СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




СОВРЕМЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ

для 5-11 классов

Ростов-на-Дону Издательство

Пресс


ББК 83.3(0) С 65

800 современных сочинений по русской и мировой С 65 литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону: "Издательство БАРО-ПРЕСС", 2003 - 896 с. ISBN S-94004-084-5

В сборник включены все основные темы сочинений до русской и зарубежной литературе, предусмотренные школь­ной программой для 5-11 классов.

Издание призвано помочь учащимся и абитуриентам при подготовке программных сочинений, а также при сдаче выпускных я вступительных экзаменов.

ББК 83.3(0)

Все права на книгу находятся под охраной издателей.

Ни одна часть данного издания, включая название

и художественнее оформление, не может перерабатываться,

переиздаваться, ксерокопироваться, репродуцироваться

или.множиться каким-либо иным способом.

ISBN 5-94004-084-5

© Оформление: "Изд-во Баро-Пресс", 2(103


Общие требования к написанию сочинений

Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов.

• Сочинения на свободнуютему. Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-эти­ческими вопросами.

• Литературоведческие сочинения. Их темой может быть раскрытие идейно-художественного содер­жания произведения, характеристика отдельного художествен­ного образа, в частности сравнительная. Выделяются так­же сочинения-размышления и теоретико-литературные сочинения.

• Сочинения на полусвободнуютем у. Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время ученикам или же абитуриентам изредка предла­гается написать сочинение о воображаемой дальнейшей судь­бе героев литературного произведения.

• Творческое сочинение. Сочинения такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже басня, новел­ла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.

Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:

♦ поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности уче­ника или абитуриента;


♦ мысли автора сочинения должны быть изложены в определенном порядке, хотя включать'план сочинения в ра­боту совсем необязательно;

♦школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивиду­альный подход к определенным проблемам;

♦ вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения; *

♦ объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукопис­ного текста.

♦ раскрытие заданной темы предусматривает знание фа­
булы и сюжета произведения, понимание его символики и
идеи, использование биографического материала.

По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочи­нений являются:

♦ недостаточное знание необходимых художественных тек­стов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;

♦ неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учи­тывать тематические особенности произведения;

♦ неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической ра­боты экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);

♦ неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художествен­ной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каж­дом сочинении.


Несколько рекомендаций

• Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.

• Сочинение должно свидетельствовать о достаточно вы­соком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и от­стаивать свою точку зрения.

• Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие много­
численных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсут­
ствии собственных мыслей по предложенной теме.

• Взявшись за свободную или полусвободную тему, необ­ходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.

• Объем сочинения установлен' правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканность.

• Оживите свое сочинение, включите воображение, разно­образьте интонацию, покажите умение неординарно сопостав­лять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.


КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: