Вечные трагедии человечества




(По трагедии У. Шекспира "Гамлет")

В начале XVII века произошло столкновение ста­рого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене эпох.

Главный герой трагедии - принц Датский Гамлет, ти­пичный интеллигент-гуманист эпохи Возрождения. Он ис­кренне верит в человека. Гамлет — студент одного из известнейших университетов, он окружен друзьями и напол­нен любовью к жизни. Он еще не знает, что его представ­ления о мире, при первом же столкновении с реальностью, рассеются как дым. Гамлету придется ощутить все сомне­ния, свойственные человеку вообще, и два противоречивых чувства овладевают его душой.

Гамлет возвращается в Эльсинор после неожиданной смер­ти отца-короля. Принц узнает, что его мать, королева Гер­труда, неожиданно быстро вышла замуж за никчемного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Таким по­ступком королева Гертруда обесчестила не только мужа, но и сына. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца и с этого момента жажда мести занимает первое место в его жизни.

В известном монологе Гамлета о человеке Шекспир по­казывает разрушительную душевную борьбу между идеали­стическими представлениями и жестокой реальностью. Ко­варное убийство отца, непристойное замужество матери, пре­дательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных — все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что Дания —


это тюрьма, век расшатался, а время сошло с ума. Отныне главный герой остается один на один с ханжеским и ли­цемерным миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.

Гамлет, надев маску дурашливого шута, вступает в едино­борство с наполненным злом миром. Принц убивает царе­дворца Полония, который следит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не смогла противостоять дурному влиянию и втяну­та в интригу против Гамлета.

Принц мечтает не только о мести за убитого отца. Душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправед­ливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправлять мир, который совсем расшатался? Имеет ли он на это право? В нем самом живет зло, и самому себе он сознается в напыщенности, честолюбии и мстительности. Как же в такой ситуации превозмочь зло? Как помочь человеку отстоять истину? Гамлет вынужден страдать под тяжестью нечеловеческих мук. Именно тогда он ставит перед собой вопрос: быть или не быть? В развязке этого вопроса лежит суть трагедии Гамлета — трагедии мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей увидел поразительное несовершенство мира.

"Гамлет" - это трагедия разбуженного сознания. Своеоб­разный итог этого можно найти в строках:

Так всех нас в трусов превращает мысль. Так блекнет цвет решимости природной При тусклом свете бледного ума, И замыслы с размахом и почином Меняют путь и терпят неуспех У самой цели...

Отсюда берет свое начало скорбь Гамлета. Принц понима­ет, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, использование которого оскорбляет и унижает благороднейшую мечту. Отсюда крик души, который


вырывается из груди Гамлета перед решающей встречей с ко­ролевой Гертрудой:

Я буду строг, но не бесчеловечен. Все выскажу и без ножа убью. Уста мои, прощаю вам притворство. Куда б слова ни завели в бреду, Я в исполненье их не приведу.

Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и вла­ствует, невыносим.

Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный ге­рой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бесси­лие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец. Поведение Гам­лета в заключительном акте трагедии должно быть приме­ром поведения человека вообще, примером понимания, что мысль должна быть смелой, помыслы — чистыми, совесть и душа - незапятнанными.

Трагедия "Гамлет" принадлежит перу гениального драма­турга Уильяма Шекспира. Она, как и другие произведения этого автора, поднимает вечные проблемы: противоречия между действительностью и идеалом, несоответствия мечты и способа ее достижения, роль личности в истории челове­чества. И, наконец, в чем заключен смысл жизни каждого отдельно взятого человека.

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР

Почему смешон господин Журден?

(По комедии Мольера "Мещанин во дворянстве")

Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеял ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа. В своей комедии "Мещанин во дворянстве" он обратился к


актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремя­щихся за большие деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, Мольер всегда следовал своему принципу "исправ­лять людей, развлекая их". Вот и постарался великий комедиограф в своем произведении высмеять мещанина Журдена, одержимого идеей стать дворянином, то есть тем, кем тот не мог быть ни по происхождению, ни по воспи­танию.

С первой минуты знакомства с персонажами комедии становится ясно, что всю силу своего таланта Мольер на­правил именно на то, чтобы показать глупость затеи в общем-то честного человека, стремящегося отдать свой ка­питал всего лишь за дворянский титул. Иначе не назовешь его затею, как помешательством. Именно об этом и говорит учитель музыки, верно подметив одержимость своего хозя­ина: "Господин Журден с его помешательством на дворян­стве и на светском обхождении — это для нас просто клад".

Как же смешон Журден в некоторых признаниях отно­сительно своего обучения: "Я и не подозревал, что вот уже более сорока лет разговариваю прозой". Но не только смеш­но слышать признание в собственном невежестве этого немолодого человека, своим трудом добывавшего капитал, глупость неглупого человека — вот то, что заставляет до­садовать нас, современных читателей. Ведь он в точности знает, как потрачена каждая копейка, в уме держит слож­ные расчеты, связанные с исчислением долгов графа Доран-та. Глупость его заключается еще и в том, что он не может постичь своим умом: быть похожим на дворянина только внешне — не значит соответствовать своему идеалу. Имен­но поэтому он очень смешон в красных бархатных штанах, зеленом камзоле, в узких чулках со спущенными петлями и тесных башмаках. Буквально ощущаешь его неудобства, читая комедию. Драматург дает нам возможность понять то, что не может понять герой: культуру и образованность ничто не может заменить, даже необыкновенно узкое платье и обращение "ваша милость".


Глупость Журдена — это причина его проигрыша. Ведь ослепленный блеском аристократизма купец Журден много проиграл: граф Дорант выманил у него деньги. Журден при­знал поражение. И в этом помогли ему люди, которым он дорог.

Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы — плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни.

На его примере автор хотел предостеречь многих своих современников: за деньги ум не купишь, а утратишь послед­ний, не внешность украшает человека, а его внутренний бога­тый мир.

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: