Кому больше всего нужен английский в работе




Сейчас остается все меньше сфер бизнеса, где можно сделать карьеру <#"justify">Сотрудничество российских медиков с зарубежными коллегами требует эффективного общения на иностранных языках. Качественный обмен опытом при решении глобальных проблем здравоохранения зависит от уровня языковой подготовки медицинских специалистов, их иноязычной профессиональной компетенции. В современном мире повышение квалификации специалистов-медиков невозможно в отрыве от международного научного сообщества, где языком профессионального общения является английский.

Великий русский врач С.П.Боткин сказал еще в 19в: "Знание современных языков играет важную роль в интеллектуальном и человеческом обогащении специалистов-медиков" " Knowledge of modern languages plays an important role in the intellectual and human enrichment of medical specialists"

Цель иноязычного общения медиков можно сформулировать как установление межличностного контакта, обмен научной и профессионально значимой информацией и порождение новой информации в медицинской сфере, а также осуществление взаимодействия в ходе совместной профессиональной и научной деятельности.

По-прежнему высоко ценится российское медицинское образование, а наши врачи считаются одними из лучших в мире. Но пока, чтобы реализовать свои возможности, им приходится работать в западных клиниках и научных центрах. Медикам <#"justify">Английский язык становится не просто средством международного общения, но и общечеловеческого единения. У предмета "иностранный язык" появляется новая функция - формирование человека нового глобального сообщества, способного сотрудничать с представителями иной культуры. На занятиях по иностранному языку идёт подготовка медицинских работников так называемого "глобального общества" (global society).

Студенты-медики осваивают навыки межкультурной коммуникации, которые позволят им в дальнейшем участвовать в решении ряда общих для всего человечества проблем: борьба со СПИДом, наркомания, курение, пропаганда здорового образа жизни. Студенты учатся ориентироваться в современном многоязычном мире.

Основная цель обучения иностранному языку в медицинском заведении является практическое использование иностранного языка "в качестве средства профессионального общения, информационной деятельности и дальнейшего самообразования".

Сегодня, когда на рынке медикаментов преобладают импортные лекарства, в медицинские учреждения поставляются в основном, импортное оборудование, когда многие наши соотечественники ездят лечиться за границу и им требуются выписки из истории болезни на иностранном языке, проблема медицинского перевода особенно насущна. Любая ошибка в медицинском переводе может стоить пациенту здоровья и даже жизни.

Все медики подчеркнули, что в настоящее время увеличивается потребность в навыках непосредственного общения, главным образом в условиях научной конференции, в ситуациях обмена опытом работы, ознакомления с конкретными методиками, знакомства с работой медицинских учреждений и т.п.

У практикующих врачей, по сравнению со студентами, значительно возрастает мотивация изучать иностранный язык специальности, поскольку возникают реальные контакты с зарубежными коллегами, появляются новые возможности на профессиональном поприще, существует желание реализовать себя в иной, научной или международной, сфере деятельности. Об этом говорится в статье М. А. Грязновой "Совершенствование иноязычной профессиональной компетенции медицинских специалистов в рамках постдипломного образования". [1]

Обстоятельства общения медиков на английском языке могут быть разными: в России и за рубежом, в медицинском учреждении и на конференции, чтение лекции перед большой аудиторией или обсуждение вопросов за круглым столом.

Общение может быть устным (выступления, презентации, доклады, лекции, беседа, дискуссия), письменным (научная статья, описание проекта, заявка на грант) и электронным (личное или деловое письмо), при этом участники общения могут выполнять различные роли. Это не только традиционно выделяемые роли "врач-пациент", "врач-врач", "врач - средний медицинский персонал", но и "аспирант - научный руководитель", "лектор - слушатели", "руководители международного проекта с российской и зарубежной стороны", "представитель администрации здравоохранения и медицинский работник".

Совершенствование иноязычной профессиональной компетенции специалиста - это многосторонний процесс, затрагивающий развитие личностно-профессиональных качеств, повышающий образовательный уровень и расширяющий кругозор специалиста, стимулирующий на постоянное саморазвитие и самообогащение личности через вхождение в мир иного языка и культуры.

 

 

43.

Ни для кого не секрет, что в наши дни образование имеет важное значение. Оно не только расширяет кругозор, но и делает нас мудрее.

Во-первых, оно даёт людям возможность продвинуться в карьере. Это можно объяснить стремительным развитием технологии, а также коренными преобразованиями в обществе. Что совершенно естественно, образованный человек может мыслить в более широком масштабе, анализировать разнообразные общественные явления. По моему мнению, это ценится во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому разносторонние работники всегда пользовались спросом.

Во-вторых, образование обогащает наш опыт и предостерегает от обмана. Как известно, сообразительный человек преодолевает трудности и неблагоприятные обстоятельства гораздо быстрее.

В то же самое время, встречаются хорошо обеспеченные и образованные люди, которые жестоки и грубы. Они никогда не сочувствуют тем, кто находится в беде, не способны прийти на помощь, так как их сердца бесчувственны.

С моей точки зрения, понятие "образованность" должно включать как уровень образования, так и нравственность человека, так как эти черты неразрывно связаны между собой.

Образование начинается с любопытства. Убить в человеке любопытство значило бы лишить его самой возможности стать образованным. Любопытство — это неутолимое желание познавать мир, и мы можем обратить свой взгляд куда угодно: к звездному небу или вглубь вещества, к атомам и квантам; к бесконечному разнообразию окружающей природы или к поразительному строению человеческого организма; вспять к истории вселенной, Земли, человеческого общества или в будущее, к тому, что будет происходить с нашими планетами, нашими формами жизни и нашими представлениями о самих себе. Ho о чем бы ни шла речь, мы всегда задаемся двумя вопросами: каковы факты и почему они именно таковы.

Итак, образованный человек умеет ориентироваться в мире. Зачем это нужно? «Знание — сила». Однако нельзя сказать, что образование дает власть. Сила знания заключается в ином: оно предохраняет человека от участи жертвы. Того, кто разбирается что к чему, труднее обмануть. Он не даст сделать себя фишкой в чужой игре — политиков или, скажем, рекламодателей.

Однако ориентация в окружающем мире — это не единственный вид ориентации, предполагаемый образованием. Следует еще отдавать себе отчет в том, что есть знание и понимание и каковы их границы. Нужно постоянно задаваться вопросом: «Что, собственно, я знаю и понимаю?» Иначе говоря, наше знание и понимание требуют постоянной ревизии. Надо все время спрашивать себя: «Насколько обоснованны мои убеждения? Надежны ли доказательства? He иллюзорны ли они? Какие аргументы корректны, а какие — не более чем словесные ухищрения?» Знание, о котором мы сейчас говорим, — это знание второго порядка. Оно позволяет отличить поверхностных ученых от по-настоящему образованных; компетентных журналистов от легкомысленных, не знакомых с таким понятием, как критика источников. Подобное знание охраняет нас от суеверий. В каких ситуациях одно событие делает вероятным наступление другого? Что такое закономерность в отличие от случайного совпадения? Чем отличается истинное объяснение от ложного? На эти вопросы мы обязаны ответить, когда, взвешивая все «за» и «против», вырабатываем свое отношение к прогнозам и предсказаниям, градом сыплющимся на нас со всех сторон. Человек, внимательный к подобным вещам, скептически относится не только к эзотерической литературе, но и ко всякого рода экономическим прогнозам, предвыборным обещаниям, психотерапевтическим манипуляциям, дерзновенным исследованиям человеческого мозга. Его раздражает птичий язык лженауки. Образованность — в таком понимании — позволяет отличить правильный ход мысли от пустой риторики. Это становится возможным потому, что у образованного человека входит в привычку постоянно задавать себе два вопроса: «Что конкретно имеется в виду?» и «Откуда мы знаем, что дело обстоит именно так?». Снова и снова спрашивая об этом, мы защищаем себя от навязчивой болтовни, промывки мозгов и всяческого сектантства; это обостряет наше восприятие действительности — в противовес слепому пристрастию к шаблонным мыслям и речам, модным поветриям и вопреки стадному инстинкту. Теперь нас никто не сможет провести или захватить врасплох: ни болтливые демагоги, ни учителя жизни, ни самовлюбленные журналисты. Это высокое благо можно назвать интеллектуальной неподкупностью.

 

44.

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 г. в штате Кентукки в семье бедного фермера. Всё его благосостояние зависело от клочка земли, на котором работали родители Авраама, Томас и Нэнси Линкольны. С детства Авраам привык трудиться, помогая родителям обрабатывать землю, охотясь и собирая лесные ягоды. Американских фермеров в начале 19 в. подстерегало много опасностей. Нападения индейцев, эпидемии, истощение земли заставляли их часто переезжать с места на место. Не была исключением и семья Линкольнов. Это помешало получить Аврааму даже начальное образование. Сам он об этом говорил так: «Бесспорно, что, когда я достиг совершеннолетия, я знал немного. Однако я кое-как читал, считал и писал, и это было всё, что я мог». Выручали его природная любознательность, отличная память, постоянная тяга к самообразованию. Он очень любил читать. Любимыми книгами его детства были «Робинзон Крузо», «Басни Эзопа» и «История Соединённых штатов».

Первые шаги в политике Линкольн сделал в 1834 г., когда был избран в законодательное собрание штата Иллинойс, пройдя здесь отличную политическую школу, завоевав авторитет среди коллег. В 1836 г. Линкольн сдал сложный экзамен и получил право на собственную адвокатскую практику.

Линкольн продумывал речь, когда занимался повседневной работой: обедал, прохаживался по улице, доил корову или ходил в бакалейную лавку. Время от времени, в процессе вынашивания мыслей, он делал записи, набрасывал отдельные фразы на всем, что попадалось под руку.

Все это он складывал в свою шляпу и носил до тех пор, пока не находилось время, чтобы сесть, разложить все записи, пересмотреть их и подготовить для выступления и публикации.

Линкольн обладал глубокой и постоянной склонностью высказывать свои аргументы так, чтобы они сразу становились ясными для всех присутствующих. Были случаи, когда он в течение многих часов пытался найти наилучший способ для выражения той или иной мысли.

В самом начале выступления Линкольн волновался и был очень неловок. Как писал его компаньон по адвокатской практике и биограф Герндон, казалось, что ему очень трудно приспособиться к обстановке. Некоторое время он боролся с явной робостью.

Когда он начинал говорить, его голос звучал резко и пронзительно неприятно. Его манера держаться, странные позы, неуверенные движения - все, казалось, было против него, но через несколько минут к нему возвращались самообладание, искренность, теплота, и начиналась его подлинная речь.

Линкольн не столько жестикулировал руками, сколько головой, энергично двигая ею в разные стороны. Такое движение головы имело значение, когда он стремился подчеркнуть какое-либо свое заявление. Он никогда не размахивал руками и не рвал пространство в клочья, подобно некоторым ораторам.

Он обладал сильной индивидуальностью, презирал парадность, избитые фразы и притворство... Это было настоящее ораторское искусство, живое и естественное, говорящее с каждым слушателем на его языке.

Он всегда прямо стоял на ногах, никогда не выставляя одну ногу перед другой, ни к чему не прикасался и ни на что не опирался. Он очень редко менял позу во время выступления и не ходил взад-вперед по помосту.

Чтобы расслабить руки, он часто левой рукой брался за лацкан своего пиджака, держа большой палец вверху и оставляя правую руку свободной для жестикуляции.

Заключение

Авраам Линкольн (12 февраля 1809 - 15 апреля 1865) был одним из самых красноречивых ораторов в истории человечества. Но мало кто знает, что его всегда терзало чувство собственной неполноценности, а в присутствии женщин он сильно робел и не мог сказать и слова.

Занимаясь постоянным самообразованием и развитием, он стал оратором, который мог дискутировать с образованнейшими людьми своего времени и поднялся до таких высот в ораторском искусстве, каких редко достигали другие ораторы.

Свою политическую карьеру он начал в 30 лет и проигрывал на выборах 18 раз. Он выиграл один единственный раз, став 16-м президентом США (1861 - 1865). Линкольн никогда не сдавался и всегда говорил, что решимость добиться успеха важнее всего другого.


 

45.

Кто такой герой нашего времени? Этот вопрос можно использовать на тему современного героизма в буднях, которую можно и нужно использовать для патриотического воспитания молодежи. Ведь если раньше мы ставили в пример героев гражданской и отечественной войн, то для современной молодежи пример обычных людей, живущих, или живших с нами рядом, он намного сильнее может оставить впечатления в душе, нежели герои книг и старых хроник войны. Что такое героизм, и как стать героем, как жить, чтобы ваша жизнь была примером для других? Последние десятилетия отмечены сменой культурных эпох. Новый литературный (культурный) процесс получил название постмодерна. В связи с этим кардинальным образом меняется вся система мироощущения. Современная культура отрицает упорядоченность, веру в причинно-следственный процесс и абсолютную истину. Мир представляется как отдельные фрагменты, порой даже не связанные между собой. Образы, герои — вымышленные, беспочвенные, герои компьютерных игр. Они создаются в сознании, при этом в сознании отдельно взятого человека один и тот же образ может выглядеть по-разному. Среди нас есть много героев, ежедневно совершающих подвиги, может просто мелкие с точки зрения масштабности. Пример — семьи с приёмными детьми, матери или отцы — одиночки, люди, жертвующие на лечение больных — они уже герои. Многие считают, что герои нашего времени — это наши родители, кто-то, в первую очередь, военных, которые защищают нашу страну, кто-то простых рабочих. И есть в них любовь к ближнему, самопожертвование, объединённая высокой идеей, гуманизм. Герои в любом времени есть, были и будут. Герои — это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственными поступками в экстремальных, неординарных случаях проявили себя как патриоты своей Родины, защитники её интересов, альтруисты и филантропы. Подлинная искренность, человеколюбие и жизнелюбие составляют первую характерную черту героев. «Искренность великого человека, героев — другого рода. Они не хвастаются тем, что они искренны. Их искренность не зависит от них, они не могут не быть искренними» [1, с. 14].Человеколюбие и жизнелюбие составляют сущность героев, их нравственные поступки, самоотверженность, долг, альтруизм исходят из этих моральных парадигм. «Долг есть обязанность выполнять какую-либо моральную норму. Долг — моральное предписание, побуждающее человека выполнять эту норму, причём выполнять добросовестно» [2, с. 108]. Среди героев, которых до сегодняшнего дня считают патриотами великими, самоотверженными людьми, нет дошкольников и детей до подросткового возраста. Даже подростковые герои встречаются крайне редко. Сказывается ещё не сформировавшееся нравственное сознание, отсутствие жизненного идеала и чувства ответственности за свои поступки, поведение и слова. Человек, особенно в подростковом возрасте, когда он ищет жизненный идеал, смысла жизни и образца нравственности, активно и всесторонне сопоставляет свои поступки с жизненной позицией других. Такими образцами нравственности часто выступают близкие ему люди, старшие по возрасту и по опыту жизни. Сопоставляя свои поступки, мысли с жизненной позицией этих людей, подросток в начале формирует привычки подражания и старается быть как образец, кумир, идеал. Подражательный этап быстро проходит, так как подросток целеустремленно и не прерывно ищет себя, своё место в жизни. У каждой эпохи есть свои герои. Ими могут быть и конкретные личности, и некие собирательные образы, и вымышленные персонажи, появившиеся благодаря кинематографу, литературе или фольклору. Таким героем был лермонтовский Печорин — человек с очень сильным внутренним миром, яркая личность, противостоящая общественной серости. Для одних героями становятся те, кто совершают подвиги, жертвуют собой во имя какой-то светлой идеи или ради спасения ближних, для других — люди, которые говорят правду и живут по справедливости в то время, когда ложь является повсеместным, привычным явлением. Работа многих людей — спасателей, пожарных, полицейских — непосредственно связана с риском. И те, кого раньше было принято называть «людьми героических профессий», находятся под пристальным наблюдением психологов, стремящихся лучше понять истоки героического поведения. «Выносить людей из огня — часть работы пожарного, а совершать аварийные посадки — работа пилота». И когда в экстремальной ситуации они ведут себя безупречно, это заслуживает глубочайшего уважения. Но они делают именно то, что и должны делать, к чему их готовили — а не выходят за рамки собственных возможностей. Героические поступки — это всегда встреча с риском. Человек, рискуя своим здоровьем и жизнью, совершает нечто трудное, неординарное, героическое. Самоотверженность, которая присуща героическому или герою, всегда есть испытание, поступок через риск. Иными словами нравственная ситуация есть всегда ситуация неопределённости и риска. Где нет риска, нет ни нравственного испытания, ни личной заслуги» [3, с. 47]. Зов, исходящий из глубины сознания иной раз не позволяет действовать героически, проявить героизм, рисковать своей жизнью, ради жизни другого человека. Лишь единицы из тысячи, может быть из миллиона людей, игнорируют этот зов, идут на подвиг, спасают беспомощного или слабого человека от гибели, защищают свою Родину от нашествий, выступают против несправедливости тирана-властителя. «Духовное совершенствование не менее героическое дело, чем защита Родины от врагов с винтовками в руках, так как высоконравственный человек не может не быть человеколюбивым, гуманистом и патриотом» [4, с. 458]. Герой нашего времени... Какой он? Что он из себя представляет? Какие у него качества? Прежде чем ответить на все эти вопросы, нужно выяснить значение самого слова герой. «Герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага». Попробуем на основе данного определения составить портрет современного героя. Герой совершает «акт самопожертвования ради общего блага». То есть он жертвует собой ради кого-то: друга, родителей, детей, простых прохожих, друзей, своего города, страны. Какие же он может совершать пожертвования? Он может пожертвовать своим временем, чтобы помочь потерявшемуся мальчику найти свою маму, или спасти погибающих уссурийских тигров. Он может, не пожертвовать, но рискнуть здоровьем, ухаживая за больной гриппом бабушкой или спасая тонущего человека. Он может пожертвовать своими деньгами, помогая детским домам или спасая от голода африканских детей. Да много чем можно пожертвовать ради кого-то. Но мало просто жертвовать, нужно делать это совершенно бескорыстно и точно знать, что твоя помощь нужна.Самоотдача, мужество, мобилизация своих физических и духовных сил, подвиг, храбрость, самоотверженный поиск истины, напряжённый труд, риск — вот эти качества, который присуще героям. Что такое героизм? Что такое подвиг? Нужны и актуальны ли они в наше время? Героизм — это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто оказываете помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами. Человек участвует в социально историческом процессе, может выработать у себя не только нравственные нормы, принципы, а также модель героя, кодексы героического. В героической личности таятся огромные духовно — нравственные ресурсы, она способна на самый высокий взлет мыслей, неординарное, великое, вечное. Лишь глубокая созвучность общественной потребности с реальными действиями людей создает возможность для подвига. Его творцы люди, обладающие наивысшей способностью к кумуляции всех своих сил — духовных и физических — для достижения конкретной благородной цели. Для большинства герой — это «успешный человек», бизнесмен, который добился хорошего финансового положения или человек со своими принципами, которые соотносятся с честностью и справедливостью, и который не боится их отстаивать. Герой нашего времени — человек, достигший непостижимого. В наше время таких людей немало. Это и политические деятели, и спортсмены, и творческие люди. Герой — не идеален. Он может быть некрасивым, тощим, нетрудолюбивым, противоречивым, задумчивым, невнимательным. Герой должен помогать другим, причем не всегда привычными способами (например, Печорин в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» разбивал чужие сердца и надежды, показывая людям, что не всем нужно доверять и думать, прежде чем что-либо сделать, не идти на поводу своих чувств и эмоций.) Герой, думая о других, должен в первую очередь думать о себе, ведь пока не будет мира и гармонии в себе, вокруг никому лучше не станет! Героическое невозможно воспитать, но можно сформировать героические чувства, героическое сознание.Историю делают не только герои и патриоты, это результат деятельности масс, народов, людей известных и неизвестных, великих и простых. Поэтому историю делают люди. Делают подчас героически, проявляя высшую степень своей социальной активности. Подвиги венчают их свершения. Аксиома такова — люди героями не рождаются, ими становятся. Социальная среда, общество всегда нуждалась в героях, патриотах. Всякое время требует своих подвигов. Героические поступки совершаются и простыми людьми в непростых обстоятельствах, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса — спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком. Что ж, соединив описание понятий героя и нашего времени, можно получить весьма полное представление о современном герое, хоть и немного противоречивое. Но в любом случае, каждый для себя должен стать героем, почувствовать себя героем, стараться быть героем. Тогда и окружающие люди, возможно, станут восхищаться вами. Главное — хорошо стараться! Главное — захотеть!


 

46.

Мы живем на изломе эпох, наблюдая глобальную катастрофу привычных экономических и политических систем. Если говорить более широко – подошел к концу железный век, для которого было характерно непременное материальное воплощение идеи или мечты, а также определенный тип производства. Каким бы ни представлялся дворец или собор в сознании или на бумаге, его не было, он не мог формировать мир, среду человека, пока не был построен. Иной мир, небо (или как скажут сегодня «виртуальный») принадлежали Богу, земля – человеку и в основе соединения, сосуществования двух миров лежал завет – договор между Богом и человеком с правами и обязанностями сторон. Сегодня мир реальности и мир виртуальности принадлежит только человеку, а Бога уже почти превратили в его обслугу.

В результате основной движущей силой сегодняшнего общества, самым активным принципом его существования стал грех, пропаганды которого не стесняются, как и не стесняются выставлять напоказ пороки. При этом то, что не нарушает юридический закон, а всего лишь попирает закон морали, не считается ни грехом, ни преступлением. Во многом торжество греха в современном мире является закономерным следствием еще одной проблемы сегодняшнего общества – его антропоцентризма, утвержденного Г.Фихте, Г.Гегелем, К.Марксом, Ф.Ницше и многими другими. Любование гордо звучащим человеком и его мнимыми сверхвозможностями на рубеже прошлого и позапрошлого столетий позволило иначе оценить потенциал человека, развить в нем самые разные качества, серьезно двинуть вперед общественный прогресс, но создало две серьезные проблемы – обострило взаимоотношения человека со смертью и привело к быстрому распаду личности, то есть главного в человеке.

Этот распад на следующем, структуралистском, этапе привел к тому, что человек стал восприниматься как марионетка, приводимая в действие чем угодно. А затем было открыто объявлено о «смерти человека» (М.Фуко) и это «открытие» стало базовым концептом т.н. «эпохи постмодерна». Безысходность и отчаяние, тень которых легла на европейское общество после этого «открытия», заставили крупнейших западных интеллектуалов (У.Эко, Р.Вакки, М.Маффесоли и др.) открыто провозгласить наступление средневековья в худшем из его смыслов. На теле умершего закопошились черви, питающиеся плодами распада (достаточно включить телевизор), а возникновение Интернета лишь усилило ощущение смерти человека, на месте которого возникает сетевой симулякр. Поэтому главный вопрос, который неизбежно возникает после констатации «смерти человека», состоит в том, что с образовавшейся на месте человека пустотой надо либо согласиться (но тогда придется отказаться прежде всего от себя), либо вернуть человека на его место, вытеснив виртуальные фантомы.

«Кризис человека», который мы наблюдаем, накладывается на кризис цивилизации, который заключается прежде всего в отсутствии понимания того, куда движется человечество. Капитализм и связанные с ним либеральная и политическая модели вплоть до недавнего времени считались конечной точкой социокультурной эволюции человечества, что позволило В.Фукуяме на рубеже 1980-1990-х гг. провозгласить конец истории. Однако события начала нынешнего столетия показали, что глобальный «конец истории» оказался всего лишь концом капитализма в его нынешней, кредитной, форме, либерализма и политических конструкций Западного мира, что признал и сам Ф.Фукуяма. Следствием этого стала потеря определенности в жизни, пессимизм, падение уровня благосостояния, нравственный и идеологический кризис у миллионов людей Старого и Нового Света.

Одним из важнейших, ключевых показателей этого кризиса является очевидный крах модели накачивания возможностей роста потребления, модели, которая лежала в основе западной цивилизации. На этом необходимо ненадолго остановиться. В основе этой модели лежала простая схема – поднять уровень потребностей, которые требуют удовлетворения. Главной задачей власти в этой модели было создавать механизмы оживления потребления. Чтобы покупали не только тот или иной гаджет, но и все модификации и программы к нему. Благодаря этой системе создавалась иллюзия стабильности. Во-первых, общество наблюдало процесс развития и совершенствования, а значит – и движения вперед. Во-вторых, процесс удовлетворения спроса являлся механизмом, с помощью которого власть покупала лояльность населения. В-третьих, возникала жесткая связка между количеством денег (материальными благами) и количеством счастья, то есть каждая новая модель машины должна была сделать человека более счастливым по определению.

Однако еще в конце прошлого столетия были замечены первые признаки надвигающегося кризиса. Как пишут Д.Хиз и Э.Поттер: «Экономическое развитие дало устойчивый подъем уровня удовлетворенности населения, но после того, как оно достигло определенного порога, этот эффект полностью исчез. Среди экономистов, изучающих эту проблему, принято считать, что когда ВВП достигает примерно 10000 долларов на душу населения, дальнейший экономический рост уже не приводит к росту среднего уровня удовлетворенности… Как же это так – мы в состоянии производить столько богатства и в то же время не можем обеспечить сколько-нибудь заметные улучшения в плане удовлетворения людей? Мы постоянно слышим о том, что как общество мы больше не можем позволить себе иметь бесплатную медицину и бесплатное образование. Но если мы не можем позволить это себе сейчас, то как же мы могли пользоваться этими благами тридцать лет назад, когда страна производила вдвое меньше? Куда же деваются деньги? Ответ на этот вопрос, на самом деле, очевиден. Деньги тратятся на приобретение потребительских товаров. Но если такая трата денег не делает нас счастливее, то зачем мы это делаем? Потребительские привычки в нашем обществе кажутся некоей патологией».

Проблема оказалась в том, что рост количества материальных благ был прямо пропорционален количеству времени и сил, затрачиваемых на их получение, а постоянная боязнь отстать от моды и от времени порождала все большее количество стрессов. А если учесть, что наращивание потребностей и их удовлетворение неизбежно наращивало безработицу, ликвидировало гарантии занятости, углубляло социальное неравенство и уродовало окружающую среду, то в конечном итоге недовольных жизнью в обществе стало больше, чем довольных, что неизбежно поставило вопрос об эффективности прежней системы.

За прошедшие десятилетия комфорт в европейской душе все больше занимал место Бога и все чаще служил эквивалентом смысла жизни. Мало того, «философия комфорта», необходимость постоянно демонстрировать удовлетворенность от жизни, счастье и процветание стала символом веры западного общества. Попытки противостоять этому символу, отказ от стремления к нему стали постепенно рассматриваться как внутреннее диссидентство, опасное желание противостоять системообразующим принципам, поскольку постулат «комфорт и счастье как главная цель» осмысляло жизнь и стимулировало повседневную деятельность. В результате быть счастливым и жить комфортно стало неписанной обязанностью.

Оценивая обязанность быть счастливыми и жить комфортно, философ, эссеист и писатель П.Брюкнер писал: «Я думаю, что это огромное заблуждение современного мира. Всеобщее помешательство, наркотик, одурманивший нас всех. Сегодня стремление к счастью проявляется в двух областях. С одной стороны, безграничный консюмеризм: мы покупаем счастье в виде предметов, они становятся его внешними знаками. С другой стороны, мы ищем счастье внутри себя, но при этом стремимся к двум противоречащим друг другу вещам: быть сильной личностью, развить весь свой потенциал и одновременно достичь просветленного и умиротворенного состояния души… В современном мире смешались понятия комфорта, благополучия и счастья; поэтому мы с таким почтением относимся к деньгам; мы все ударились в протестантизм, как толковал его Макс Вебер, мы верим в благую силу денег, верим в то, что деньги – добродетель». Философ Роже-Поль Друа подчеркивает эфемерность такого подхода: «Особенность нашего времени состоит в том, что мы пытаемся получить доступ к счастью прежде всего через собственное тело: мы должны добиться, чтобы оно было здоровым, стройным, энергичным, «экологически чистым». Вместо того чтобы распоряжаться своей жизнью и своим телом так, как мы того желаем – а это тоже может быть способом ощущать себя счастливыми, – мы подгоняем себя под весьма обязывающие нас требования. Причем результаты усилий всегда переносятся на будущее: сколько раз нужно посетить спортзал, чтобы стать наконец счастливыми? В какой момент цель будет достигнута?» В итоге, по мысли Брюкнера, счастье и комфорт становятся «страшным оружием массового уничтожения» прежде всего потому, что страдания и связанный с ними дискомфорт никуда не уходят из человеческой жизни, но западный человек сам себя полностью разоружает перед ними и становится совершенно беспомощным, когда на него обрушиваются неудачи и несчастья.

Еще один фактор нынешнего кризиса – сильная деформация науки и образования. Некоторые из причин этой деформации точно указал П.Щедровицкий. Первая – изменяется институциональное ядро сферы образования. Раньше основой образования было образовательное учреждение, а главным модулем – классно-урочная система. Кроме того, система образования создавалась под начинающуюся промышленную революцию второй половины XIX в., и успех этой революции и должна была обеспечить. Сегодня все кардинально изменилось. Ядро образовательной системы – индивидуальная образовательная программа, а учиться можно где угодно и как угодно. Массачусетский технологический институт недавно заявил, что через 15 лет у него будет миллиард студентов онлайн. Старой системе образования такое не под силу по определению.

Вторая, более глобальная проблема – изменение образа жизни и среды обитания человека, что приводит к быстрому угасанию одних сфер производства и жизнедеятельности и развитию других. Так, традиционные промышленные процессы стремительно роботизируются и люди оттуда уходят. Возникают новые материалы, меняется система расселения людей, информационные технологии вплотную подошли к созданию «умных вещей». Как следствие, возникают совершенно иные требования к обучению и его формам. Если говорить точнее, то сегодня рынок труда во всем мире требует все меньше специалистов в каждой конкретной области и все больше всесторонне ориентированных людей, которые на ходу могут включиться в любой процесс и в состоянии так же на ходу приобретать конкретные знания.

К сказанному П.Щедровицким можно добавить еще несколько проблем. Первое – проблема миссии современного образовательного учреждения (Университета), месте этого учреждения в социуме. Хосе Ортега и Гассет говорил об особой «миссии университета» в жизни общества. Эта «миссия университета», по мнению ученого, состоит в создании уникального культурного пространства. Именно через университет люди могут реализовать свои взгляды на общество и государство. Как справедливо отмечает Билл Риддинс, любой национальный университет (шире – ключевые ВУЗы системы образования) есть носитель идентичности и национальной культуры, а его выпускники – опора нации. Однако сегодня, когда понятие «нация» становится условным, а национальная культура – фолк-товаром и средством подпитки радикальных политических лозунгов, университет перестает выполнять свою миссию - nec temporis nostri – и вынужден встраиваться в систему потребительских отношений, измеряя собственную эффективность исключительно по финансовой,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: