Стили педагогической деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.




Формирование мировоззрения школьников.

Мировоззрение -специфическая форма сознания человека, включающая в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которые определяют его общественно-политическое и нравственно-эстетическое познание, а также поведение в различных сферах жизни.

Функции мировоззрения:

1. Информационно - отражательная заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

2. Ориентационно-регулятивная состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

3. Оценочная связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

В структуре мировоззрения выделяют объективные и субъективные компоненты.

Объективные компоненты:

Знание (как принадлежность индивида) — образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений.

Субъективные компоненты:

1. Взгляды — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним.

2. Убеждения — знания (идеи, концепции, теории и т.п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил.

3. Идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Виды мировоззрения:

1. Мифическое - фантастическое представление людей о мире.

2. Религиозное -представление о происхождении мира с позиции разных вероисповеданий.

3. Обыденное - основа представлений о жизни(здравый смысл)

4. Научное - теоретическое осмысление природы и общества

 

Стили педагогической деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.

Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Выделяют след.стили пед. общения (В.А.Кан-Калик):1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3.Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный,дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Процесс общения преподавателя может складываться в двух крайних вариантах: взаимопонимание, слаженность и разлад, отчуждённость. В свзи с этим выделяют след.стили руководства учащимися:

авторитарный - педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося.

Попустительский характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

демократический - педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися - единственный реальный способ организации их сотрудничества.

непоследовательный, алогичный - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Значение индивидуального стиля общения От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

-в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

-характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

-выборе методов обучения;

-подборе средств воспитания,

-стиле педагогического общения;

-реагировании на действия н поступки детей;

-манере поведения;

-предпочтении тех или иных видов поощрений и -наказаний;

-применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: