Основания возникновения и прекращения полномочий депутата




 

Как уже отмечалось, депутатом Тюменской областной Думы является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в Тюменскую областную Думу и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа государственной власти Тюменской области и представлять интересы избирателей.

Основанием возникновения депутатских полномочий является избрание на данную должность населением определенного округа. Система выборов на подобные должности является одним из основополагающих принципов демократии и осуществляется путем всеобщего тайного голосования[5]. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Получивший наибольшее число голосов избирается на должность депутата.

Полномочия депутата возникают со дня избрания его депутатом областной Думы и прекращаются в день избрания депутатов областной Думы нового созыва.

В соответствии с Уставом Тюменской области депутат областной Думы приносит торжественную присягу.

Депутат областной Думы имеет удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность депутата, и нагрудный знак "Депутат областной Думы", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

Удостоверение депутата областной Думы является документом, дающим право в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательствами, беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения, находящиеся на территории области.

Большей разнообразностью отличаются основания прекращения депутатом своих полномочий.

В соответствии со ст. 4 Закона о статусе депутата - основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата являются следующие обстоятельства:

а) письменного заявления депутата о сложении депутатских полномочий;

Депутат вправе в любое время по собственному желанию сложить с себя полномочия. Данное заявление рассматривается на заседании Думы.

б) утраты депутатом гражданства РФ, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;

г) признания в законном порядке гражданина, являющегося депутатом, недееспособным;

д) смерти гражданина, являющегося депутатом;

е) отзыва депутата избирателями;

ж) при избрании или назначении депутата на должность, не совместимой с деятельностью депутата;

и) досрочного прекращения полномочий областной Думы или сокращения срока ее полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Решение о досрочном прекращения полномочий депутата областной Думы принимается на заседании областной Думы согласно регламенту Тюменской областной Думы.

Полномочия депутата областной Думы прекращаются досрочно также со дня роспуска Тюменской областной Думы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Решение о прекращении полномочий депутата Думы принимается на заседании Думы.

Кроме того, депутат досрочно лишается полномочий если в течение срока своих полномочий депутат являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, судьей, замещал иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Тюменской области или государственные должности государственной службы Тюменской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы.

Такие основания как вступление в законную силу обвинительного приговора суда, признание гражданина недееспособным и объявление гражданина умершим дублируют норму, касающуюся требований, предъявляемых к кандидатам на должность депутата. Следует отметить, что решение о прекращении полномочии может быть принято только на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Наиболее развернуто раскрыто основание прекращения депутатских полномочий в случае досрочного прекращения деятельности Думы. Согласно федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом устава и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уставу субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Данное решение принимается в форме указа или постановления.

В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Таким образом, можно говорить о том, что большинство оснований возникновения и прекращения полномочий депутата довольно подробно регламентированы и на федеральном уровне, и на уровне субъекта федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: