Перечень тем контрольных работ




ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

       

 

Кафедра

Гуманитарных и социальных дисциплин

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

38.03.01 ЭКОНОМИКА

 

УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА

 

 

Санкт-Петербург

Г.Пушкин


Содержание дисциплины, структурированное по темам

 

Название темы (раздела) дисциплины Содержание
  Раздел 1. Введение в конфликтологию.  
1.1 Тема 1. Предпосылки конфликтологических идей. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социальной мысли. Особенности развития воззрений на конфликт в Древние времена: (551-479, 540480, около 428-348, около 460-370, 384-322 гг. до н.э.) (Конфуций, Гераклит, Платон, Демокрит, Аристотель); Средние века: (Аврелий Августин (354-430 гг.); Фома Аквинский (1225-1274 гг)); Эпоху Возрождения (Н. Кузанский (1401-1464 гг.); Коперник (1473-1574 гг.); Д. Бруно (15481600 гг.); Н. Макиавелли (1469-1527 гг.));
1.2 Тема 2. История становления зарубежной и отечественной конфликтологии. Новое время и Эпоху Просвещения (Ф. Бэкон (1561-1626); Т. Гоббс (1588-1679 гг.); Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.); А. Смит (1723-1790 гг.)). Воззрения на природу конфликта в первой половине XIX века (Э. Кант (1724-1804 гг.); Г. Гегель (1770-1831 гг.); Л. Фейербах (1804-1872 гг.). Теоретические и социальноисторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине XIX-XX века (К. Маркс (1818-1883 гг.); Ф. Энгельс (1820-1895 гг.); О. Конт (1798-1857); В. Вундт (1832-1920); Г. Зиммель (1858-1918); П. Сорокин (1889-1968); 3. Фрейд (1856-1938)). Возникновение и развитие конфликтологии как теории и как практики (50 Содержание дисциплины -е - 80-е годы). Р. Дарендорф, Л. Казер, М. Шериф, Д. Рапопорт, Л. Томпсон, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт, Горвиц, Бордман, Ч. Освуд, Р. Фишер, У. Юри. Особенности развития конфликтологии в России. Предмет конфликтологии. Задачи и методы конфликтологии. Теоретико-методологические основы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Современные проблемы развития конфликтологии.
  Раздел 2. Теоретические основы конфликтологии.  
2.1 Тема 3. Конфликт: свойства, функции, классификация. Понятие конфликта, его сущность. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Классификация конфликтов. Причины конфликтов. Причина и конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций.
2.2 Тема 4. Конфликт: структура и динамика, методы диагностики. Структура конфликта. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта. Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов Формулы конфликта. Конфликты типа А, Б, В. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов (формула А). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). Зависимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций (формула В). Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы. Основные поведенческие характеристики "Родителя", "Взрослого", "ребенка". Алгоритм трансактного анализа
  Раздел 3. Социально-психологическая характеристика и пути управления конфликтами.  
3.1 Тема 5. Внутриличностные конфликты - природа и управление. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Внутриличностный конфликт и борьба мотивов. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах 3. Фрейда. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Учение об экстраверсии и интроверсии К. Юнга. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма. Теория психоаналитического развития Э. Эриксона. Мотивационные конфликты по К. Левину. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория потребностей А. Маслоу. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов, связанных с различными видами профессиональной деятельности: менеджера, юриста, социального работника, докуметоведа, архивоведа, психолога, педагога и других.
3.2 Тема 6. Межличностные конфликты. Понятие межличностного конфликта и его структура. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Мотивационный подход М. Дойча и Г. Макклинтона. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход и другие. Сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения: коллектив, семья, система «гражданин - общество», диффузная группа. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты; односторонние положительно-отрицательные и односторонне противоречиво-положительные конфликты; взаимно противоречивые и безразличные конфликты. Уровни развития межличностных конфликтов. Конфронтация, ссора, скандал (кризис). Психологические признаки межличностных конфликтов. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения.
3.3 Тема 7. Групповые конфликты. Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибуция. Конфликт типа «личность-группа» и его особенности. Конфликт между лидером и группой; конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта «личность-группа» и их проявления в различных видах профессиональной деятельности. Социально-психологические и индивидуально-психологические причины. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Межгрупповые конфликты, их причины и функции. Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения. Роль докуметоведа и архивоведа в управлении групповыми конфликтами.
3.4 Тема 8. Предупреждение конфликтов. Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель стратегии поведения в конфликте Томаса - Килмена. Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко и др. Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность "бесконфликтного" типа. Учет моделей поведения личности в конфликте в документоведении и архивоведении. Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Динамика конфликта и содержание управления им. Источники прогнозирования конфликта. Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта, его формы и средства. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально - психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Алгоритм деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр. Структурные методы управления конфликтом. Персональные методы управления конфликтом. Картографический метод управления конфликтом. Особенности применения технологий управления конфликтами в документоведении и архивоведении.
3.5 Тема 9. Разрешение конфликтов. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии. Роль навыков эффективного общения и рационального поведения в докуметоведении и архивоведении. Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Понятие медиации и медиатора. Менеджер как медиатор. Модели поведения партнеров в переговорном процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»). Технологии общения в переговорном процессе. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Д. Скотт и его технологии управления эмоциями («заземление», «визуализация», «проецирование», «очищение ауры»). Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки) и их применение в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий: «выигрыш Содержание дисциплины -выигрыш», «проигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш», «выигрыш- выигрыш». Тактики переговоров: «Видимого сотрудничества», «Дезориентации партнера», «Провокации чувства жалости у партнера», «Ультимативная тактика», «Лавирование резервами уступок». Тактические приемы: «закрытая дверь», «визирования», «внешней опасности» и другие. Понятие организации, как основной ячейки в структуре современного общества. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Функции конфликтов в организации. Организационно-технические, социально-экономические и административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации. Социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов в организации. Основные способы управления конфликтами в организации. Обеспечение управленческих решений в организации. Алгоритм работы докуметоведа по обеспечению управленческого решения в организации. Содержание дисциплины Сущность управления и его структура. Предпосылки конфликтности процесса управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликт между субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями управления и внутри них. Конфликты стиля управления. Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления. Роль оптимизации управленческой структуры и научной организации труда в предупреждении управленческих конфликтов. Принцип гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как факторы предупреждения конфликтности. Подбор и расстановка кадров как средство предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления. Деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов в сфере управления.

Текущий контроль успеваемости может проводится в форме: контрольного опроса, собеседования, тестирования, оценки работы студентов на аудиторных занятиях, проверки контрольных заданий, конспектов и рефератов, заслушивания выступлений, защиты публичных докладов, просмотра презентаций.


Перечень тем контрольных работ

1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

2. Эволюция научных воззрений на конфликт в античной философии.

3. Проблема насилия в христианстве.

4. Проблема насилия в исламе.

5. Отражение конфликтов в искусстве.

6. Основные направления развития западной конфликтологии и их характеристика.

7. Развитие отечественной конфликтологии после 1917 года.

8. Современные проблемы развития конфликтологии.

9. Проблема конфликта в зарубежной психологии.

10. Методологические принципы исследования конфликтов.

11. Методы изучения конфликтов и их характеристика.

12. Функции конфликтов и их характеристика.

13. Периоды и этапы динамики конфликта

14. Психологические особенности конфликтных личностей.

15. Проблема внутриличностного конфликта во взглядах З. Фрейда.

16. Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера.

17. Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга.

18. Теория невротической личности в работах Карен Хорни.

19. Переживание как основа внутриличностного конфликта.

20. Понятие и основные причины семейных конфликтов.

21. Технологии предупреждения конфликтов.

22. Конфликты между руководителем и подчиненными: сущность и пути решения.

23. Проблема конфликта в подростковом возрасте.

24. Влияние самооценки на поведение в конфликте.

25. Конфликтная семья: Особенности оптимизации отношений.

26. Ролевой конфликт работающей женщины.

27. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: феномен «нечестной игры».

28. Становление практики управления конфликтами.

29. Основы диагностики и предупреждения конфликтов.

30. Переговорный процесс как способ завершения конфликтов.

31. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности.

32. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов.

33. Этнические конфликты на Северном Кавказе.

34. Социальные конфликты в современном обществе.

35. Влияние межличностных отношений на процесс взаимодействия в юридической практике.

36. Технологии предупреждения конфликтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: