Мир поэзии Анны Ахматовой




Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить.

Анна Ахматова

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возни­кает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина


прожила большую, драматическую и в то же время счаст-' ливуго жизнь. Поэты "серебряного века" в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гу­милева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволю­ционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только "литударни-ков", но и государственных блюстителей партийной идеоло­гии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была испол­нена благородства, любви и веры в торжество добра над злом.

В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю.

Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего на­рода, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологи­ческое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих усло­виях:

В кругу кровавом день и ночь Болит жестокая истома... Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома.

Замечательным памятником той скорбной поры являет­ся ее знаменитый "Реквием". В этой поэме Ахматова показа­ла страдания жертв сталинских репрессий:

Там тюремный тополь качается И ни звукаа сколько там Неповинных жизней кончается...

Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с миро-


вой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:

Милый мой!

И я тоже. Умру с тобой...

Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов. В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: "Ахматова - в противоположность Гумилеву - всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо..." Далее Неведомская вспоми­нает, что Ахматова моментально преображалась, когда разго­вор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писа­ла то с потрясающей нежностью:

И томное сердце слышит Тайную весть о дальнем...

То вновь драматично, с тяжким предчувствием:

А наутро встанешь с новою загадкой, Но уже не ясной и не сладкой. И омоешь пыточной кровью то, что люди назвали любовью..,

Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мему­арах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахмато­вой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:

Не придумать разлуку бездонней, Лучше б сразу тогда - наповал... И, наверно, нас разлученней В этом мире никто не бывал.

Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.


Тема Родины также не обойдена ею, Ахматова с боль­шим художественным мастерством рисует просторы рус­ской земли, такой многострадальной, сильной духом живу­щих на ней людей.

Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.

Поэзия Анны Ахматовой

Я хочу рассказать об Анне Ахматовой, моей любимой рус­ской поэтессе. Поэзия этого удивительного человека гипно­тизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахмато­вой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.

Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника "Вечер". А вышедшие через два года после этого "Четки" еще более подтвердили необыкновенный талант поэтессы. А. Ахмато­ва в своих стихотворениях является в бесконечном разно­образии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Произведения Ахматовой пред­ставляют собой сложную историю женского характера не­простой эпохи. Именно в 1921 году, в драматическую пору своей и общественной жизни, Ахматова сумела написать поражающие силой строки:

Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло?

В поэзии Ахматовой присутствуют как революционные мотивы, так и традиционные, характерные для русской клас­сики. Однако я хочу остановиться на мире поэзии, основ­ным нервом, идеей и принципом которой является любовь. В одном из своих стихотворений Ахматова называла лю-


бовь "пятым временем года". Любовь получает дополни­тельную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражении — взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смер­тельной тоски. Потому Ахматова и тяготеет к лириче­ской новелле с неожиданным концом психологического сюжета.

Обычно ее стихотворение — или начало драмы, или только ее кульминация, или, еще чаще, финал и оконча­ние. Произведения Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

О нет, л не тебя любила, Палила сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем.

Это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви-жало­сти делает многие стихотворения Ахматовой подлинно на­родными. В произведениях поэтессы есть еще одна любовь -к родной земле, к Родине, к России:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам, Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.

Анна Ахматова прожила долгую и сложную жизнь. Не­смотря на то, что ее муж был расстрелян, а сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, несмотря на все гонения и бед­ность, жизнь ее была все же счастливой, представляющей це­лую эпоху в поэзии нашей страны.

♦ ♦ ♦




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: