И ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА




РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

1. Кратко охарактеризуйте тип учебно-образовательного учреждения (школы, лицея, гимназии, колледжа), условия и режим их работы. Проанализируйте воспитательно-образовательную систему работы учебного заведения.

2. Подготовьте характеристику класса, в котором Вы работали. Особое вникание обратите на то, какой стиль общения преобладает между учителем и учениками, между учениками и учителем, между учащимися.

3. Опишите ведущие мотивы учебной деятельности учащихся.

4. Укажите, используя материалы своих наблюдений в ходе посещения уроков, какой, на Ваш взгляд, тип обучения преобладает в классе, где Вы проходили свою практику (информативное, проблемное и т.д.)?

5. Опишите, умеют ли дети учиться, выделите, какие навыки учебно-познавательной деятельности у них сформированы лучше, какие слабее?

6. Укажите, что Вам удалось на своих уроках осуществить более успешно:

а) введение нового материала;

б) организация контроля и оценки знаний учащихся;

в) повторение, закрепление материала;

г) организация практической работы;

д) другое (напишите) ___________________________________________

7. Укажите, какие из методов обучения доминировали на Ваших уроках?

8. Какие аспекты, направления в работе учителя (в том числе в роли классного руководителя) для Вас оказались наиболее трудными?

9. Из чего складывалась Ваша работа в качестве классного руководителя? Укажите, какие из ниже перечисленных видов деятельности предусмотрены планом воспитательной работы, и чем это обусловлено:

а) социальная, общественно-полезная деятельность;

б) познавательно-просветительская (КВН, аукцион, турнир, олимпиада и т.п.);

в) ценностно-ориентационная (беседа, дискуссия, диспут и др.);

г) художественно-творческая (клубы, студии, кружки и пр.);

д) игровая (зрелищно-развлекательные формы типа "Поле чудес", ''Угадай мелодию" и т.д.);

е) общение.

10. Что для Вас представляло больший интерес?

а) работа с классом на уроке;

б) работа с детьми вне урока

в) другое (напишите) ___________________________________________

11. Укажите, какие методы, приемы, формы педагогического взаимодействия использовал Ваш классный руководитель?

а) изучение учащихся;

б) индивидуальная работа;

в) традиции;

г) связь с семьей;

д) самоуправление;

е) общение, диалог;

ж) иное _____________________________________________________

12. Укажите содержание и формы совместной работы Вашего классного руководителя с родителями учащихся.

13. Назовите темы педсоветов (педагогических консилиумов, методических объединений) которые Вам удалось посетить.

14. Какие умения и навыки Вы получили на практике? Что из опыта учителей школы Вы бы взяли в свой будущий педагогический багаж?

15. В какой мере практика повлияла на Ваш профессиональный выбор:

а) имеет смысл идти работать в школу (есть желание, почувствовали свои профессиональные возможности, есть успехи);

б) лучше использовать свои знания в научно-исследовательской деятельности и на производстве.

 

 

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

И ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

 

В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его "фотография". При этой необходимо соблю­дать следующие требования:

1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, количество учащихся на уроке.

2. Фамилия учителя, имя, отчество, предмет, место урока в расписании учебного дня.

3. Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.

4. 3аписывается цель урока, которая может быть сообщена вначале урока или выясняется у учителя.

5. Отмечаются данные готовности к уроку:

а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);

б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;

в) состояние рабочего места учителя и учащихся.

В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.

6. Протокольную запись урока можно вести по схеме:

7.

Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценка урока
       

 

Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к уроку и хода урока в целом в соответствии с протокольной записью.

АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:

1. Соответствие темы, цели и содержания урока.

2. 0пределение типа урока и его основных этапов с указанием време­ни, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.

3. Начало урока (организационный этап):

а) установления порядка, дисциплины, приветствие;

б) проверка готовности к уроку;

в) установление связи с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.

4. Проверка выполнения домашнего задания:

а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);

б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;

в) содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные; методика опроса; приемы активизации учащихся и др.);

г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;

д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;

е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.

5. Изучение нового материала:

а) сообщение темы;

б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;

в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.

6. Изучение нового материала на уроке:

а) указание методов и приемов, используемых учителем их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);

б) рациональность использования доски;

в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;

г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).

7. Закрепление новых знаний:

а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);

б) выбор материала для закрепления;

в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.

8. Задание на дом:

а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;

б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);

в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее зада­ние;

г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).

9. Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):

а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;

б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;

в) внешний вид учащихся, развитие речи;

д) организованность и дисциплина учащихся;

е) выводы;

ж) предложения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: