Народные истоки характера Катерины




(По пьесе А. Н. Островского "Гроза")

"Общественный сад на высоком берегу Волги; за Вол­гой - сельский вид", - такой ремаркой Островский откры­вает "Грозу", Действие русской трагедии возносится над волж­ской ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу же придается поэтическая окрыленность: "Не может укрыть­ся град, в верху горы стоя".

В устах Кулигина звучит песня "Среди долины ровная" — эпиграф и поэтическое зерно "Грозы". Это песня о трагично­сти добра и красоты: чем богаче духовно и нравственнее че­ловек, тем меньше у него опор, тем драматичнее его суще­ствование. В этой песне уже предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью, с невозможностью найти опору и поддержку, с ее неумением приспосабливаться к об­стоятельствам.


И вот перед нами Катерина, которой одной дано в "Грозе" удержать всю полноту жизнеспособных начал народной куль­туры. Откуда же берутся у Катерины жизненные истоки этой цельности? Для того чтобы это понять, надо обратиться к культурной почве, которая ее питает. Без нее характер Кате­рины увядает, как скошенная трава.

В мироощущении Катерины гармонически сочетается сла­вянская языческая древность с христианской культурой, одухо­творяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнеч­ных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка на цветок. В моно­логах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощущении Катерины бьется родник искон­но русской песенной культуры и обретают новую жизнь христианские верования.

Давайте посмотрим, как молится Катерина, "какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светит­ся". Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исхо­дит светлое сияние. Но излучающая духовный свет земная героиня А. Н. Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ее молитва - светлый праздник духа, пиршество воображения: "Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится". Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Кате­рины от норм старой патриархальной морали.

Радость жизни переживает она в храме, солнцу кладет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести, просыпающейся природы: "Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, мо­люсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут".

В мечтах юной Катерины звучат отзвуки христианских легенд о рае, божественном саде Эдеме. Очевидно, что легенда о рае включает у нее и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. В ключе этих мечтаний и другое нешуточное стремление — полететь: "Отчего люди не летают!.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела".


Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утон­ченной натуры? Нет. В сознании Катерины пробуждаются во­шедшие в плоть и кровь русского народного характера древ­ние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славян­ской культуры.

Вольнолюбивые порывы в детских воспоминаниях тоже не стихийны. В них также ощущается влияние народной культуры. "Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!" Ведь этот поступок согласуется с народной сказкой о правде-истине. В народных сказках девочка обра­щается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девоч­ку в своих берегах. Так что порыв маленькой Катерины ис­кать защиты у Волги — вполне сказочный и вполне соци­альный: здесь уход от неправды и зла в страну правды и добра, здесь неприятие напраслины с самого детства и реши­тельная готовность оставить этот мир, если все в нем ей опостылеет.

И вот в доме Кабановых Катерина попадает в "темное царство" духовной несвободы. "Здесь все как будто из-под неволи", здесь поселился суровый религиозный дух, здесь вы­ветрился демократизм, исчезла жизнелюбивая щедрость на­родного мироощущения.

По ходу действия Катерина не слышит Феклуши, но принято считать, что именно таких странниц немало пере­видела и переслышала она на недолгом своем веку. Моно­лог героини, играющий ключевую роль в трагедии, опровер­гает подобный взгляд. Даже странницы в доме Кабанихи другие, из числа тех ханжей, которые "по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали". И рассуждают они о "последних временах", о грядущей кончине мира. Эти странницы чужды чистому миру Катерины, они на службе у Кабанихи, и значит, ничего общего у них с Катериной быть не может.

В монологах героини пьесы воплощаются заветные на­родные чаяния и надежды. Нежность и удаль, мечтатель-


ность и земная страстность сочетаются в характере Кате­рины; главным в нем оказывается не мистический порыв прочь от земли, а нравственная сила, одухотворяющая зем­ное бытие.

В Катерине торжествует жизнелюбие русского народа, ко­торый искал в религии не отрицание жизни, а утверждение ее. Душа героини Островского - из числа тех избранных русских душ, которым чужды компромиссы, которые жаждут вселенской правды и на меньшее не согласны.

Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского "Гроза"

Гроза — явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнуритель­ной жары, живительную влагу после суши. Она несет очища­ющее, обновляющее действие. Таким "глотком свежего воз­духа", новым взглядом на жизнь стала в литературе середи­ны XIX века пьеса А. Н. Островского "Гроза". Великая рус­ская река, самобытный народ, живущий на ней, дали автору богатый творческий материал. Дрйма прозвучала как траги­ческий голос времени, как крик народной души, не желающей больше терпеть гнет и неволю. В "Грозе" Островский возвра­тился к своей излюбленной тематике, к изображению семей-но-бытового конфликта в купеческой среде. Но осознал он этот конфликт в его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра.

Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал "темным царством". Сонное, спокойное, размеренное существование. Большую часть вре­мени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. "Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь". По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но "и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать". У


обывателей Калинованет стремления к познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суевер­ны, покорны, по их мнению, "и Литва с неба упала". Источ­никами новостей, слухов являются странницы, богомолки, "калики перехожие". "По немощи своей" они далеко не ходили, но "слыхать - много слыхали".

Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: "Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку". Борис не осмеливается защитить себя от оскор­блений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде.

Характер Дикого — это новое и значительное проявле­ние внутренней инертности и косности русской буржуазии. Дикой — сила. Власть его денег в условиях маленького города достигает уже таких пределов, что он позволяет себе "потрепать по плечу самого городничего". В списке действу­ющих лиц "Грозы" Савел Прокофьевич Дикой назван "зна­чительным лицом в городе". Такова же и Марфа Игнать­евна Кабанова. Хозяева жизни, властители и владельцы. На их примере показана власть денег, достигшая невиданных размеров.

Однако Дикой - один из самых богатых людей Калино-ва — сам опускается до прямого жульничества: "Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!" Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того — содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, "все прятались по чердакам и чуланам". Однако в типично самодурской логике его есть один интересный мо­мент: ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру: "Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю". Не правда ли, мы ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину?


Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она ни­когда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, "как ржа железо", точит своих близких, прикрываясь религиозными дог­мами и сожалениями о попранной старине. Она никогда не при­мирится с человеческими слабостями, никогда не пойдет на ком­промисс. Кабанова вся прикована к земле, все ее силы направ­лены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она — блю­ститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабано­вой надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать, что ее правила давно изжили себя.

Любовь, сыновнее и материнское чувства не существуют в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом, ханжеством, злобой. Кабанихе покоя не дает то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому.

Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами, И в этом — главная их вина. Поэтому среди действующих лиц нет никого, кто не принадлежал бы к калиновекому миру.

Молодое поколение "Грозы" представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. В отличие от Катерины, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой дра­мы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров.

Варвара мелка в своих чувствах и запросах. Она — наиболее приспособившаяся из всех. При всей своей нераз­витости нашла для себя удобный образ жизни; она обла­дает необходимым запасом энергии и силы воли, чтобы в своей любви к Кудряшу обходить прямолинейные запреты домостроевского мира.

Тихон - незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют нормы идеальной патриархальной морали.

11. 800 coup. соч. по рус. и мир. лит. 5-11 **- 321


Варвара с Кудряшом ведут разгульную жизнь, Тихон до­бывает отдохновение лишним стаканом водки, но внешнее почтение перед старшими они соблюдают.

Из внешнего мира в пьесе только Борис. Он не принадле­жит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами, но по тому, как он ведет себя, он вполне калиновский. По словам Добролюбова, Борис относится "более к обстановке", не нару­шая замкнутости калиновского мира.

Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Добролюбов отмечает: "Все, кажется, по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает кого хочет... Каба­нова держит в страхе своих детей... невестку... А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, вырос­ла другая жизнь, с другими началами, и уже посылает нехоро­шие видения темному произволу самодурства".

Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского "Гроза"

В Катерине видели мы протест против кабановскихпонятий о нравственности, про­тест, доведенный до конца.

Н. А. Добролюбов

Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда лич­ность вставала на борьбу за свое раскрепощение. "Гроза", по мнению Н. А. Добролюбова, "самое решительное произведе­ние Островского", так как в ней показан сложный, трагиче­ский процесс раскрепощения оживающей души.

В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падени­ями, здесь показана и живучесть морали "темного царства", и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жесто­костью, несправедливостью "темного царства" борется Кате­рина — главная героиня пьесы А. Н. Островского.

Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в


церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины - это вера в волшеб­ные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Кате­рину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, "ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, "тихий и светлый".

Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: "Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!"

Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за не­любимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понра­вилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных "поедом ест", "точит, как ржа железо", стремит­ся подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюби­вая, Катерина не может приспосабливаться к жизни "темного царства". "Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" — решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь -это тоже протест против моральных устоев "темного царства". Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь обществен­ными обычаями и религиозными понятиями: "Пусть все зна­ют, пусть все видят, что я делаю!"

Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.

"Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слу­шать не хотел. Вот и дождался!" - со злобой говорит Каба­ниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Кате­риной.

Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Кате­рина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис "не по своей воле" уезжает, он полностью зависит от своего дя­дюшки, купца Дикого.


Последняя надежда погасла в душе Катерины. "Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!" - думает она. Кате­рина понимает, что жить в доме Кабановых — это безнрав­ственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с "жал­ким прозябанием".

Н. А. Добролюбов пишет: "...она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве". Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, "доведенный до конца!'?

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы". В ней Писарев критикует статью Добролюбова "Луч света в "темном царстве" и удивляется, что критики не смогли "сделать Добролюбову ни одного возражения". Писарев говорит о Катерине: "Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за само­убийство, вызванное такими мелкими неприятностями, кото­рые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?" Критик утверждает, что Добролю­бов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого "луч света в "темном царстве". Писарев не может согласиться с этим, так как "воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум — все".

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добро­любова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого - о слабости этого характера? Вспом­ним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.

Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху ре­акции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: "...Совер­шив много глупостей, бросается в воду и делает таким обра­зом последнюю и величайшую нелепость".


Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее "лучом света в темном царстве"? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правди­вость. Я считаю, что Катерину можно назвать "лучом света в темном царстве", так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, "не хочет мириться, не хочет пользо­ваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Красота души Катерины

(По пьесе А. Н. Островского "Гроза")

Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменные просвиры изглодала.

Как я любила в далеком своем детстве читать и слушать сказку о Финисте — ясном соколе, о его невесте и великой ее любви, сумевшей все преграды преодолеть, все лишения и беды перенести ради того, чтобы с ним, единственным, избранным ее сердцем, до конца разделить любую судьбу.

Я всегда вспоминаю эту сказку на уроках литературы. Вспомнила ее, когда мы читали сцену прощания Бориса и Катерины в драме А. Н. Островского "Гроза". Перед нами русская женщина, может, самая таинственная и непостижи­мая в русской литературе, которая не смогла жить во лжи и погибла, бросившись в Волгу.

Как только ни пытались объяснить ее поступок: и тем­ное царство загубило, и деточек, которые бы удержали, не было, и, пойдя поперек собственных правил, смириться с этим не смогла.

Наверное, в каждом объяснении, особенно в последнем, есть своя правда. И все-таки — ну как поверить, что из-за Каба­нихи, из-за ее неприязни и попреков могла Катерина, глубоко и искренне верующая, решиться на подобное? Духовно она


сильнее свекрови и не боится ее. И если терпеливо сносит все притеснения, то только оттого, что вовсе их не замечает. При­казали попросить прощения — попросила, приказали слу­шаться — слушается, но это пока не затронута ее душа, не потревожена воля.

Кабаниха потому и беснуется, что неподвластно ей Кате-ринино сопротивление, как неподвластны ей ее ум, сердце, и здесь она — и нет ее. Да и сама Катерина знает, что пожелает она вырваться на волю — и ничто не удержит, не остановит.

Но почему же она — такая красивая, сильная, гордая — смирилась с этим бытом, с обманом, грубостью, лицемерием? Да оттого, что она, смиряясь с этой страшной, смрадной жиз­нью, искупает свой грех.

Есть на Руси девушки, приходящие в этот мир христовы­ми невестами, с необыкновенно чистой, любящей и целомуд­ренной душой; их путь лежит в монастыри. Живут они в ладу с миром, с собою, с людьми — ясно, хорошо и чисто. Так же жила до замужества и Катерина. Кто знает, что заставило ее решиться изменить свою судьбу, пойти вопреки Божьей воле. Но как же после этого затосковала, заметалась ее душа, ничто ей немило, только и осталось воспоминание о той дале­кой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось.

Как же Катерине не мучиться, как не тосковать об утраченном блаженстве! Ее душа в иные миры уносилась, ей открыто было то, что другим людям во всю жизнь неве­домо. Вся ее жизнь до замужества чистой и радостной была.

Бесконечной любовью к Богу, к людям, к солнышку, к цве­там светится все ее существо.

Да разве можно ей жить после того, как сама свою радость убила, душу предала, тем самым страшный, непростительный грех совершила?

Вот только Борис, такой непохожий на всех прочих, доб­рый, мягкий и всей душой к ней. Кажется ей, что с ним связана надежда. Но разве себя обманешь, она чувствует, что и в его любви не найти ей покоя, сердцем чует: не ждать ей от этого греха радости, но и терпеть эту муку сил нет. Не любовь, а обреченность толкает Катерину к Борису. Не может


он дать ей счастья, да она его у него и не ищет. Какое уж тут счастье, если мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась...

Как же жить ей дальше, если далее после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало ей легче? Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. А больше некуда. Один путь - в Волгу.

Вот оно, то, что толкнуло ее в Волгу: невозможность жить так, как жила в последнее время. Для Катерины, чистой и любящей, хотя и заблудшей души, не умереть по своей воле, а продолжать существовать в лицемерии, притворстве, обма­не — вот что греховно.

Любовь русской женщины всегда была согрета чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и своих родных, даря им теплоту и нежность своей прекрасной души.

Душевная драма Катерины

(По пьесе А. Н. Островского "Гроза")

Характер состоит в способности действовать по принципам.

А. Н. Островский написал много пьес из жизни купече­ства. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов на­звал их "пьесами жизни". В этих произведениях жизнь купе­чества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скор­би, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молча­ния. А если и появляется бессмысленный ропот, то он зами­рает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал "Темное царство". Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничто­жить стремление жить достойно.

"...Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак тем­ного царства?" - спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга "Гроза".

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названи-


ем как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза из­давна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борь­бы, начавшейся в темной купеческой жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них явля­ется Катерина. Образ этой женщины не только самый слож­ный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее "лучом света в темном царстве". Чем же так отли­чается Катерина от других "жителей" этого "царства"?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она "жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле". Но после заму­жества эта свободная натура попала в железную клетку са­модурства.

В доме Катерины всегда было много странниц да богомо­лок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый грех. Но Катерина в религии "поэт". Она наде­лена ярким воображением и мечтательностью. Слушая раз­личные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто сни­лись райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоми­нает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во время грозы она услышала про­клятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же уви­дела на стене рисунок "геенны огненной", ее нервы не выдержа­ли, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Но религиозность даже как-то оттеняет такие черты герои­ни, как стремление к независимости и правде, смелость и реши­тельность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидя­щая родных Кабаниха никогда не способны понять других лю­дей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюб-


ленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, ха­рактер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: "Обманы­вать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу".

Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по волег мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступа­ет в неравный поединок с "темным царством". Она не вос­принимает свой протест, как возмущение против целой систе­мы, даже не задумывается об этом. Но так устроено "темное царство", что любое проявление независимости, самостоятель­ности, достоинства личности воспринимается им как смер­тельный грех, как восстание против основ господства самоду­ров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознани­ем своего "греха".

Гибель смелой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над "темным царством", сковываю­щим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церк­ви, непростительный грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" А последними ее словами были: "Друг мой! Радость моя! Прощай!"

Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно "страш­ным вызовом самодурной силе". Значит, в "темном царстве" способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это "царство".

Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это справедливо. "Гроза" - глав-


ное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы порефор­менного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической раз­вязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в кото­ром происходит действие. Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художествен­ного мира "Грозы" и "Бесприданницы".

"Бесприданница" - драма буржуазной эпохи, и это реша­ющим образом влияет на ее проблематику. Если душа Кате­рины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотво­ренной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова— человек нового времени, порвавшего связи с ты­сячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее челове­ческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость - все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что буржу­азные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.

Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентри­рующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса долж­на сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключе­ние, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный учас­тник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, кото­рую держала Лариса, Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим мнени­ем, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.

Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внут-


ренней сущности героя и внешнего поведения, как у Парато­ва, — вот в чем психологизм драмы Островского.

Паратов для всех окружающих - большой барин, широ­кая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Hq,, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его ис­тинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим призна­ние: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все про­дам, что угодно". И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми при­исками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и по­пытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих сопер­ников, домогающихся любви Ларисы.

Таким образом, средством психологических характерис­тик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменя­ется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно ска­зать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наде­лил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращает­ся к естественной красоте своей натуры.

Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзо­стью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с безупречной психологи­ческой точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный по­ступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жиз­ни содержанки.

Редкий художественный эффект этой сцены А. Н. Остров-


ский строит на остром столкновении разнонаправленных эмо­ций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя. Драма "Бесприданница" стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрыва­ющей по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появ­ления в России нового театра.

И. С. ТУРГЕНЕВ

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети"

"Отцы и дети" — одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения чита­телей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, рост­ков нового и не всегда понятного.

И. С. Тургенев создавал свой роман "Отцы и дети" в тре­вожную эпоху подготовки и проведения крестьянской рефор­мы 1861 года.

Мир раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он выбирает, с кем он: с уходящим классом дворян или с нарождающимся, но стремительным и мощным движением революционеров, их новой реалистиче­ской правдой жизни. И Тургенев выбрал — как истинный художник, он остался верен правде жизни.

На протяжении всего романа внимание читателей сосредо­точено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедно­го лекаря, будущего врача Евгения Базарова.

Очевидно их резкое отличие во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петро­вич — они несовместимы с равнодушным к своей внешно­сти, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым.


Появившаяся антипатия еще больше усиливается под вли­янием горячих непримиримых споров, затрагивающих ос­новные проблемы бытия.

В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, к народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства.

Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. "Исправьте обще­ство" — только в этом он видит пользу.

Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: "Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды..." В этих словах и за­ключен главный предмет спора между "отцами" и "детьми". Но, в отличие от сидящих "сложа руки" аристократов, ниги­листы не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому так дрогнул Павел Петрович, что поверил в их намерение "действовать, ломать".

Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону ни­гилизма: человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо определенно сказать, что будет построено на развалинах старого мира.

В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью, патриархальностью. Базаров же, понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться с этими недо­статками. Его любовь к народу — любовь истинного шести­десятника, без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать.

Он связывает свое направление с "народным духом", счи­тая себя выразителем интересов народа. Герои спорят о том, в ком из них мужик "скорее признает соотечественника".

В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать


Пушкина "никуда не годится", "пора бросать эту ерунду", что играть на виолончели мужчине "смешно", что порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта.

Отношение к природе у героев романа также различное. Здесь против Базарова выступает еще и Аркадий. Это ему говорит Базаров: "И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Однако в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить, уме­ние чувство



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: