Семинарское занятие № 2. Методы психофизиологии




ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

Семинарское занятие № 1. Введение. История психофизиологии

1. Предмет и проблемы изучения психофизиологии. Узкое и широкое понимание психофизиологии.

2. Основные разделы психофизиологии.

3. Междисциплинарные связи психофизиологии (философия, физиология, нейропсихология, нейрохирургия и др.).

4. Практическое использование результатов психофизиологических исследований.

5. Философские концепции связи души и тела.

6. Психофизическая и психофизиологическая проблема. Пути ее решения в советской психологии.

7. Современное понимание соотношения мозга и психики (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия).

Рекомендуемая литература:

1. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — С. 3–12.

2. Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. —
3-е изд. — М.: МПСИ: Флинта, 2007. — С. 3–35.

3. Бернштейн, Н. А. Современные искания в физиологии нервного процесса / Н. А. Бернштейн. — М.: Смысл, 2003. — С. 62–312.

Дополнительная литература:

4. Черноризов, А.М. «Проблемное поле» современной психофизиологии: от нанонейроники до сознания / А.М. Черноризов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2007. — № 3. — С. 15–43.

5. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — М.: Академический проект, 2000. — С. 7–37.

6. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. — М.: МЕДГИЗ, 1951. — С. 93–100, 343–365 («О пищевом центре», «Ответ физиолога психологам»).

7. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — М.: Изд-во АМН СССР, 1952 (Глава 2. Произвольные движения).

Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо познакомиться с основными разделами и направлениями современной отечественной и мировой психофизиологии, сферой практического применения данных психофизиологии. На основе анализа литературы проследить историческое развитие взглядов на проблему соотношения тела и психики, мозга и психики в философии и психологии, выделить ключевые концепции.

 

Семинарское занятие № 2. Методы психофизиологии

1. Общая характеристика «классических» психофизиологических методов и индикаторов: кожно-гальваническая реакция (электрическая активность кожи, КГР/ЭАК), частота сердечных сокращений (ЧСС), электрокардиография (ЭКГ), артериальное давление (АД), плетизмография, пупиллометрия, электроокулография (ЭОГ), электромиография (ЭМГ), частота дыхания (ЧД), электроэнцефалография (ЭЭГ), вызванные потенциалы (ВП) и потенциалы, связанные с событием (ПСС).

2. Электроэнцефалография и вызванные потенциалы.

I. Электроэнцефалография как метод психофизиологического исследования. Условия регистрации ЭЭГ. Система «10–20». Монополярные и биполярные отведения. Физические и физиологические артефакты при регистрации ЭЭГ.

II. Концепции ритмической активности мозга.

III. Клинический и статистический методы изучения ЭЭГ. Временной, частотный и пространственный анализ ЭЭГ. Корреляционный анализ ЭЭГ спектра. Когерентность.

IV. Основные ритмы ЭЭГ, различающиеся частотным диапазоном:

– дельта-ритм (0,5–4 Гц, 20–200 мкВ);

– тета-ритм (4-7 Гц, 5–100 мкВ);

– альфа-ритм (8–13 Гц, 5–100 мкВ);

– бета-ритм (18–30 Гц, 2–20 мкВ);

– гамма-ритм (30–170 Гц, 2 мкВ).

V. Вызванные потенциалы головного мозга и потенциалы, связанные с событиями. Техника когерентного накопления (усреднения) ответов. Характеристики ВП: амплитуда, латентность, P- и N-пики.

3. Общая характеристика современных методов психофизиологического исследования:

I. Методы структурной нейровизуализации: компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ).

II. Методы функциональной нейровизуализации: позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), измерение локального (регионального) мозгового кровотока (ЛМК).

III. Магнитоэнцефалография (МЭГ), транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

4. Ограничения методов психофизиологического исследования (проблема множественной причинности, проблема функционального значения регистрируемых показателей, ограничения временного разрешения, ограничения пространственного разрешения).

Рекомендуемая литература:

1. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — С. 13–28.

2. Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. —
3-е изд. — М.: МПСИ: Флинта, 2007. — С. 36–72.

3. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2011. – С. 26–41.

Дополнительная литература:

4. Кулаичев, А. П. Компьютерная электрофизиология и функциональная диагностика / А. П. Кулаичев. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — С. 141–161, 267–312.

5. Хэссет, Дж. Введение в психофизиологию / Дж. Хэссет. — М.: Мир, 1981. — С. 36–163.

Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию необходимо дать общую характеристику «классических» и современных методов психофизиологического исследования. Студент должен знать содержание, физическую основу и сферу экспериментального и прикладного использования каждого из перечисленных методов, уметь провести сравнительный анализ двух или более методов. При анализе литературы необходимо уделить особое внимание технике регистрации ЭЭГ. Студент должен иметь представление о природе ритмической активности мозга, знать характеристику и значение основных ритмов ЭЭГ взрослого человека. Знать технику регистрации и выделения ВП, его основные характеристики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: