Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | |
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы | ||
Б) для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | |
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы | ||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Структура дисциплины (распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий).
А) для студентов очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Предмет истории политических и правовых учений | ОК- 3,4,5 ПК- 1,2 | ||||||
Политические и правовые учения в Древнем мире | 6/2* | ОК – 5,6 ПК – 4,9 | |||||
Политические и правовые учения в феодальном обществе | ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4 | ||||||
Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций | ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4 | ||||||
Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) | 4/2* | ОК- 7,9 ПК-18 | |||||
Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII – первая половина XIX в.) | 4/2* | ОК- 3,4,9 ПК- 4,9 | |||||
Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в. | 6/2* | ОК- 5,6,7 ПК – 9,18 | |||||
Политические и правовые учения в ХХ-ХХI вв. | 6/2* | ОК – 7,9 ПК- 18 | |||||
Зачет | |||||||
Итого | 38/10* |
Б) для студентов заочной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Предмет истории политических и правовых учений | ОК- 3,4,5 ПК- 1,2 | ||||||
Политические и правовые учения в Древнем мире | ОК – 5,6 ПК – 4,9 | ||||||
Политические и правовые учения в феодальном обществе | ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4 | ||||||
Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций | ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4 | ||||||
Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) | ОК- 7,9 ПК-18 | ||||||
Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII – первая половина XIX в.) | ОК- 3,4,9 ПК- 4,9 | ||||||
Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в. | ОК- 5,6,7 ПК – 9,18 | ||||||
Политические и правовые учения в ХХ-ХХI вв. | ОК – 7,9 ПК- 18 | ||||||
Зачет | |||||||
Итого | 8* |
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений
Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственно-правовых дисциплин.
Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания, программных положений. Проблема преодоления политического отчуждения в истории политической мысли*. Основные теоретические варианты преодоления политического отчуждения: замена государства общественным самоуправлением, осуществление государственной власти народом, подчинение государства праву. Социально-классовые основы автократических, тоталитарных, технократических, этатистских, сословно-кастовых, охлократических идей и теорий, стремящихся обосновать политическое отчуждение.
Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.
Тема 2. Политические и правовые учения
В Древнем мире
Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания. Ее особенности в классово-сословных обществах. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира (Древнего Востока): Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Древней Индии, Древнем Китае*.
Политические и правовые учения в Древней Греции. Софисты о государстве и праве. Сократ о государстве и праве. Политическое и правовое учение Платона. Проектидеального строя в книге «Государство». Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик»*.
Классификация форм государства. Платон о праве и государстве в книге «Законы». Политическое и правовое учение Аристотеля*. Понятие государства. Аристотель о связи форм государства с имущественной дифференциацией свободных, о задачах политики, о справедливости и ее видах, о праве и законах. Обоснование рабства. Полибий о классификации форм государства и их круговороте. Понятие смешанной формы государства.
Политические и правовые учения в Древнем Риме. Понятие республики в трудах Цицерона. Римские юристы о праве и его видах*. Политические идеи христианства. Августин Аврелий о соотношении церкви и государства. Борьба с ересями. Новое обоснование рабства.