют значительно изменить зрительное впечатление от фигуры человека.
Нарисовать цветовой круг, чистый ряд по светлоте, чистый ряд по насыщенности и ахроматический ряд.
Требования к отчёту
Каждый студент должен представить по 4 рисунка в соответствии с заданием и ответить преподавателя по основам цветоведения.
Вопросы для самопроверки
1. Какие цвета называются хроматическими и ахроматическими?
2. Какие цвета называют контрастными, родственно-контрастными и родственными?
3. Какие цвета называют тёплыми и холодными?
4. Что такое цветовой тон, светлота, насыщенность?
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ С П И С О К
Основной
1. Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма. М.: Легпромбытиздат. 1986, 2005 (429+10 шт).
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. Уч. пособие для ВУЗов, М.: ВЛАДОС, 2008 – 255с (15 шт)
3. Сидоренко В.Ф. Рисунок для дизайнеров, Уроки классической традиции, Уч. пособие для ВУЗов, М.: МГТУ им. Косыгина, 2006, 179с (2 шт)
4. Упине А.М. Дизайн костюма. Социальный статус. Имидж. М.: РосЗИТЛП, 2009.
Дополнительный
5. Василевская Л.А. Специальное рисование. М.: Высшая школа, 1989.
6. Савельева И.Н. Роль цвета в художественном проектировании образцов промышленного искусства. М.: ВЗМИ, 1981.
7. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986.
8. Савельева И.Н. Новое в методике художественно - конструкторского анализа одежды. М.: РЗИТЛП, 1992.
9. Ли Н. Основы учебного академического рисунка
10. Рид Уолт. Фигура. Методики рисования и построения. ООО Попурри, Минск, 2000.
11. Блейк Вендон. Начинаем рисовать. Минск, ООО Попурри, 2011г.
12. Школа изобразительного искусства. Т 1, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1960.
13. Школа изобразительного искусства. Т.2, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1961.
14. Школа изобразительного искусства. Т.3, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1961.
15. Школа изобразительного искусства. Т.5, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1962.
16. Дайнека А. Учитесь рисовать. М.: Академия художеств СССР, 1961.
17. Рисунок и живопись. Руководство для самодеятельных художников. Т. 1,2. М.: Искусство, 1961.
18. Соловьев А.М., Смирнова Т.Б., Алексеева Е.С. Учебный рисунок. М.: Искусство, 1963.
19. Хитров А.Е., Катуркин Т.И., Рабинович М.И. Рисунок. М.: КОИЗ, 1957.
20. Павлов Г.М., Павлова В.М. Пластическая анатомия. М.: КОИЗ, 1957.
21. Барщ А.А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1963.
22. Андреев Г.А. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. М.: КОИЗ, 1960.
23. Осипов О.М. Самостоятельное обучение основам изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1962.
24. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советский художник.
25. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. М.: Академия, 2004.
26. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. ГУПИ, 1960.
27. Хранковский М.Б. Письма к начинающему художнику. М.: изд. Искусство, 1957.
28. Гудсков Л.В. Пластическая анатомия и рисование человека. М.: изд. ВЗМИ, 1971.
29. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979.
30. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1963.
31. Савельева И.Н. Художественное проектирование спецодежды для рабочих горячих цехов. М.: Легпромбытиздат, 1988.
32. Савельева И.Н. Теоретические основы гармонизации народной одежды. Уфа, 2001.
33. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Просвещение, М., 1976.
34. Лумис Э. Рисование голов и рук. Викинг Пресс, 1956.
35. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Академия, 1999.
35. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова И.П. Рисунок и живопись. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
36. Щеголихина А.К., Тимофеева И.Е. Рисунок. М.: Легкая индустрия. 1976.
37. Василевская Л.А. Специальное рисование. М.: Высшая школа, 1989.
38. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.:Легпромбытиздат, 1987.
39. Степучев Р.А., Бесчастнов Н.П. Методика графической подачи моделей одежды. М.: 1990.
40. Школа изобразительного искусства. Т 1, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1960.
41. Школа изобразительного искусства. Т.2, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1961.
42. Школа изобразительного искусства. Т.3, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1961.
43. Школа изобразительного искусства. Т.5, изд. 1-ое. М.: Академия художеств СССР, 1962.
44. Дайнека А. Учитесь рисовать. М.: Академия художеств СССР, 1961.
45. Рисунок и живопись. Руководство для самодеятельных художников. Т. 1,2. М.: Искусство, 1961.
46. Соловьев А.М., Смирнов Г.Б., Алексеева Е.С. Учебный рисунок. М.: Искусство, 1963.
47. Хитров А.Е., Катуркин Т.И., Рабинович М.И. Рисунок. М.: КОИЗ, 1957.
48. Павлов Г.М., Павлова В.М. Пластическая анатомия. М.: КОИЗ, 1957.
49. Барщ А.А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1963.
50. Андреев Г.А. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. М.: КОИЗ, 1960.
51. Осипов О.М. Самостоятельное обучение основам изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1962.
52. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советский художник.
53. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. М.: просвещение, 1970.
54. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. ГУПИ, 1960.
55. Хранковский М.Б. Письма к начинающему художнику. М.: изд. Искусство, 1957.
56. Гудсков Л.В. Пластическая анатомия и рисование человека. М.: изд. ВЗМИ, 1971.
57. Журналы мод.