Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова




(По роману "Обломов")

Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравиласьэтароль путеводной звезды, луча света.

И. А. Гончаров

Роман "Обломов" вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губитель­ность существующих порядков. "Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит, предъявлять претензию великим знатокам женского сердца", — заметил один из наи­более проницательных русских критиков Н. А. Добролюбов.

В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке. Ольга не была красавицей, не было ни бе­лизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня. Но если бы ее обратить в статую, то она была бы статуей гармонии и грации. Именно в Ольге мы видим все те черты, которые всегда привлекали внимание рус­ских писателей в любой женщине: отсутствие искусственнос­ти, красоту не застывшую, а живую. Мы можем уверенно ска­зать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских образов, которую открыла Татьяна Ларина, и которы­ми будет восхищаться не одно поколение читателей.


Ольга - чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплоще­ние того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять ха­рактер Ильи Обломова.

Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезнен­ная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. Она чувствует, что в нем нет цинизма, но есть постоян­ное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что "она укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее". Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их отношения с Ольгой не мо­гут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей.

Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей "миссии"; любовь становится для нее долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради люб­ви. "Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобою поэтому пути?.. Никогда, ни за что!" - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохра­нить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. "Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты умер уже очень давно", — с трудом выговаривает Ольга и задает горький вопрос: "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...". - "Есть, -отвечает Илья. - Обломовщина!" Трагедия Ольги и Обло-


мова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяс­нимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает это: "Узнав раз, его разлюбить невозможно". С любовью к Об­ломову умирает лучшая часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

"Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник высказать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали", - писал Н. А. Добролюбов. - "...В ней-то более, чем в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь, от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину... Обломовщина ей хорошо известна, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и...найдет в себе столько сил, чтоб произвести над нею суд беспощадный...".

Два лика любви в романе И. А. Гончарова "Обломов"

Роман И. А. Гончарова "Обломов" - классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый - любовь Обломова и Ольги, второй - лю­бовь Штольца и Ольги. Как же они различны! Первое чув­ство — не успев расцвести — тут же завяло, второе — расцве­тает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости.

Любовь Обломова и Ольги быстро увядает. Возможно, в этом виноваты они оба, но, скорее всего, всю вину можно возложить на Обломова. Его лень и безделье и были причи­ной разрыва. Да и сама Ольга не столько любила, сколько


хотела любить своего незадачливого жениха, навязывая ему роль, противную для него. Неопытная в делах любви, Ольга со всей силой молодости отдалась этому новому для нее чув­ству, не понимая, что Обломову, с его вечными страхами и ленью, ее любовь не очень-то и нужна.

По-иному обстояло дело у Штольца с Ольгой. Как челове­ку деятельному и практичному, Штольцу некогда было зани­маться своими сердечными делами. А когда пришла любовь, это новое для него чувство, он отдался ему всецело. Ольгу Штольц знал задолго до встречи за границей, но тогда она была для него лишь ребенком, умным и подающим большие надежды, но ребенком. За границей Штольц увидел в ней женщину, в которую тут же влюбился.

Эти два лика различны, как и сама любовь, о которой так много сказано.

Гениальность Гончарова и состоит в том, что он показал эти два лика, не утаивая и не приукрашивая ничего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: