Культ предков во Вьетнаме




Культ предков в Индии

Индусы, в течение тысячелетий, каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными обрядностями.

Верование.

Данный культ прошел длинный путь исторического развития - от эпохи Вед, с их идеей постепенного, при помощи ритуала превращения души покойного (прета) в обожествленного предка (питри), до пуранического периода, сохранившего многие детали ведийской обрядности, уделяя при этом основное внимание концепции перерождения.

Пураны - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. (В основном это писания послеведийского периода, в которых описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дэвов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем пуран принято считать ведийского риши Вьясу.)

Ритуалы.

(Непосредственно к культу предков относятся ритуалы погребения (антьешти) и обряды поминовения умерших (шраддха), сопровождаемые возлияниями воды (тарпана). Последние совершаются как в определенные дни после смерти человека, так и по особым случаям (например, когда требуется помощь предков). Также поминовение надо совершать в определённые дни года, прежде всего вовремя питри-пакши, темной половины месяца ашвина. Обряд совершается главным мужчиной в семье, чаще всего старшим сыном покойного, и поминаются прежде всего три поколения предков по мужской линии — отец, дед и прадед жертвователя. Именно поэтому для индуса так важно иметь сына, религиозным долгом (питри-рин) которого будет совершить антьешти и шраддху.)

Важной составной частью многих обрядов индуистского культа предков является кормление мертвых, зачастую также присутствующих брахманов. В качестве пищи питри могут подносить разнообразные продукты, но чаще всего это пинды (шарики, сделанные из сваренного риса и нередко смешанные с зернами черного сезама, медом, молоком) и вода. Кормление брахманов принято из-за верования, что они в момент обряда представляют собой души тех самых поминаемых предков. Тем самым, всё, что получат брахманы, автоматически будут получать и питри.

Культ предков в Китае

Почитание предков в Китае династий Шан и Западная Чжоу служило легитимации власти, которая позиционировала себя как обладающая эксклюзивным правом на связь с потусторонним миром. Об аналогичных культах в низших слоях населения этих периодов нет достоверной информации. К культу предков имеет отношение понятие «силы-Дэ», позднее закрепившееся в китайской философии. Его наиболее ранние упоминания представляют дэ как ниспосылаемое предками.

Обряд почитания предков происходит на девятый день девятого лунного месяца («Праздник двойной девятки»). По обычаю, в этот день старшие в роду мужчины забивают на могиле предка свинью. Существует поверие, что дух предка, не получивший ежегодной жертвы, умирает навсегда, и не может более заботиться о благополучии потомков.

***

В древнем Китае получили распространение различные формы культы, однако особое значение имел культ предков, т.е. обожествление и почитание предка рода по мужской линии. Этот культ оказал решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры, на формирование социальных отношений в стране. Корни его уходят в культ мертвых, а сам культ предков был позднее возвеличен конфуцианством. Значением этого культа в истории и культуре Китая настолько велико, что многие специалисты считают его основным видом религии в Китае, а не только отличительной особенностью всей китайской цивилизации.

Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире. В иньском и раннечжоуском Китае древний культ мертвых получил очень большое развитие и постепенно превратился в детально разработанный и обставленный торжественными ритуалами культ родословных предков. Особенно пышно и торжественно отправлялся этот культ в честь старших родовых предков, родоночальников основной линии определенного родо-племенного коллектива. Именно с почитанием родовых предков был связан и культ верховного божества Шанди в Инь.

Характер культа родовых предков в Инь и в начале Чжоу говорит о том, что этот культ был характерен для знати, родовой аристократии. Чем знатней был человек, тем ближе он стоял к покойному или живущему ещё вану, тем большую роль играло в его жизни и в его служебных обязанностях играло все то, что было связано с культом предков. Всем покойным предкам регулярно приносились жертвы, в их честь совершались торжественные обряды, для участия в которых собиралась многочисленная родня. Центральную роль в торжественном обряде жертвоприношения играл сам покойный предок, а точнее, замещявший его мальчик, обычно старший внук покойного. Считалось, что дух покойника на время жертвоприношений вселялся в его внука.

(Сравнительно простой культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющих масштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал, провозглашенный Конфуцием. Конфуцианство предало культу предков глубокий смысл и превратило этот культ в первую и наиболее важную обязанность каждого китайцы. Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” — сяо. Его суть заключена в следующей цитате из второй главы «Лунь-Юя»: «Служить родителям согласно правилам ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли”.

Главный смысл «правил ли» - полное и абсолютное послушание. Согласно этим правилам, уважать родителей и беспрекословно повиноваться им, всю жизнь заботиться об отце и матери и постоянно угождать им, услуживать, - таковы священные обязанности сына.

Культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — от простолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус.

Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов — переполнено назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать, и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность. Столь экстремальные ситуации не так уж часты в китайских назидательных сюжетах, но все же очевидно, что сыновняя почтительность есть постоянная доминанта китайской этики и этнопсихологии. Она неизменно проявляет себя в повседневной жизни, начиная с семейного уклада (без окончательного вердикта семейного старейшины в семье ничего не предпринимается) и заканчивая высоким государственным служением (достижения на этом поприще посвящены живым или покойным предкам).

Священная обязанность почтительного сына — должным образом упокоить бренное тело родителя. Похоронные обряды и церемонии подробнейшим образом изложены в канонической “Книге установлений” и неукоснительно исполнялись в традиционном китайском обществе. Приготовления к похоронам начинались задолго до смерти главы семьи, клана и (тем более) государства. Ныне раскапываемая богатейшая усыпальница первого циньского императора Цинь Шихуанди строилась за многие годы до смерти ее августейшего обитателя. В северо-западных окрестностях Пекина находится величественный погребальный комплекс императоров династии Мин, правившей вплоть до середины XVII века. Впрочем, подобные примеры не уникальны и вряд ли вызовут удивление у нашего читателя: усыпальницы правящих знатных родов издревле существуют в различных цивилизациях мира. Куда более удивителен обычай, который был повсеместно распространен в простых китайских семьях. По вступлении главы дома в преклонный возраст ему подносили в дар гроб — его посмертное обиталище. Гроб становился главным предметом гордости главы дома: его ставили в одной из комнат и поддерживали в сохранности — внутри и снаружи покрывали дополнительными слоями особого состава из смолы, фарфорового порошка и лака для придания полной герметичности. Счастливый обладатель собственного гроба был спокоен за посмертное существование — тело останется в сохранности и после погребения.

Важным элементом культа предков была забота об их могилах. Каждый клан и каждая его ветвь считали своим долгом иметь собственные могильные земли, в которых покоились бы умершие предки. Могильные земли всегда были ухожены и крайне заботливо распланированы. Вне зависимости от дохода семьи, любая могильная территория всегда была обсажена деревьями и кустарниками, возле каждого захоронения были установлены каменные обелиски с надписями.

Неотъемлемой частью культа предков являлись обряды жертвоприношений в храмах или на могилах предков. Храмы предков непременно были в каждой почтенной семье; даже самая бедная семья и та имела алтарь предков на самом видном месте в доме. Поклонение предкам осуществлялось ежедневно. Глава семьи начинал свой день с посещения храма предков, где возжигал курения и совершал поклонения. Первого и пятнадцатого числа каждого месяца, в каждый семейный или всеобщий праздник родичи собирались в храме совершить жертвоприношения и сообщить предкам последние семейные новости.

Урбанизация плохо совместима с культом предков в его привычном виде. В больших китайских городах введен обязательный ритуал кремации, но и в сельской местности ввиду потребностей хозяйственной деятельности сносят старинные надгробья и могилы. Через несколько десятилетий классический культ предков и традиция поминовения усопших неизбежно столкнутся с серьезным кризисом, а Китай — с проблемой национального самосознания и идентификации. культ родовой предок китай).

Культ предков в Японии

В Европе и Америке культ предков давно перестал существовать. В Японии с её конституционным режимом он существует и доныне. Там, где своды законов пишутся по образцу западных стран, где цивилизация во всех её видах пустила корни, — культ умерших имеет огромное влияние на законы и обычаи страны. Это почитание умерших берет начало с древних времен и пережило сотни поколений, несмотря на все политические и социальные перевороты, которые происходили со времён основания империи. Китайская цивилизация способствовала развитию этого обычая на основания того факта, что нравственное учение, законы и обычаи Китая основаны на учении о почитании предков. (Буддизм, который не только не основывается на этом учении, но даже противоречит ему, был под давлением глубоко укоренившейся веры народа отвергнут и применён к народным традициям. Даже при введении западной цивилизации, принесшей с собой так много социальных и политических перемен, этот обычай остался без малейшего заметного изменения. Из этого видно, что три чуждых элемента: конфуцианство, буддизм и западная цивилизация, имевшие огромное влияние на законы, нравы и обычаи, из которых два — диаметрально противоположны учению культа предков, не могли противодействовать и положить конец распространившейся в народе твердой вере в это учение.)

Происхождение этого культа объясняется многими известными писателями, как страх перед духами и как результат жертвоприношения душам умерших, чтобы умилостивить их. Также можно приписать происхождению культа предков совершенно другую причину: не страх перед умершими, а любовь к ним способствовала возникновению обычая почитания и приношения кушанья и напитков в жертву душам. Благоговение перед родителями в некоторых случаях походило на боязнь, но все же чувство это пробуждалось любовью, а не страхом.

Культ предков был первой религией Японии существует и в настоящее время в народе. У японцев есть три рода почитания предков: почитание всем народом родоначальника императорского дома, почитание святого покровителя данного места, что, как позже выяснилось, представляет собой отголосок родоначальников какого-либо рода его потомками, и, наконец, почитание предков членами их семейств. В каждом японском доме имеются две святыни: камидана, или «святое божественное место» и буцудан или «алтарь Будды».

В тех домах, где исповедуют синтоистскую религию, имеется ещё одна доска или камидана, посвящённая исключительно почитанию предков семьи. На этой доске находятся могильные памятники с изображением имен предков, их возраста и дни их смерти. Эти памятные плиты называются митама-сиро, что означает «представители душ». Они обычно состоят из маленьких ящиков в форме синтоистских гробов. Жертвоприношения, состоящие из риса, кофе, рыбы, веток сасаки и фонариков находятся и на второй доске, точно также как на первой.

В буддийском доме, кроме камидана, есть ещё буцудан, где стоят памятники, на передней части которых начертаны имена умерших буддистов, а на обороте имена, которые носили их предки при жизни. Памятник большей частью бывает лакирован и иногда вделан в футляр, называемый цуси, а фамильные гербы часто помещаются на дощечке и на футляре. Перед памятниками обычно лежат в виде приношений цветы, ветки дерева сикими, чай, рис и другая растительная пища и постоянно присутствует запах ладана, а вечером зажигаются маленькие фонарики.

Почитание предков императора. Из трёх видов культа предков считается культ предков императорского дома, особенно родоначальнице его Аматэрасу омиками или «Великого божества священного света». (Есть три места, посвящённые культу предков императорского дома: храм Дайдзингу в Исэ, Касикодокоро в святилище императорского дворца и Камидана, находящийся в каждом доме. В первых двух местах божественное зеркало изображает дух императорского предка. Это же самое зеркало, которое, по старинным рассказам, Аматэрасу омиками дала Амэ но удзуми но микото, сопровождая этот дар приказанием, чтобы его потомки считали это зеркало воплощением душ императорских предков и почитали его, как их самих. Божественное зеркало, называемое ята но кагами, находилось в императорском доме вплоть до шестого года эры Судзин (92 г. до Р. Х.). Впоследствии император стал опасаться, что большая близость с духами, ежедневное общение может привести к уменьшению уважения святыни и поэтому он приказал принцессе Ямато химэ но микото выстроить храм в деревне Ямато, сделавшийся местом почитания зеркала. Этот храм переносился потом в разные места, пока, наконец, Исэ не сделалось его постоянным местопребыванием. Затем император приказал сделать ещё одно зеркало для святилища своего дворца, чтобы он и потомки его могли молиться зеркалу непосредственно у себя дома. Поэтому настоящее зеркало находится теперь в храме Дайдзингу в Исэ и второе — в храме Касикодокоро (то есть в императорском храме). В настоящее время всякий благомыслящий японец не только почитает Дайдзингу в собственном доме, но многие считают своим долгом хоть раз в своей жизни предпринять путешествие в Исэ. Тысячи людей — знатные и простые люди, богатые и бедные толпятся ежегодно вокруг храма Дайдзингу, приезжая со всех концов страны и устраивая священные танцы с музыкой, называемые «дайдай кагура» в честь предка императора.

В святилище императорского дворца имеется три храма: Касикодокоро, Корэйдэн и Синдэн. Касикодокоро находится вблизи священного зеркала и посвящён культу императорского предка. Корэйдэн расположен к западу от Касикодокоро и посвящён культу всех императорских предков, начиная с первого императора. Третий храм, Синдэн, расположен к востоку от Касикодокоро и посвящён культу всех других божеств).

Культ предков в Корее

Культ предков. По общераспространенному у корейцев верованию, у человека имеется 3 души. После смерти его одна переселяется в особо приготовляемую для этой цели табличку (поминальную), имеющую вид дощечки, на которой начертано имя умершего; другая - в могилу на попечение горного духа, а третья - в неведомый мир к 10 судьям. Когда тело предано земле, всякая связь живых с двумя последними душами прекращается. Что же касается таблички, в которую переселяется одна из душ, то она после различных обрядов помещается в доме в особой комнате. Душа, переселившаяся в нее, пребывает таким образом среди своей семьи три года, по истечении которых табличку обыкновенно переносят в храм предков, имеющийся у всякого зажиточного семейства.

(У богатых людей храм предков представляет собой высокое здание с изогнутой черепичной крышей и потолком из черного дерева; к воротам храма ведет небольшая крытая галерея. Против входа помещается возвышение из черного дерева, на котором стоят медная чаша и прибор для курения. Над этим возвышается алтарь со стоящими на нем двумя подсвечниками со свечами, а над алтарем - высокий столик из черного дерева, на котором лежит поминальная дощечка. Сзади в стенной нише, закрывающейся дверьми с рельефными украшениями, находится портрет покойного в натуральную величину. Пол покрыт гладкими циновками.

Для хранения табличек предков царствующего императора Кореи имеется два храма. Один из них, расположенный в Сеуле и носящий название Цзон-мио, предназначен для хранения дощечек всех царствовавших до настоящего времени королей нынешней династии. Другой, называемый Цзо-гион-мио, находится в городе Чжионь-чжю и служит для хранения поминальной дощечки основателя нынешней династии. Цзон-мио собственно представляет собой три храма: в главном из них хранятся дощечки пяти ближайших предков царствующего монарха, остальные же помещаются в меньшем храме, находящемся позади главного. С помещением в последний новой дощечки, дощечка наиболее отдаленного предка переносится из него в меньший храм. Третий храм предназначается для хранения дощечек особенно заслуженных вельмож.

По истечении периода траура родственники собираются ежегодно в храме предков в известные дни для поклонения и принесения установленных жертвоприношений, имеющих целью удовлетворить потребности души, которая в таком случае не причиняет беспокойства живым, а, напротив, покровительствует им. При жертвоприношениях старший член семьи, а также лица, помогающие ему при этой церемонии, приступают к делу не иначе, как предварительно умыв руки. Жертвоприношения состоят из разных яств, а именно: из одного блюда мяса, одного блюда вареной зелени, одной чашки уксуса, одного блюда свежей рыбы, 5 чаш с различными супами, блюда с тремя сортами мелко нарезанных кусков свиной печенки, фазана и рыбы, блюда, содержащего водоросль белого цвета, блюда с разными фруктами и чашки с вином. Кроме того, на стол ставятся курильница, ящик с фимиамом, свеча, чашка для вина, кувшин с вином и ложка. Когда все установлено в порядке, то в комнату входят все родственники и приглашенные. Старшие и почетные гости садятся, молодые же люди присутствуют при церемонии стоя. Родственники являются в траурном наряде и, по занятии своих мест, начинают стонать и рыдать. Потом глава семьи, умыв руки, подходит к столу, убранному яствами, воскуривает фимиам и дважды кланяется душе, которая, по поверью корейцев, нисходит к яствам именно в это время. Тогда рыдание и стоны прекращаются, и раздается пение. Распорядитель траура становится на колени и троекратно обливает вином водоросль. Затем он медленно встает, с опущенной головой пятится несколько шагов и, снова поклонившись два раза, возвращается на прежнее свое место. После этого частичка каждого блюда бросается на бумагу, которая тут же сжигается.

При жертвоприношениях в храмах Цзон-мио обыкновенно присутствует император, который самолично сжигает благовония и делает 4 поклона. Во время совершения жертвоприношения бывает музыка, пляска и пение жертвенных молитв.

Расходы, связанные с совершением этих жертвоприношений и вообще с культом предков, весьма значительны. Один кореец уверял г-жу Бишоп, что его племянник, на которого падает обязанность жертвоприношения предкам, тратит на это гораздо больше, чем на собственные хозяйственные расходы.

Несмотря на это, культ предков укоренился в Корее чрезвычайно прочно, так что, за исключением христиан, ему уделяют большую или меньшую долю внимания последователи всех сект и религий; вследствие этого конфуцианские обряды, связанные с этим культом, сделались ныне общераспространенными и соблюдаются более или менее одинаковым образом всеми корейцами. Обычай совершать жертвоприношения в память умерших родственников до того проник в плоть и кровь корейцев, что составляет немалую помеху к успешному распространению христианства на полуострове. Католические миссионеры требовали от христиан безусловного прекращения подобных жертвоприношений, и многие корейцы отказывались от христианской веры ради одного сохранения упомянутых обрядов).

Культ предков во Вьетнаме

Очень широко распространен среди Вьетнамцев - обычай культа предков. В каждом доме есть алтарь «предка», установленный в самом торжественном месте.

Культ предка основан на то, что Вьетнамцы верят, что душа умершего человека, даже если он мертв в течение многих поколений, до сих пор находиться вмести с их потомками на земле. У мертвых и живущих людей все еще есть духовное общение, в повседневной жизни люди не должны забывать, чем они наслаждаются и что они чувствуют, потому что это так же чувствуют и их умершие родственники.

В последний день каждого лунного года, осуществляется день приглашения умерших предков, чтобы они вернулись домой, и отпраздновали праздник «Tet» с их семьями. В последние дни перед «Tet», все члены семьи посещают могилы своих предков, они чистят и украшают могилы, таким же образом, как и хозяева своих домов, чистят и украшают свое жилище, чтобы встретить Новый год, - тем самым осуществляю традиции культа предков.

На годовщине смерти предка потомки и родственники объединяются и приготавливают банкет, чтобы поклониться ушедшим в мир иной и попросить здоровье и счастья для себя. От поколения к поколению, обычай поклонения, был неукоснительно сохранен. Есть некоторые маленькие различия в обычаи поклонения среди многих вьетнамских этнических групп, но общая тема преданности и благодарности к предкам остается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: