Федеральная миграционная служба: от слов к делу




Вот уже который год идут пресловутые преобразования в государственных учреждениях, часто называемые «борьба с бюрократизмом». Что это такое? Как данная борьба связана с жизнью простых граждан Российской Федерации? Ведь повсюду только и слышно: «Опять эти чиновники. Бюрократы. Ничего от них не добьешься». Или все-таки не все так плохо и ситуация может и должна меняться в лучшую сторону? Рассмотрим ситуацию с одним из самых активных в последнее время ведомств – Федеральной миграционной службой (далее – ФМС).

Для рядовых граждан, обращающихся в ФМС, пока мало что изменилось. У стоящих в бесконечных очередях людей вряд ли эффективность работы чиновников вызывает ощущение восторга и удовлетворения. Наоборот, общественность возмущается и негодует. В некоторых регионах у стен управлений ФМС проходят даже акции протеста.

Деятельность ФМС связана с оказанием таких сложных услуг как получение гражданства, оформления разрешения на работу гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, получение и замена паспорта и др. Вследствие этого, вопрос эффективного взаимодействия данной Службы с гражданами и оперативного, качественного предоставления услуг выходит на передний план.

Очевидно, что с работой данного ведомства непосредственно сталкивается практически каждый гражданин России. Все помнят эти моменты жизни. Так, например, получая загранпаспорт, узнаешь множество особенностей деятельности различных управлений ФМС. Все начинается с удивительного графика работы по приему документов, который может меняться несколько раз за день. Причем об этих изменениях можно узнать лишь из крошечного объявления, расположенного внизу стенда в конце коридора направо. Удивительно расслабляет и многочасовое сидение в бесконечной очереди, где каждые 5 минут то и дело возникают конфликты по выяснению того, кто за кем стоял. Неудивительно, что у многих сдают нервы, особенно если они 44-е в очереди и стоят в ней с 5 утра, а дело уже к вечеру близится. О самой процедуре приёма документов и говорить нечего. Здесь могут найти любую причину для отказа, что в целом тоже не удивляет. Образцы заполненных форм очень сложно найти, как и стенда с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы. Когда же документы наконец-то сданы, что наступает томительный период ожидания долгожданного загранпаспорта. Прописанный в законе срок его выдачи – в течение 30 дней со дня приёма документов – для многих сотрудников ФМС является не более чем примерным ориентиром. По объяснениям со стороны чиновников о причинах задержки с выдачей документа можно написать книгу. Полет фантазии здесь безграничен. И принтер не работал, и плановая пожарная эвакуация, и почта виновата, и вообще евро уже который месяц падает. При этом ради справедливости нужно отметить, что в некоторых управлениях почему-то весь процесс может быть на неделю, а то и на 2 короче. Ведь могут же! Почему один и тот же процесс в разных управлениях выполняется так кардинально по-разному?

Вставка 1

Строгий паспортный режим «Куда?.. Закрыто! Режим работы читать надо». На молодого человека с непроницаемым лицом я натыкаюсь на входе в паспортный стол. - Там в первой же строчке написано, что в понедельник прием с 10.00, - удивляюсь я. - А вы 6-ю строку прочитайте. Я спускаюсь к расписанию, отсчитываю шесть строк и натыкаюсь на невообразимой сложности формулу (типа каждый шестой понедельник после каждой десятой субботы каждого четного… и т.д.). Прихожу во вторник. Чтобы не нарываться на хамство, ни о чем никого не спрашиваю. Лишь смиренно прошу выписать временное удостоверение вместо утерянного паспорта. И мне его выписывают… после получасовой истерики перед кабинетом начальника паспортного стола. - Я вам вообще никогда не выпишу паспорт, идите мне заново все документы собирайте, - орет мне любезнейшая "Марья Ивановна" во время дискуссии на тему «как же жить без документов». По закону паспорт должны оформить за 30 дней. Но меня уже предупредили, что раньше чем через месяц (31 день) появляться нет смысла. Через 30 дней я снова наведываюсь в родной паспортный стол. Меланхоличная девушка в форме тихим издевательски-тянучим голосом объявляет мне, что паспорт еще не выписан: «Еще не пришел ответ из Лефортовского ОВД, в котором вы получали паспорт». - Но это соседний ОВД, он сидит чуть ли не через дорогу от вас, потом по закону!.. - Ну и что я могу сделать? В прошлый раз ответ оттуда пришел только через полтора месяца. Попробуйте зайти через неделю... а лучше - две…. Мне знакомые предлагали: 200 баксов - и паспорт через две недели. Денег пожалела. Расплачиваюсь нервами.

Во всей этой истории про оформление документов в ФМС не был рассмотрен и еще один замечательный и распространенный способ решения всех проблем. За определенный денежный эквивалент никаких тебе очередей, задержек, все вежливо и учтиво, готовые документы хоть на дом принесут и в течение нескольких дней (срок от тарифа зависит) вместо 30-40.

Безусловно, такой поток граждан и специфика деятельности ФМС потенциально повышает коррупционные возможности в данном органе государственной власти. Все это ведет к нелегальному оформлению документов, несоблюдению обязательных правил и процедур и, в конечном счете, отражается на благополучии общества в целом, принимая во внимание тот факт, что ФМС по большей части занимается оказанием общественно значимых услуг. Ежегодно по вопросам выдачи и замены паспорта в подразделения ФМС России обращаются более 11 миллионов человек, по вопросам осуществления регистрационного учета – более 20 млн. человек, по вопросам оформления гражданства около 500 тыс. человек, наличие коррупции здесь и не удивляет.

Вставка 2

Скупой платит - Да, але, - раздался в трубке недобрый женский голос. - Доброе утро! Мне нужно сдать документы на новый загранпаспорт. Вы не подскажете, когда у вас в паспортном столе принимают по этим вопросам? Женский голос без всякой охоты ответил мне, что приемные дни - вторник и четверг с 12.00 до 20.00 и что анкеты, заполненные от руки, лучше не приносить. В паспортный стол ОВД «Савеловский» я пришел во вторник к 10.30. Передо мной уже стояли пять человек. Недобрая тетушка напутала со временем - прием начинался в 11.00. Еще выяснилось, что анкеты можно сдать и в каждую первую и третью субботу месяца. И что по субботам народу меньше. Все это мне рассказали мои товарищи по очереди, пришедшие сюда уже не первый раз. Сотрудники вели себя менее дружелюбно. В ответ на вежливый вопрос, как я могу оплатить госпошлину (чего время-то терять?), бесформенная женщина в милицейской форме невежливо прошипела, что сейчас неприемное время, поэтому мне лучше помолчать, а не то меня выставят на мороз. Тем временем очередь продолжала учить меня уму-разуму. Я, например, узнал, что анкеты можно заполнять и от руки, если почерк разборчивый. Еще я узнал, как заплатить госпошлину. Нужно переписать на свой листочек бумаги своей ручкой (ничего этого в паспортном столе не найдешь) всю эту безумную цифирь, все эти БИК, ИНН, ОКПО. Затем пойти в Сбербанк и еще раз переписать эту же муть на бланк. Квитанцию мне удалось заполнить с третьего раза. Счастливый, я побежал обратно в паспортный стол. Очередь почти не двигалась. Было уже около часа, а передо мной все еще стояли три человека. Подождав еще минут 40, я плюнул и поехал на работу. Мораль такова: не жадничай, доверься профессионалам, заплати $300 и живи спокойно.

В целом среди проблем, связанных с деятельностью Службы в сферах непосредственного взаимодействия с гражданами, можно выделить:

▪ нарушение сроков рассмотрения документов;

▪ длительные сроки осуществления мероприятий;

▪ истребование при приеме и рассмотрении заявлений документов, непредусмотренных нормативными правовыми актами;

▪ значительные временные затраты процедуры приема граждан;

▪ трудоемкость процесса оформления документов.

▪ недостаточная техническая оснащенность.

▪ сложность получения информации и консультаций по вопросам подачи документов.

Таким образом, обстановка в Службе выглядит не очень радужной. При этом в 2015 г. ведомство столкнулось с необходимостью радикальных перемен. Для подготовки программы реформирования порядка работы служащих и их взаимоотношений с гражданами был объявлен конкурс среди экспертов-специалистов по государственному управлению.

Как же ведомство может исправить сложившуюся ситуацию?

Задание:

Задание выполняется в группе (2-3 человека).

Группа должна разработать небольшой проект по реализации отдельных мер по преодолению бюрократизма в организации или определенном государственном ведомстве РФ и презентовать его на семинарском занятии.

Формат проекта:

1. Описание существующих проблем.

2. Какие из этих проблем можно отнести к дисфункциям бюрократии? Характеристика их основных причин.

3. Цели проекта.

4. Основные мероприятия проекта.

5. Обоснование осуществимости проекта (ресурсы, поддержка).

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Вебер М. Бюрократия // Классики теории государственного управления: американская школа. М., Изд-во МГУ, 2003. С. 56-63.

2. Доунс Э. Жизненный цикл бюрократических структур // Классики теории государственного управления: американская школа. М., Изд-во МГУ, 2003. С. 341-360.

3. Мертон Р. Бюрократическая структура и индивидуальность //Классики теории государственного управления: американская школа. М., Изд-во МГУ, 2003. С. 131-141.

4. Фисун А. Постсоветские неопатримониальные режимы: гене­­зис, особенности, типология //Отечественные записки. 2007, № 6 (39)

Учебно – методическая

5. Купряшин Г.Л.Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. Гл. 2.

Дополнительная

6. Мизес, Людвиг фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапита­­листическая ментальность // https://www.libertarium.ru/l_lib_buero.

7. Масловский М. В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная поли­ти­чес­кая социология //https://www.socnet.narod.ru/library/authors/Maslovskiy/ …

8. Спиридонова В. И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). М., 1997 г.

9. Сытин С. В. Современная российская бюрократия как cубъект государственной политики // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2010. № 2. C. 34-53.

10. Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов. Аналитический доклад// https://www.isras.ru/analytical_report_ bureaucracy.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: