Мораль и нравственность в новелле Ги де Мопассана




"Пышка"

Известный французский писатель-реалист XIX века Ги де Мопассан потрясал своими новыми рассказами, новеллами, романами всю французскую общественность, элитные слои общества.

Время, когда жил Мопассан, было для Франции довольно благополучным, оно пришлось на расцвет буржуазии. Ни для кого не секрет, что под благочинной и благопристойной мас­кой представители изысканных слоев общества скрывали хан­жество, лицемерие, всеобщую продажность, бесстыдную пого­ню за наживой, авантюризм и разврат. Как никто другой, Мопассан знал жизнь высшего общества, круговорот сплетен, пучину разгулов. В своем творчестве он даже не пытался завуалировать проблемы (за вынос которых на всеобщее об­суждение его возненавидела бульварная пресса), — они чита­ются прямым текстом. Мопассан, можно сказать, был хирур­гом общества, но на общество его произведения не действова­ли даже как легкая терапия. Я думаю, что если бы литерату­ра "лечила" общество, то в настоящее время мы бы не так жили.

В 1870 году началась франко-прусская война, и с перво­го дня войны Мопассан служит в армии. В это время он окончательно возненавидел французских буржуа, кото­рые показали себя в дни войны с самой неприглядной стороны. И результатом его наблюдений стала новелла "Пышка".

Из города, оккупированного прусскими войсками, выезжа­ет дилижанс с шестью знатными персонами, двумя монахиня­ми, мужчиной-демократом и особой легкого поведения по про-


звищу Пышка. К слову сказать, Мопассан дает нелестную, язвительную и краткую характеристику известным персо­нам, раскрывая подноготную их прежней жизни, сколачива­ния состояния, получения титулов. Присутствие Пышки ос­корбило добродетельных жен буржуа, и они объединились против "этой бесстыжей продажной твари... Несмотря на раз­ницу в общественном положении, они чувствовали себя со­братьями по богатству, членами великой франкомасонской ложи, объединяющей всех собственников, всех, у кого в кар­манах звенит золото".

Пышка была единственной, кто предусмотрел, что в до­роге захочется есть. Голод и ароматные запахи еды расто­пят любую ледяную глыбу отношений. "Нельзя было есть припасы этой девушки и не говорить с нею. Поэтому завя­залась беседа, сначала несколько сдержанная, потом все более непринужденная..."

Поселок, куда въехал дилижанс, был занят немцами. Проверка документов задержала пассажиров. Убивая время, они высокопарно рассуждают о патриотизме и войне. Не­мецкий офицер, якобы беспричинно, отказывает в выезде дилижанса из поселка. Мопассан поставил богатых людей в тупик. Их мысли мечутся, они пытаются понять, что за причина задерживает их. "Они изо всех сил старались выдумать какую-нибудь правдоподобную ложь, скрыть свое богатство, выдать себя за бедных, очень бедных людей". Причина вскоре открылась — прусский офицер хочет вос­пользоваться услугами Пышки, единственного человека, который по-настоящему патриотичен и бесстрашен. Пышка взбешена и оскорблена унизительным предложением. Вы­нужденный "отдых" уже начал раздражать пассажиров. "Надо ее переубедить" — было принято решение. Разговоры о самопожертвовании "преподносились замаскированно, ловко, пристойно". Соотечественники убедили Пышку уступить немецкому офицеру, маскируя этим свое желание продол­жить путь и мотивируя тем, что она, как истинная патри­отка, спасет им всем жизнь.

Пока Пышка "отрабатывала" всем свободу, представители буржуазии веселились, отпускали гнусные шуточки, "хохота­ли до колик, до одышки, до слез".


И что в награду получила патриотка Пышка — "взгляд оскорбленной добродетели", все сторонились ее, будто боялись "нечистого прикосновения". "Эти честные мерзавцы", которые принесли ее в жертву, жрали свою провизию в движущемся дилижансе и хладнокровно рассматривали слезы опозорив­шейся девицы.

В новелле "Пышка" Мопассан мастерски на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или пре­тендующих на ту ступеньку, которая недосягаема для про­стых смертных.

ЧАРЛЗ ДИККЕНС

Судьба Оливера Твиста

(По роману Ч. Диккенса "Оливер Твист")

Английский писатель-реалист Ч. Диккенс в романе "Оли­вер Твист" в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя — ребенка и окружающих его людей - писатель обрисовал судь­бу английского народа, уничтоженного, вынужденного выжи­вать с помощью лжи, воровства, силы.

Герой романа Оливер родился в работном доме, что изна­чально относит его к классу обездоленных людей. В работ­ных домах 30—40-х годов XIX века по английскому законо­дательству устанавливался такой режим, что превращал их в "Бастилию для бедных". В них растут чахлые, изнуренные, вечно голодные дети, не живущие, а пытающиеся выжить. Судьба таких слабых детей, как Оливер, была предрешена, и спасти их могло только чудо.

Всякая попытка протеста жестоко подавляется и наказы­вается воспитателями. "Строптивый" Оливер, например, ста­новится одним из кандидатов на виселицу, так как осмелил­ся попросить добавки жидкой кашицы. Его подвергают оди­ночному заключению, жестокой порке, а затем пытаются от­дать деспотичному трубочисту, который уже забил насмерть нескольких мальчиков, и гробовщику.


Во второй части романа Оливер, убежав от своего хозяина, получает новые уроки жизни в Лондоне, где его о,кружают уголовники — шайка воров. Воспитанием юного Оливера теперь занимаются скупщик краденого Фейгин, грабитель Сайке, проститутка Нэнси и зловещий "джентльмен" Монкс. Они пытаются заставить мальчика заниматься воровским про­мыслом, но Оливер проявил твердость характера и отказался участвовать в гнусных затеях. Однако воспитанная крими­нальным миром Нэнси сохранила теплую душу, она защи­щает и помогает Оливеру.

По счастливому стечению обстоятельств на жизненном пути мальчика встречается старый добряк мистер Броунлоу (впоследствии выясняется, что он был другом отца Оливе­ра), который дает ему приют. Не думая о своей выгоде, мистер Броунлоу помогает ребенку, которому прочили висе­лицу в работном доме, а затем становится его приемным отцом.

Диккенс сознавал себя писателем-проповедником, поэтому несколько идеализировал своих героев. Так, Оливер Твист добр, правдив, добродетелен, и никакая грязь окружающего мира не может его запачкать. А добрые люди, встречающиеся на его пути, являются своеобразной наградой мальчику за преданность. Так и мистер Броунлоу является первым беско­рыстным спасителем сироты, которого впоследствии Оливер полюбил веем сердцем.

Сам Диккенс сильно заинтересован судьбой своего героя и заставляет нас волноваться, сопереживать его, невзгодам и радостям. На последних страницах романа есть некоторый налет грусти, хотя жизнь Оливера наладилась, он обрел свой дом и любящую семью.

Стремление писателя к торжеству справедливости просле­живается во многих произведениях, но роман "Оливер Твист" считается одним из наиболее сильных произведений, так как в нем поднимаются острейшие вопросы о социальном и нрав­ственном благополучии, о беззаконии и измывательствах над детьми в школах, о страданиях бедного народа в работ­ных домах, о криминальном мире Лондона. Нравственное воз­действие на читателя — вот цель творчества английского реалиста XIX века.


ГЕНРИ ЛОНГФЕЛЛО



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: