Былина как жанр литературы




Привожу пример того, как примерно д.б. оформлен текст параграфа.

Но, у тех, кто пишет курсовую работу по истории РПЦ ссылки м.б. несколько иначе оформлены. Об этом посоветуйтесь со своим руководителем.

Одним из интересных литературных жанров, с которым знакомятся обучающиеся общеобразовательной школы уже с начальной ступени обучения являются былины. Былины, или старины, – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Былины принадлежат к устному народному творчеству (фольклор) [Астафьев, Квятковский, Фролнов, Чердынцев]. Ссылки затем при окончании работы будут оформлены теми номерами из списка, под которым у вас источник. Например: [12].

Былины выросли из древних песен и легендарно-сказочных повествований. История своеобразно сочетается в них с поэтическим вымыслом, реальность с фантастикой. Величественность образов, пафос и монументальность былин способствовали их популярности в широких слоях народа. Главное в этих произведениях – рассказ о героических подвигах: один или несколько богатырей, самоотверженно преданных родине, беззаветно храбрых и благородных, сражаются за родную землю и спасают её от порабощения. Война изображается здесь не как столкновение войск, а как поединки отдельных героев.

Долгое время былины сохранялись в устной передаче, поэтому не дошли до нас в первозданном виде: время их записи отделено от времени их сложения столетиями, поэтому в былинах нередки анахронизмы, контаминации событий.

Существует несколько точек зрения на происхождение былин и их последователи полагают, что не столь важно искать в былинах конкретные исторические события и реально существовавших героев. Если эти события и нашли в них отражение, то в изменённом, соответственно законам жанра, виде. Эти эпические произведения представляют собой плод фантазии народа. Они являются результатом развития культуры народа, его поэтического творчества [А.П. Скафтымов, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов].

Однако с этой точкой зрения не согласен Д.С. Лихачев, который считает, что былины чаще всего отражали именно конкретную историческую действительность. Известно, что древнерусские летописцы включали в свое повествование сведения, полученные из былин, «следовательно, – пишет академик Д.С. Лихачев, – летописцы рассматривали былины как своего рода исторический источник и не сомневались в том, что былина рассказывает о действительно имевших место событиях и о действительно существовавших лицах…» [Лихачёв]. «Художественное обобщение в былинах, подобно тому, как это было в древнерусской литературе, – пишет Д.С. Лихачёв, – шло от единичного исторического факта, от конкретного исторического лица и конкретно исторического события» [Лихачёв]. Представляется, что эта, последняя, точка зрения наиболее справедливая [Кузьмин А.И.].

Отличие фольклорных произведений от литературных состоит в том, что они создавались не на книжном, литературном, языке, а на живом, разговорном, народном, имеющем свои лексические и звуковые черты, идущие от местных говоров. Художественные приемы, формирующие былинный текст и стиль, встречаются и в других фольклорных жанрах – сказках, песнях и т.п., но былина имеет свои характерные черты, свой поэтический язык и особый художественный мир. Учитель должен знать особенности былин и учитывать их при обучении детей чтению былин.

Былинам присуща своя ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность исполнения былины.

Поэтому для былин характерны особенности чтения:

1. Неторопливый, плавный, спокойный темп речи.

2. Былина читается напевно (речитативом): гласный пропевается, и одно слово как бы выливается из другого.

3. Ритмически организованный былинный стих звучит торжественно, величаво, подчёркивая особую важность как самого исполнения, так и тех событий, о которых рассказывается в былине.

4. Былинная речь отступает от правил современного произношения: гласные звуки в неударном положении не меняют своего звучания, все согласные тоже произносятся четко.

5. В каждой былинной строке есть слово, которое является ее смысловым центром. Оно выделяется при чтении, чтобы то, о чём читают, было понято правильно.

6. Былины создаются тоническим, народным стихом. В стихотворных строках может быть разное число слогов, но должно быть относительно равное число ударений.

7. Для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются предлоги, норма которых поддерживается ритмической структурой стиха, т.к. опущение предлога повлечет ее нарушение [Вечканова].

Былины отличаются устойчивостью структуры, которая строится на традиционных компонентах: запевах, зачинах, формулах, повторах, лейтмотивах, исходах [Вечканова]. Все они обязательны, кроме запева.

Запев – вступление, которое имеет целью привлечь внимание слушателей, создать определённое настроение. Он не связан прямо с содержанием былины.

Зачин – начальная, вводная часть былины. В ней указывается время и место действия, называются герои, о которых идет речь.

Формулы, или общие места, – устойчивые элементы повествования, к которым относятся одинаковые описания: пира, страшного вида врага, седлания коня, выезда богатыря и т.д. С одной стороны, это облегчает запоминание былинного текста, с другой – дает художественно выразительную, более полную картину событий [Вечканова].

В былинах, как и в сказках, употребляются повторы разных видов, особенно тройные. Повторы своеобразны: обычно это один и тот же эпизод, который приводится три раза. Тройные повторы используются в былинах для того, что бы показать многократность действий или длительность происходящего во времени, потому что число три раньше имело условное значение множественности.

Лейтмотив – вид повтора, который может много раз встречаться в одной и той же былине и подчеркивает ее основную тему.

Исход или концовка – конечные слова былин, создающие ощущение завершенности былинного рассказа.

Особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения. Этому служит и строение сюжета, ход развития действий.

Основой сюжета обычно является важное, значительно событие. В центре былины всегда богатырь: он действует, достигает определённой цели.

Для былин характерна ретардация – замедление действия в результате подробного описания, например седлания коня, или повторение ситуации, например точное словесное воспроизведение послом поручения князя. Такие замедления останавливают на себе внимание слушателей и повышают напряженность ожидания развязки.

Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выявляются цели их действий и душевные состояния.

Значительность событий и героев былин обусловила общий характер их изображения – гиперболизацию. Сказители часто пользовались приемом гиперболы, стремясь подчеркнуть могущество героя, давали преувеличение внешности, качеств богатыря. Преувеличивались внешние черты врага родной земли, что давало возможность показать отрицательное отношение к нему, подчеркнуть опасность, исходящую от врага.

Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен. Прежде всего, противопоставляются образы богатырей и врагов: Ильи и Идолища, Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина и т.д. Это противопоставление различает их не только по внешнему виду (обычный человек-великан), но и по характеру (защитник земли – захватчик, русский и христианин - иноземец и иноверец). Бывают противопоставления и ситуативного плана: первоначально героя недооценивают, а затем его настоящие качества ярко раскрываются; действие получает неожиданное развитие [Калугин, Карнаухова].

Былины отразили различные стороны жизни русского народа в прошлом, поэтому многообразны и темы былин. Основную часть былинного эпоса составляют две группы былин: героико-патриотические и социально – бытовые [Лихачёв, Пропп].

Русский народ-труженик и созидатель – часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа, вот почему народ создал много былин о подвигах героев национально – освободительной борьбы. Эти былины называют героико-патриотическими, или богатырскими. К ним относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. В центре этих былин – описание борьбы с внешними врагами.

Былины, посвященные общественной жизни страны, называют социально – бытовыми. К ним относятся такие былины, как «Вольга и Микула», «Дюк Степанович», «Добрыня и Маринка», былины о Садко и др.

Деление былин на циклы – киевский и новгородский – было предложено В.Г. Белинским. Он сделал это на основании связи содержания былин или с Киевом, или с Новгородом, двумя политическими центрами Древней Руси. Современные фольклористы учли особенности сюжетов и образов героев, которые хранили в себе владимиро-суздальские, рязанские и галицко-волынские черты, и пришли к выводу, что былины слагались не только в киевских и новгородских, но и в других русских землях [Аникин, Вечканова, Калугин, Карнаухова].

Стилистическое своеобразие былин определяется, с одной стороны, традиционностью выразительных средств, с другой - оценочным характером их употребления соответственно по содержанию произведений и образов персонажей. В былинах наиболее употребительны такие выразительно-изобразительные средства, как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Эти выразительные средства есть и в других жанрах, но для былин они обязательны. Таковы, например, эпитеты, присущие именно былинам: стольный Киев-град, дружинушка хоробрая, шатры белые, востро копье, гусли звончаты. В других жанрах таких словосочетаний нет. Эпитеты в былинах выражают отношение народа к изображаемым событиям, т.е. имеют определенное оценочное значение. Главный герой былин – могучий богатырь. Он неизменно называется добрым молодцем, удалым молодцем. У него силушка великая, громкий голос, сердце богатырское. Верный помощник богатыря – конь, который в былинах наделяется яркими эпитетами: богатырский, добрый, резвый и т.п. Типичны и тавтологические эпитеты: светлая светлица, соль соленая, старость старая, меды медвяные.

С целью противопоставления в былинах используются специальные уменьшительно-ласкательные формы: Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька и др.

После каждого параграфа д.б. вывод. Он строится примерно так:

Таким образом, былины – эпические песни, сложенные в Древней Руси XI-XVI вв. о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. По содержанию былины можно разделить на две основные группы: былины богатырские и былины историко-бытового, не военного характера. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом.

Также, проанализировав вышеизложенный материал, можно отметить, то, что былины, как и любое литературное произведение, могут являться средством для развития аналитических умений младших школьников. Структура былинного текста позволяет применять при анализе аналитические приемы сходные с любым другим художественным произведением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: