РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Криминология
Юриспруденция
по направлению подготовки
«Уголовное право, криминология и уголовно-исполнительное право»
Форма обучения очная
Распределение часов дисциплины по семестрам и видам занятий (по учебному плану)
Количество ЗЕТ | ||||||||||||||||
Часов по РУП | ||||||||||||||||
Виды контроля в семестрах: | Экзамены | Зачеты | Курсовые проекты | Курсовые работы | Контрольные работы (для заочной формы обучения) | |||||||||||
№№ семестров | ||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||
ЗЕТ по семестрам | ||||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Лабораторные | ||||||||||||||||
Практические | ||||||||||||||||
Контактная работа | ||||||||||||||||
Сам. работа | ||||||||||||||||
Контроль | ||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||
Тольятти, 2012
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО/ФГОС ВО и учебного плана направления подготовки 030900.62 Юриспруденция
Рецензирование рабочей программы дисциплины:
|
|
Рецензент
_________________________ _____________ __________________
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О. Фамилия)
«___»________20___г.
Срок действия рабочей программы дисциплины до 01.09. 2017 г.
Информация об актуализации рабочей программы дисциплины:
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического управления
«___»________20___г. _________________ Л.Р. Хамидуллова
Аннотация
Дисциплины (учебного курса)
Б.3 ДВ3.1 Криминология
Юриспруденция
Уголовное право, криминология и уголовно-исполнительное право
Цель и задачи изучения дисциплины (учебного курса)
Цель – сформировать у студентов теоретические знания о преступности как социально-правовом явлении, причинах преступности в целом и конкретных преступлений, личности преступника, планировании и программировании борьбы с преступностью, методике и процедуре криминологического исследования, прогнозировании преступности, частных криминологических теорий, описывающих и объясняющих закономерности отдельных видов преступности и противодействия им
Задачи:
1. Обучение студентов основам криминологического подхода к изучению преступности;
2. Формирование у студентов представлений о проблемах и способах достраивания новых криминологических теорий, переноса схем с уровня индивидуального преступного поведения на иные;
3. Формирование у студентов практических навыков преподавательской деятельности по соответствующим учебным дисциплинам;
4. Формирование у студентов навыков научно-исследовательской работы;
5. Ознакомление студентов с деятельностью органов государственной власти, правоприменительных органов для освоения ими новых подходов и получения практических навыков использования новых научных разработок.
Место дисциплины (учебного курса) в структуре ОПОП ВО
Дисциплина «Криминология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3 ДВ3.1).
Дисциплина «Криминология» базируется на основе социологии, психологии, уголовной социологии, судебной психологии, юридической психологии.
Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения дисциплины «Криминология» необходимы для изучения дисциплины «Уголовное право» и «Юридическая психология».
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (учебному курсу), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые и контролируемые компетенции | Планируемые результаты обучения |
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2) | Знать: кодекс профессиональной этики юриста |
Уметь: выполнять профессиональные обязанности юриста в различных областях права | |
Владеть: навыками работы с правовыми актами и юридической информацией | |
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3) | Знать: методологию юридических и иных исследований |
Уметь: анализировать, толковать и правильно применять нормы права | |
Владеть: навыками обобщения и анализа юридической информации | |
иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6) | Знать: основные положения государственной политики в сфере противодействия коррупции |
Уметь: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | |
Владеть: юридической терминологией, навыками работы с нормативно-правовыми актами | |
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8) | Знать: основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук |
Уметь: оперировать понятиями, категориями и терминологией, используемой в социальных, гуманитарных и экономических науках | |
Владеть: навыками анализа законодательных актов различных отраслей права для повышения профессионального мастерства | |
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) | Знать: основные требования, предъявляемые к профессии юриста |
Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения между государством и личностью | |
Владеть: навыками использования приемов и методов, направленных на формирование и развитие профессиональной памяти, мышления, психологической наблюдательности, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств | |
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4) | Знать: положения закона, регламентирующие права и обязанности юриста в различных отраслях права |
Уметь: юридически грамотно обосновать позицию по спорным правовым вопросам; самостоятельно найти необходимую правовую информацию с привлечением необходимой судебной практики | |
Владеть: навыками работы с правовыми актами. | |
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8) | Знать: положения законодательства, регламентирующие деятельность правоохранительных органов |
Уметь: оперировать правовыми понятиями и категориями, используемыми в деятельности правоохранительных органов | |
Владеть: навыками разрешения правовых проблем и коллизий при применении правовых норм | |
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11) | Знать: основные криминологические методики предупреждения преступлений и правонарушений. |
Уметь: выявлять условия и причины преступлений и правонарушений; разрабатывать меры по предупреждению конкретных правонарушений и преступлений | |
Владеть: способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | |
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12) | Знать: положения международного и российского законодательства, регламентирующие вопросы борьбы с коррупцией. |
Уметь: реализовывать нормы материального и процессуального права, направленные на пресечение проявления коррупции в различных сферах общественной жизни | |
Владеть: навыками анализа и оценки положений законодательства по противодействию коррупции | |
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14) | Знать: основные методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов |
Уметь: выявлять в нормативно-правовых актах положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции | |
Владеть: навыками анализа нормативно-правовых актов |
способность толковать различные правовые акты (ПК-15) | Знать: положения законодательства и руководящие разъяснения Пленума ВС РФ |
Уметь: толковать положения нормативно-правовых актов | |
Владеть: навыками самостоятельного анализа и толкования необходимой правовой информации с привлечением необходимой судебной практики |
Содержание дисциплины (учебного курса)
Раздел, модуль | Подраздел, тема |
Модуль 1 | Понятие, предмет, метод и система криминологии |
Преступность | |
Личность преступника | |
Модуль 2 | Условия и причины преступности |
Предупреждение преступности | |
Условия и причины преступности | |
Модуль 3 | Понятие виктимологии, ее задачи |
Роль жертвы в механизме преступного поведения | |
Модуль 4 | Рецидивная, профессиональная и организованная преступность |
Преступность несовершеннолетних | |
Преступность женщин | |
Преступность военнослужащих | |
Модуль 5 | Криминологическая характеристика экономической преступности |
Экологические преступления и их предупреждение | |
Модуль 6 | Насильственная преступность и ее предупреждение |
Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение |
Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) – 6 ЗЕТ.
Разработчик программы:
Доцент кафедры уголовного права и криминологии,
к.ю.н. _________________ О.Ю. Савельева
4. Структура и содержание дисциплины (учебного курса) Криминология
Семестр изучения 7
Раздел, модуль | Подраздел, тема | Виды учебной работы | Необходимые материально-технические ресурсы | Формы текущего контроля (наименование оценочного средства) | Рекомендуемая литература (№) | ||||||
Контактная работа (в часах) | Самостоятельная работа | ||||||||||
всего | в т.ч. в интерактивной форме | Формы проведения лекций, лабораторных, практических занятий, методы обучения, реализующие применяемую образовательную технологию | в часах | формы организации самостоятельной работы | |||||||
лекций | лабораторных | практических | |||||||||
Модуль 1 Основные положения и определения | Понятие, предмет, метод и система криминологии | Лекция с разбором конкретных ситуаций; Практические занятия в форме семинара; коллоквиума | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка к кейс-задачам | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум | Основная: №№1-8 | |||||
Преступность | Практические занятия в форме семинара; кейс-задачи | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка к кейс-задачам | Лекционная медиоаудитория | Кейс-задачи | Основная: №№1-8 | ||||||
Личность преступника | Практические занятия в форме семинара; кейс-задачи; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка к тестированию и кейс-задачам | Лекционная медиоаудитория | Кейс-задачи, тест | Основная: №№1-8 | ||||||
Модуль 2 Условия и причины преступности. Предупреждение преступности | Условия и причины преступности | Практические занятия в форме семинара; кейс-задачи; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка к тестированию и кейс-задачам | Лекционная медиоаудитория | Кейс-задачи, тест | Основная: №№1-8 | |||||
Предупреждение преступности | Практические занятия в форме семинара; кейс-задачи; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка к тестированию и кейс-задачам | Лекционная медиоаудитория | Кейс-задачи тест | Основная: №№1-8 | ||||||
Модуль 3 Виктимология | Понятие виктимологии, ее задачи | Практические занятия в форме семинара; кейс-задачи; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума | Лекционная медиоаудитория | Кейс-задачи, тест | Основная: №№1-8 | |||||
Роль жертвы в механизме преступного поведения | Практические занятия в форме семинара; коллоквиума | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум | Основная: №№1-8 | ||||||
Модуль 4 Преступность отдельных групп населения | Рецидивная, профессиональная и организованная преступность | Лекция с разбором конкретных ситуаций; Практические занятия в форме семинара. кейс-задачи | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка к кейс-задачам | Лекционная медиоаудитория | Кейс-задачи | Основная: №№1-8 | |||||
Преступность несовершеннолетних | Лекция с разбором конкретных ситуаций; Практические занятия в форме семинара. кейс-задачи | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию | Лекционная медиоаудитория | Кейс-задачи | Основная: №№1-8 | ||||||
Преступность женщин | Практические занятия в форме семинара; коллоквиума; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум, тест | Основная: №№1-8 | ||||||
Преступность военнослужащих | Практические занятия в форме семинара; коллоквиума; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию. | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум, тест | Основная: №№1-8 | ||||||
Преступность в местах лишения свободы | Практические занятия в форме семинара; коллоквиума; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию. | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум, тест | Основная: №№1-8 | ||||||
Модуль 5 Преступность в отдельных сферах жизнедеятельности | Криминологическая характеристика экономической преступности | Практические занятия в форме семинара; коллоквиума; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию. | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум, тест | Основная: №№1-8 | |||||
Экологические преступления и их предупреждение | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию. | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум, тест | Основная: №№1-8 | |||||||
Модуль 6 Насильственная преступность и преступления, совершаемые по неосторожности | Насильственная преступность и ее предупреждение | Практические занятия в форме семинара; коллоквиума; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию. | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум, тест | Основная: №№1-8 | |||||
Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение | Практические занятия в форме семинара; коллоквиума; тестирования | Индивидуальная работа с учебником, справочной литературой, подготовка коллоквиума, подготовка к тестированию. | Лекционная медиоаудитория | Коллоквиум, тест | Основная: №№1-8 | ||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||||
Итого: | |||||||||||