46. Задачи органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Правовое регулирование охраны общественного порядка и общественной безопасности при возникновении чрезвычайных условий обеспечивается Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Федеральным конституционным законом № 3- ФКЗ от 30.05.01 г. «О чрезвычайном положении», Федеральным законом № 68-ФЗ от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», Законом РСФСР «О полиции», Уставом патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности РФ, приказом МВД РФ № 286 от 08.05.98 г. «О неотложных мерах по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при подготовке и проведении массовых мероприятий», соответствующими законами республик, входящих в ее состав, решениями местных администраций, а также иными нормативными актами МВД РФ и соответствующих государственных органов.
Органы внутренних дел и внутренние войска при возникновении особых условий (ЧО) в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют следующие задачи:
- участвуют в ликвидации незаконных вооруженных формирований, ликвидации банд, освобождении заложников;
- участвуют в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;
- пресекают массовые беспорядки;
- участвуют в пресечении захвата важных объектов;
- участвуют в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;
- участвуют в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
- участвуют в пресечении террористических акций на объектах, обслуживаемых органами внутренних дел;
- участвуют в розыске и задержании вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);
- пресекают блокирование транспортных коммуникаций;
- участвуют в предупреждении и пресечении угонов транспортных средств;
- участвуют в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного (экологического) характера;
- оказывают содействие органам и войскам ФПС России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;
- пресекают захват собственных объектов органа внутренних дел (внутренних войск).
47. Подготовка органов внутренних дел к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств.
В соответствии с приказом МВД РФ от 25.05.2009 г. № 400 дсп «О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» на случай возникновения особых условий в МВД, ГУВД, УВД(Т), ГОРОВД разрабатываются специальные планы действий, создаются оперативные штабы, заранее распределяются силы и средства, задействованные для поддержания общественного порядка и безопасности, нормализации оперативной обстановки и пресечения дальнейшего развития неблагоприятных условий жизнедеятельности в области, городе, крае, республике. Важное место в этих мероприятиях отводится службе общественного порядка и общественной безопасности. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях осуществляется как штатными силами подразделений охраны общественного порядка, так и приданными силами, формируемыми из числа сотрудников аппарата МВД, УВД, других ОВД, подразделений внутренних войск, а при необходимости и подразделений Вооруженных Сил.
Для привлечения личного состава органов внутренних дел к выполнению задач по пресечению возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств применяются специальные сигналы оповещения.
Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях достигается:
- широкой разъяснительной работой среди населения, информированием граждан через средства массовой информации о состоянии общественного порядка;
- своевременным сбором информации об оперативной обстановке;
- рациональной расстановкой и комплексным использованием сил и средств, маневрированием ими с учетом складывающейся обстановки;
- незамедлительным реагированием на конфликтные ситуации, профессионально грамотными действиями личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.