Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя




ОТЧЁТ О

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Выполнил: магистрант

1 курса группы МГ-131

Бурдаков М.Б.

 

Научный руководитель: к.э.н., доц.

Чернявская Юлия Николаевна

 

 

Волжский 2014 г.

1. Индивидуальный план работы

«Утверждаю»:____________
Руководитель магистерской
программы
д.э.н., доц. Логинова Е.В.

«__»______________20__г.

 

Индивидуальный план работы

магистранта Бурдакова М.Б. на период с 19.04.2011 по 03.05.2011 г.

 

Виды деятельности Срок выполнения Отметка о выполнении Примечания
  1. Ознакомление с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса.
Апрель    
  1. Ознакомление с организацией планирования и учёта учебно-воспитательной работы на кафедре
Апрель-май    
  1. Ознакомление с нормативными документами планирования.
Май    
  1. Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий по кафедре.
в течение II семестра    
  1. Подготовка и проведение лекционных и семинарских занятий.
Май    
  1. Работа со специальной научно-методической литературой.
в течение II семестра    

 

2. Характеристика материально-технической базы кафедры экономической теории и управления:

Кафедра экономической теории и управления (ЭТиУ) находится в главном корпусе Волжского гуманитарного института (филиала) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» и занимает аудиторию 3-14.

Условия для работы на кафедре – хорошие.

Кафедра имеет хорошее техническое обеспечение: 4 компьютера, 4 принтера, сканер и МФУ.

Обеспеченность демонстрационным и раздаточным материалом – хорошая.

Место проведения занятий со студентами направления подготовки бакалавров менеджмента, бакалавров государственного муниципального управления и бакалавров мировой экономики - аудитории 3-02, 3-03, 3-19, 3-20, 3-27, также аудитория 2-20 (большой актовый зал) и другие аудитории, закрепленные за факультетом.

Оборудование для проведения занятий – компьютеры, проектор, проекционные экраны.

3. Ознакомление с документами планирования.

Название документа Назначение документа, кем составлен Срок действия документа Выписки из документа
ГОС стандарт ВПО Содержит общую характеристику специальности/направления подготовки, требования к уровню подготовки абитуриента, общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности/направлению, требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста/бакалавра. Составляется и утверждается Министерством образования РФ. до замены новым  
Учебный план Содержит перечень дисциплин по блокам, изучаемых за полный курс специальности/направления подготовки бакалавров, с указанием аудиторных, внеаудиторных (самостоятельного изучения) часов, форм отчетности (зачет или экзамен), график учебного процесса. Утверждается директором ВГИ (филиала) ВолГУ с одобрения ученого совета ВУЗа. действует для набора студентов определенного года в течение всего срока обучения  
Учебно-методическая работа Интегрированный комплекс по дисциплине, включающий в себя следующие элементы: выписку из ГОС стандарта (если дисциплина в него включена); рабочую программу; учебно-методические материалы (электронный и бумажные пособия, инструкции по выполнению практических заданий, лекции, вопросы к экзамену и пр.). до замены новыми  
Индивидуальные планы преподавателей Включают индивидуальную учебную нагрузку преподавателя по семестрам, виды и сроки завершения следующих работ: учебно-методическая, научно-исследовательская, международная, инновационная, воспитательная деятельность, деятельность по развитию, модернизации и укреплению материально-технической базы. Составляется каждым преподавателем кафедры. учебный год  

 

4. Схема анализа лекционного занятия по дисциплине «Социология управления» для студентов направления «Менеджмент», магистерская программа «Логистика», «Государственное и муниципальное управление», «Финансовый менеджмент». Ведущий преподаватель – Чернявская Юлия Николаевна.

 

1. Присутствующие: магистры группы МГ-131, МЛ-131, МФ-131

2. Ф.И.О. преподавателя – Чернявская Юлия Николаевна.

3. Дата посещения, время: 18.02.2014г., 6 пара.

4. Специальность/направление подготовки: направление «Менеджмент», магистерская программа «Логистика», «Государственное и муниципальное управление», «Финансовый менеджмент»

5. Предмет: «Социология управления».

6. Количество студентов на лекции –5 человек.

7. Тема лекции: Мотивация труда, трудовое поведение.

Что оценивается Качественная оценка Баллы
1. Содержание
1. Научность a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно 5 3 2
2. Сочетание теоретического с практическим a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует   4 3 2
3. Доказательность a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно 5 3 2
4. Связь с профилем подготовки специалиста a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая 5 3 2
5. Структура лекции a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная 5 3 2
6. Воспитательная направленность a) высокая b) средняя c) низкая 4 3 3
7. Соответствие учебной программе a) полностью соответствует b) частично соответствует 5 3
8.     9.   Использование времени     Проблемность a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально   а) ярко выражена б) отсутствует 5 3 2     5
2. Изложение материала лекции
1. Метод изложения a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный 5 4 3
2. Использование наглядности a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется 5 3 2
3. Владение материалом a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту 5 3 2
4. Уровень новизны a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует 5 4
5. Реакция аудитории a) повышенный интерес b) низкий интерес 4 2
3. Поведение преподавателя
1. Манера чтения лекции a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная 5 3 2
2. Культура речи a ) высокая b) средняя c) низкая 5 3 2
3. Контакт с аудиторией a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует 5 3 2
4. Манера держать себя a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений 5 3 2
5. Внешнее проявление психического состояния a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность 4 3 2
6. Отношение преподавателя к слушателям a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное 4 3 2
7. Такт преподавателя a) тактичен b) бестактен 4 2
8. Внешний облик a) опрятен b) неряшлив 4 2
  ИТОГО    

При оценке качества лекции учитывалось:

1. Научность содержания.

2. Профессиональная направленность.

3. Выразительность и доступность речи.

4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

Суммарное количество баллов по всем критериям составляет 93. Лекция прошла на высоком уровне, в хорошем темпе, с активным взаимодействием со слушателями. Суммарный балл составляет 93, что соответствует отличному уровню чтения лекции согласно шкале итоговой оценки.

Шкала итоговой оценки:

90 – 100 – отлично;

79 – 90 – хорошо;

70 – 79 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо.

 

5. Схема анализа семинарского (практического) занятия с магистрантами группы МГ-131, МЛ-131, МФ-131 по дисциплине «Социология управления». Дата занятия – 18.02.2014г., седьмая пара, количество присутствующих – 5 человек, преподаватель – Чернявская Юлия Николаевна. Тема занятия «Мотивация труда, трудовое поведение».

В начале занятия студентам была предоставлена возможность задать вопросы, по лекционному курсу темы, по которой проводилось практическое занятие. После чего, совместно со студентами группы было подробно рассмотрено решение типового примера.

После разбора примера студентам было дано задание, решить пример самостоятельно. При этом преподаватель отвечал на все вопросы, возникающие у студентов во время выполнения задания.

Практическое занятие прошло на высоком уровне. Студенты решили несколько типовых примеров, задавали вопросы по теме семинарского занятия.

6. Схема технологической карты занятия:

Лекция.

Утверждаю: Чернявская Ю.Н.

Тема занятия: Мотивация труда, трудовое поведение.

Вид занятия: Лекция.

Цели и задачи занятия: Познакомить магистров с понятиями мотивации труда, технологиями мотивации, видами мотивов. Ознакомление со схемой «Основные потребности, их мотивационно-трудовое значение».

Ведущие понятия темы: мотивы, технологии мотивации, виды мотивов, факторы мотивации.

Конспект лекции предъявлен.

«Мотивация труда, трудовое поведение».

Мотивы есть реальные факторы, побуждающие человека в трудовой деятельности, активности в ней. В основе мотивов лежат потребности. Они подразделяются на первичные и вторичные.

(ОЩУЩЕНИЯ) (МОТИВЫ) (ДЕЙСТВИЯ)

СИГНАЛ — (ЖЕЛАНИЕ — НУЖДА) — (ПОТРЕБНОСТЬ - СПРОС)

Технологии мотивации

1. Первичные потребности весомее вторичных — только их удовлетворение дает вторичным силу мотивов.

2. При отсутствии возможности удовлетворения первичных потребностей — силу приобретают вторичные.

3. Первичные и вторичные потребности равновесны и равнозначны — только их совместное удовлетворение придает им силу мотивов, это идеальное состояние.

Виды мотивов

1. Доминирующие мотив, соответствующие наиболее сильной потребности.

2. Фоновые мотивы, создающие фон для доминирующих мотивов.

3. Ранговые мотивы.

4. Защитные мотивы.

5. Демонстративные мотивы.

Схема «Основные потребности, их мотивационно-трудовое значение».

Потребности в....

· социальная роль

· уважение

· самореализация

· активность

· самовыражение

· саморазвитие

· досуг

· здоровье

· благополучие

· социальный рост

Мотивы

· Референтность

· авторитет

· профессионализм

· работа как способ реализации

· положительное мнении о себе

· закрепление знаний

· работа — отдых

· работа в лучших условиях

· поддержание соответствующего образа жизни

· карьера

Факторы мотивации: пол, возраст, семья, темперамент, характер и другие.

 

Семинар.

Утверждаю: Чернявская Ю.Н.

Тема занятия: Мотивация труда, трудовое поведение.

Вид занятия: Семинар

Цели и задачи занятия: Закрепить лекционный материал.

Ведущие понятия темы: мотивация, потребности, мотивы, стимулы.

Задание: построить мотивационную линию трудового поведения, взяв за основу свои характеристики на рабочем месте. Предложить систему стимулов.

Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя

Содержание подготовки Показатели оценки подготовленности преподавателя Баллы 0, 1, 2, 3
Научно-теоретическая подготовка. 1. Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета. 1. Ориентация в целях и задачах науки. 2. Владение основными закономерностями науки. 3. Оперирование научной терминологией. 4. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий. 5. Понимание логики науки.  
2. Знание методов науки преподаваемого предмета 1. Ориентация в многообразии методов научного познания. 2. Понимание сущности методов, используемых в науке. 3. Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета. 2
3. Знание истории развития науки и современных ее достижений. 1. Ориентация в истории научных открытий. 2. Понимание необходимости ее использования в процессе преподавания предмета. 3. Владение знаниями о современных достижениях науки и практики. 4. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении. 2
Методическая подготовка. 1. Знание содержания образования студентов по учебному предмету. 1. Представление о роли учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития студентов. 2. Понимание целей и задач обучения студентов по учебному предмету. 3. Ориентация в учебных планах и программах преподавания учебного предмета. 4. Вычисление ведущих знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у студентов в процессе преподавания учебного предмета. 3
2. Знание методов и приемов обучения учащихся по учебному предмету. 1. Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию обучения по учебному предмету. 2. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения студентов. 3. Понимание сущности различных методов обучения студентов и специфики их использования в процессе преподавания учебного предмета. 4. Ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения. 2
3. Знание форм организации обучения студентов учебному предмету. 1. Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения студентов учебному предмету. 2. Ориентация в разнообразии и специфики различных форм организации обучения студентов учебному предмету. 3. Ориентация в новых формах организации обучения студентов учебному предмету, их сущности и условиях успешного использования в преподавании. 3
4. Знание средств обучения студентов учебному предмету. 1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения студентов учебному предмету. 2. Понимание роли и функций средств обучения в активизации учебно-познавательной деятельности студентов и развития их интереса к учебному предмету, в решении других педагогических задач. 3
Психолого-педагогическая подготовка 1. Знание психологических особенностей учащихся 1. Ориентация в психологических особенностях студентов и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2. Понимание роли психодиагностики в развитии студентов. 3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики студентов.  
2. Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития. 1. Понимание закономерностей познания. 2. Ориентация в компонентах учения, их сущности и логической взаимосвязи. 3. Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности студентов различных возрастных групп.  
3. Знание теоретических основ педагогики. 1. Понимание целей и задач педагогических взаимодействий со студентами в процессе их обучения, воспитания и развития. 2. Ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности и воспитанности студентов. 3. Представление о психологии уроков и характеристика занятий разного типа. 4. Ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них.  
4. Знание педагогических технологий. 1. Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельности студентов и места преподавателя в этом процессе. 2. Владение приемами планирования и организация личного труда и учебного труда студентов. 3. Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности преподавателя в процессе профессионального обучения студентов. 4. Владение приемами педагогической техники.  

Обработка результатов:

К – общая профессиональная подготовка;

К1 – научно-теоретическая подготовка;

К2 – научно-методическая подготовка;

К3 – психолого-педагогическая подготовка;

S – сумма баллов:

S=28

К1 = S: (12 х 3)=0,77; ++++++

К2 = S: (13 х 3)=0,71; ++++++

К3 = S: (14 х 3)=0,66;

К = (К1+К2+К3): 3=0,71

Оптимальный уровень – до 0,8 баллов;

Допустимый уровень – до 0,6 баллов;

Критический уровень – до 0,3 баллов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

Магистрант 1 курса группы МГ-131 магистратуры Бурдаков Михаил Борисович проходил научно-педагогическую практику на кафедре Экономической теории и управления.

За период научно-педагогической практики с 19 апреля по 3 мая 2014 г., показал себя как ответственный, точно выполняющий все необходимые задания практикант. Проявлял аккуратность при ведении документации. Участвовал в педагогической деятельности кафедры.

Проведение учебно-методической работы можно оценить как «отлично», в умении управлять группой, можно также оценить на «отлично». И «отлично» в отношении творческого подхода к построению и проведению учебных занятий.

При проведении занятий практикант показал высокую степень владения технологией профессионального обучения, методами получения обратной связи, и высокую степень профессиональной эрудиции.

Оценка за практику: отлично.

 

Научный руководитель, Чернявская Ю.Н.

«____» ____________ 2014г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: