Первый уровень результатов




Программа кружка

“Основы народного и декоративно-прикладного искусства”

Программа кружка “Основы народного и декоративно-прикладного искусства” разработана в соответствии с требованиями, установленными Стандартом утверждённым приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от “17” декабря 2010 г. № 1897.

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от занятия к занятию.

Занятия проводятся в 5 классах по 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Актуальность программыобусловлена следующими факторами:

  • Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
  • Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста.
  • Возрастными психофизическими особенностями детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Основные отличия образовательной программы“Декоративно-прикладного искусства” от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

    • целевая направленность;

программа разработана для занятий факультатива;

    • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства;
    • опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, ИЗО;
    • использование технологий дифференцированного обучения;

Основные принципы построения программы:

  • постепенность и последовательность;
  • доступность и систематичность;
  • наглядность и достоверность;
  • активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;
  • комплексное освоение материала;
  • преемственность;
  • результативность;
  • индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, знакомство с традиционными русскими художественными промыслами и освоение техники простых элементов росписи с последующим самостоятельным составлением композиций.

Достижению поставленной цели способствует выполнение задач:

  • выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  • формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
  • воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
  • формирование эстетических знаний;
  • развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;
  • создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.
  • формирование патриотических чувств ребёнка.

Средством достижения цели и задач декоративно-прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.

Структура программы

Вся программа состоит из 2-х разделов:

  • разноцветные узоры (изучение и составление геометрических орнаментов);
  • изучение традиционных народных художественных промыслов России.

Каждый раздел начинается со знакомства с теоретическим материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ, так и при анализе задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.

Принцип подбора содержания программы - максимально дополнить и расширить знания и умения учащихся, получаемых во время уроков в 5 классе по изучению декоративно-прикладного искусства, а так же расширить возможность их практического применения. Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
  • репродуктивных (работа по образцам);
  • частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  • исследовательские (чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства).

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (в перспективе);

Предметные результаты:

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.

Первый уровень результатов

  • знание об этике и эстетике повседневной жизни человека;
  • навык самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • знание и умение использовать термины (тезаурус);
  • знание и практическое применение правил безопасности труда и личной гигиены, умение организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
  • знание основных традиционных художественных промыслов, истории их возникновения и развития, и их особенности;
  • знание этапов росписи;
  • знание названий и назначения различных материалов и инструментов;
  • знание законов композиции;
  • умение правильно подготовить краски к работе, умение бережно относиться к инструментам;
  • умение отличить предметы, выполненные различными художественными промыслами;
  • умение правильно набирать кистью краски и наносить кистью мазки по поверхности бумаги;
  • умение пользоваться циркулем и линейкой, умение сравнивать с образцом;
  • умение выполнить основные элементы росписи изученных промыслов;
  • умение самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу), контроль правильности выполнения работы;
  • навыки составления композиции (на плоскости);
  • навыки росписи традиционных художественных промыслов.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: