Тема 5: Воспитание как основа формированияи развития личности




Курс Стоматологический факультет

Модуль 1. Основы педагогических знаний

Включает 6 семинаров (12 часов) и рубежный контроль (2 часа). Зачет 2 часаВсего 16 часов.

Тема 1: Педагогика как наука.

Цель занятия: сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача.

Основные понятия темы:

1. педагогика; 2. медицинская педагогика; 3. воспитание; 4. развитие; 5. формирование; 6. образование.

Вопросы к семинару

1. Основные исторические этапы развития педагогики как науки.

2. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.

3. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.

4. Структура педагогической науки и ее связь с другими науками.

5. Медицинская педагогика как составную часть современной системы педагогических наук.

6. Педагогические составляющие деятельности врача.

Вопросы для самостоятельного изученияк семинару

1. Методы педагогического исследования.

2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.

Темы рефератов

1. Древние мыслители о воспитании (Платон,Аристотель и др.).

2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.

3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.

4. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.

5. Медицинская педагогика как наука.

6. Тенденции развития общего и профессионального образования в России

7. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.

 

 

*************************************************

 

Тема 2: Процесс развития личности

Цель занятия: понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.

Основные понятия темы:

1. индивид; 2. личность; 3. индивидуальность; 4. саморазвитие; 5. самовоспитание.  

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.

2. Процесс развития личности.

3. Влияние среды на развитие личности.

4. Наследственность и развитие.

5. Влияние воспитания на развитие личности.

6. Самовоспитание и саморазвитие в становлении личности и врача-педиатра.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.

2. Структурная организация личности человека.

Темы рефератов

1. Движущие силы индивидуального развития человека.

2. Развитие системы непрерывного медицинского образование в России.

3. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности как цель воспитания.

Тема 3:Процесс обучения.

Цель занятия: понимание студентами основных составляющих процесса обучения.

Основные понятия темы:

1. дидактика; 2. педагогический процесс; 3. обучение; 4. преподавание; 5. учение; 6. компоненты педагогического процесса. 7. дидактические принципы.

Вопросы к семинару

1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.

2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.

3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.

4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.

5. Характеристика процесса усвоения знаний.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.

2. Понятие о принципах обучения. Соотношение дидактических правил и принципов обучения. Система дидактических принципов.

3. Основные закономерности процесса обучения.

Темы рефератов

1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.

2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.

3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.

 

****************************************************

 

Тема 4: Методы, формы и средства обучения и контроля

Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов, форм и средств обучения и контроля, а также роли контроля в процессе обучения пациентов.

Основные понятия темы:

1. методы обучения; 2. формы обучения; 3. средства обучения; 4. контроль; 5. фронтальный опрос; 6. уплотненный опрос; 7. индивидуальный опрос;  

Вопросы к семинару

1. Понятие о методах обучения в педагогике.

2. Лекция как метод устного изложения знаний.

3. Беседа как метод обучения.

4. Контроль – понятие, функции, принципы.

5. Виды контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.

6. Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.

7. Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Общие формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, их характеристика и особенности.

2. Средства обучения в работе преподавателя.

3. Работа с учебником – характеристика метода и возможности использования данного метода в работе врача-педиатра.

Темы рефератов

1. Формы организации обучения.

2. Средства обучения в профессиональной деятельности преподавателя.

3. Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).

4. Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.

5. Педагогическое тестирование.

Тема 5: Воспитание как основа формированияи развития личности

Цель занятия: сформировать представление о сущности процесса воспитания.

Основные понятия темы:

1. воспитание в широком социальном смысле; 2. воспитание в узком социальном смысле; 3. воспитание в широком педагогическом смысле; 4. воспитание в узком педагогическом смысле.

Вопросы для самоподготовки

1. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.

2. Структура воспитания как педагогического процесса.

3. Характеристика основных видов воспитания: нравственного, физического, трудовог о, эстетического, гражданского.

4. Характеристика общих закономерностей процесса воспитания.

5. Принципы воспитания.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Исторические этапы развития воспитания как педагогической категории.

2. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.

Темы рефератов

1. Концепции воспитания. (гуманистическая, технологическая концепция и др.)

2. Воспитание медицинского работника на основе принципов биомедицинской этики.

3. Основы воспитательной работы как процесса.

4. Гигиеническое воспитание населения.

 

*********************************************************

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: