Методическая разработка учебной лекции




К анализу практики (самоанализ)

Обсуждаем итоги педагогической практики.

1. Ваши общие впечатления о педагогической практике (одобрение, критика, пожелание, советы тем, кто придет после вас, ваше самочувствие, надежды, сомнения и т.п.).

2. Что вызвало наибольшие трудности:

- Подготовка к занятиям? Их проведение?

3. Как вы лично оцениваете уровень проведения вами занятий, мероприятий?

4. Нужна ли специальная подготовка к практике?

5. Если «да», то какие формы предпочтительнее:

- специальные занятия (например, педагогический практикум);

- самостоятельная работа в кабинете педагогики с методическими материалами (методическими разработками, памятками, инструкциями, образцами планов-конспектов, сценариев воспитательных мероприятий и т.п.);

6. Если «нет», то какие будут предложения?

7. По каким позициям требуется особенно интенсивная подготовка:

- работа по содержанию преподаваемых дисциплин;

- оформление конспектов;

- методика организации и проведения занятий;

- работа по разработке сценариев внеурочных мероприятий;

- проведение внеучебных мероприятий;

- методика диагностики учащихся;

- методика работы по составлению психолого-педагогических характеристик;

- порядок оформления документов по пед. практике.

8. Достаточна ли помощь, полученная от учителя-методиста школы, университетского методиста-руководителя?

9. Ваши предложения по ее улучшению.

10. Как повлияла практика на вашу профессиональную ориентацию:

- укрепила в правильности выбранной профессии, в способности стать педагогом;

- ничего не изменила;

- склонность к мысли, что педагогом стать не смогу;

- вызвала иные соображения.

11. Что вы думаете о критериях оценки работы студента? По каким показателям судить о качестве его педагогической деятельности?

12. Какие способы такой оценки наиболее целесообразны:

- тестирование, опросы (замеры сформированности педагогических умений с учетом исходного уровня);

- самоанализ (например, в форме педагогического сочинения);

- характеристика и оценка учителя-методиста, классного воспитателя;

- мнения учащихся.

Первая часть – наблюдение на уроках

Схемы наблюдения

Схема 1

Задания:

Цель: проанализировать эффективность методических приемов педагога, формирующих прочность знаний учащихся.

Программа: 1.Выяснить, учит ли педагог отбирать из суммы фактов главное, основное.

2.Прививает ли учащимся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.

3. Проверить, обучает ли педагог анализу и синтезу учебного материала.

4. Определить соответствие основных приемов, используемых педагогам особенностям предмета (психологии).

 

Схема 2

Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащихся.

Программа: 1. Определяет ли педагог цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

2. Установить, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

3. Посмотреть, составляет ли педагог задания на проверку этой деятельности.

4. Определить задания какого уровня предлагаются для определения усвоения материала (Д.Толлингерова).

5. Установить, какого рода ошибки встречаются в ответах учащихся и способы реагирования на них педагога.

Схема 3

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

Программа: 1. Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемой работы.

2. Определить эффективность помощи педагога во время индивидуальной работы учащихся.

3. Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применение групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

Схема 4

Цель: проанализировать работу педагога по предупреждению неуспеваемости.

Программа: 1. Разделяет ли педагог сложные задачи для разноуспевающих учащихся на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.п.

2. Выяснить, наблюдает ли педагог за деятельностью учащихся, отмечает ли положительные моменты в их работе, активизируя и мотивируя их.

3. Выявляет ли педагог типичные затруднения и их ошибки в работе со слабоуспевающими и как акцентирует на них внимание, чтобы предупредить их повторение (указывает на ошибки, активизирует вниманиеучащихся на поиск ошибок и пр.).

 

Схема 5

Цель: Анализ вербального взаимодействия учащихся и учителей (преподавателей) на занятии (Фландерс Н.)

Литература:

1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: Питер Ком, 1999. – С.309-313.

2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М., ТЦ «Сфера», 1997. – С.449-452.

Схема 6

Цель: оценка личностно-ориентированного потенциала занятия.

Литература:

Алексеев Н.А. Конкретная педагогика личностно-ориентированного образования. Часть 2. Тюмень: Тюм Гу, 1998. – С.14-22.

 

Собственные занятия

Методическая разработка учебной лекции

I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1.Определение места и значения темы в системе целого курса (конспект).

2. Отбор библиографии по теме.

II. Формы организации лекции.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Цель лекции (замысел, основная идея лекции, объединяющая все содержание).

3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные); в)средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи).

4. Организационная форма лекции: а) монологическое высказывание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в) эвристическая беседа; г) диалог-дискуссия.

III. Содержание лекции.

1. План и конспект содержания лекции.

2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность (выделить на полях конспекта).

IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1. Формы сотрудничества преподавателя с учащимися в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3. Эмоционально-выразительные средства общения педагога с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, вокальная мимика – интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: