Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова




(По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Действие повести "Капитанская дочка" происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как о людях подвига.

Семья коменданта-Белогорской крепости капитана Миро­нова дана автором через восприятие Петра Гринева. Членов семьи всего трое: сам комендант, его жена Василиса Егоров­на и их дочь Маша. Быт Мироновых налажен в течение ряда лет. Крепки и моральные устои семьи. Капитан Миронов боль­шую часть своей жизни провел на военной службе, но не стал солдафоном. Он простодушный и забавный немолодой чело­век, в обязанности которого входит обучение солдат премуд­ростям строевой службы. Еще Иван Кузьмич Миронов умеет хорошо держать нитки, когда жена сматывает их в клубок. Действительная хозяйка Белогорской крепости - Василиса Егоровна Миронова. Она держит мягкосердечного супруга под каблуком. Василиса Егоровна строга, ко всем делам подхо­дит основательно. Она хитроумна и любопытна: так, напри­мер, капитанша Миронова сумела выведать у мужа военную тайну — известие о пугачевском бунте.

Марья Ивановна Миронова - это "девушка лет осьмнад­цати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, глад-


ко зачесанными за уши". По выражению автора, Маша — "благоразумная и чувствительная" девушка.

И вот в мирное семейство Мироновых проникает весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепо­сти. Характеры членов семьи коменданта раскрываются здесь с особенной силой. Василиса Егоровна, проявляя на­стоящее мужество, отказывается оставить мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич, этот тихий и добрый человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного гарнизона, он приказывает от­стреливаться от бунтовщиков из пушки, пытается поднять солдат в атаку, нанести пусть слабый, но удар по врагу. Истекая кровью, комендант отказывается признать само­званца императором и с достоинством принимает смерть, Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, перед смер­тью называет Пугачева "беглым каторжником". Таким образом, честь и долг для супругов Мироновых остаются наивысшими в жизни понятиями. Пушкин с любовью и состраданием изображает своих героев — патриархальных, чистых, старинного уклада людей.

Маша — достойная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Его­ровны. Внешне застенчивая и слабая, Маша проявляет силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Де­вушка хранит верность своему любимому человеку — Грине-ву. Машу пугает не смерть, а возможность насилия над ней со стороны Щвабрина. И в дальнейшем дочь капитана Ми­ронова проявляет себя только с лучшей стороны. Когда Гри-нева арестовали по подозрению в измене отечеству, Маша до­ходит до самой императрицы, — очень сложное по тем време­нам дело. Ей удается отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринева. Машу Миронову можно считать воплощением всего лучшего, что есть в характере русской женщины.

Одной из главных проблем повести Пушкина "Капитан­ская дочка" является отношение к долгу в разных его проявлениях. Дух высокой порядочности, свойственный всем членам семьи Мироновых, позволил Ивану Кузьмичу, Васи­лисе Егоровне и Маше при любых обстоятельствах ос-


таваться честными и достойными людьми, то есть полно­стью исполнить свой моральный долг.

Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Повесть А. С. Пушкина называется "Капитанская дочка", но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным "проявителем" подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева.

Пугачев в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все простран­ство повествования. Непонятный человек ведет таинствен­ные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похоже­го на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку). Но "огненные глаза", притягивающие внимание, вы­дают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева чи­татель уже получает намек на сложность и силу образа (звер­ство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после).

Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить за­щитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он гово­рит: "Казнить так казнить, миловать так миловать". И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвла­стные ему области.

Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей и часто "работает на публику", как бы играя роль царя, как его


представляют себе простые люди. Наивная пышность титу­лов, которые он раздает своим приближенным — это и рас­чет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не при­творяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравни­вая себя с Гришкой Отрепьевым.

Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не про­меняет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история пол­на легенд о "подлинном царе", о царе, спасшемся от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.

Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до Казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. "Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу". Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: "Еме-ля! Бмеля1 — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: