Основные правила вычитательного смешения цвета.




Сущность субтрактивного, образования цвета за­ключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место лишь при взаимодействии света с материальным телом, например: при смешении красок; при на­ложении прозрачных красочных слоев (лессировка, глубокая печать); при всех видах отражения и пропускания света.

Всякое хроматическое тело (краска, фильтр и др.) отражает (или пропускает) лучи своего «собственного» цвета и поглощает цвет, допол­нительный к собственному.

Для получения всех цветов круга путем вычитательного смешения достаточно трех красок: красной, желтой и синей.

Основные первичные краски смешиваемые попарно дают промежуточные цвета: красная + желтая = оранжевый

Красная краска отражает красные цвета и цвета содержащие красный – это оранжевый и фиолетовый, остальные цвета поглащаются. Желтая краска отразит желтый цвет и содержащие его – это оранжевый и зеленый, остальные поглатит. Поскольку у желтой и красной краски есть общая оранжевая то ора и отразитс, т.е. будет видна, зеленая поглотится красной, а фиолетовая желтой.

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Для различения цветов решающее значение имеет их яркость. Это качество позволяет ориентироваться в цветовой картине мира даже су­ществам, лишенным хроматического зрения.

Человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости. Приспособление глаза к различным уровням яркости называется адаптацией. Различают световую и темновую адаптации.

Световая адаптация означает снижение чувствительности глаза к свету в условиях большой освещенности. При световой адаптации функционирует колбочковый аппарат сетчатки. Практически световая адаптация происходит за 1 — 4 мин (например, при выходе из темноты на свет). Полное время световой адаптации —20—30 мин.

Темновая адаптация — это повышение чувствительности глаза к свету в условиях малой освещенности. При тем­новой адаптации функционирует палочковый аппарат сетчатки.

Яркость спектральных цветов, воспринимаемая глазом, зависит от цве­тового тона. Если разложить белый свет на спектр и измерить энер­гию лучей всех основных цветов, то получим равные величины. Иными словами, энергетическая яркость всех лучей спектра одинакова. Зрительно же мы оцениваем яркость спектральных цветов как весьма различную. Самым ярким (светлым) нам кажется желтый цвет, самым темным — крас­ный и фиолетовый. Воспринимаемая глазом яркость спектральных цветов называется видностью.

При дневной и сумеречной адаптации видность цветов различна. Днем красный цвет кажется нам более ярким, чем синий и фиолетовый. В сумер­ках, напротив, красный сильно темнеет, а синий светлеет (относительно).

Многие закономерности восприятия цвета объясняются трехкомпонентной теорией цветового зрения. Согласно этой теории, в нашем зритель­ном органе существует три цветоощущающих аппарата: красный, зеленый и синий. Каждый из них под действием света возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волны излучения. За­тем возбуждения суммируются аналогично тому, как это происходит при слагательном смешении цветов. Сумма возбуждений представляется нам ощущением того или иного цвета. Авторы этой теории — М. В. Ломоно­сов, Т. Юнг и Г. Гельмгольц.

Чувствительность глаза к цветовому тону зависит от положения цвета в спектре. Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра: от голубого до оранжевого. В области красного и фиолетового цветов разностный порог резко уве­личивается, доходя до десятков и сотен нанометров.

5. Чрезвычайно важное значение для всех наших зрительных восприятий имеет явление цветовой индукции. Цветовой индукцией мы называем изменение характеристик цвета под влиянием наблюдения другого цвета, или, проще говоря, взаимное влияние цветов.

Различают два принципиально разных вида индукции: отрицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаим­но индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое — еще светлее, чем они есть на самом деле. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происхо­дит их «подравнивание», нивелирование. Какая произойдет индукция — положительная или отрицательная,— это зависит от меры различия ха­рактеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится еще увеличить его; если же оно малозаметно, глаз уничтожает эту неболь шую разницу. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности.

Цветовая индукция — причина множества явлений, объединяемых об­щим термином «контрасты». В научной терминологии под кон­трастом подразумевают вообще всякое различие, но при этом вводят понятие меры: например, между цветом чертежной и писчей бумаги — малый контраст, а между цветом угля и мела — большой контраст. Мож­но определить контраст как меру различия цветов.

Различают следующие виды контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. Количественная мера контраста обозначается бук­вой К с индексами.

Яркостный контраст в) характеризуется отношением разности ярко­стей пятен к большей яркости:

Контраст по насыщенности краски и) характеризуется отношением разности величин насыщенности двух красок к большей насыщенности:

Контраст по цветовому тону т) характеризуется величиной интервала между цветами в 10-ступенном круге:

Однако дифференциация контрастов по трем характеристикам неудоб­на на практике, так как ощущение цвета стремится к интеграции, сум­мированию всех его характеристик, и часто требуется обозначить разницу между цветами некоторой единой величиной, интуитивно понятной. Поэтому, согласно отечественным нормам, установлены обобщенные по­нятия о большом, среднем и малом контрасте между цветами. Содер­жание их раскрывается следующим образом.

1. Большой контраст:

а) большой контраст по цветовому тону при среднем и большом
контрасте по насыщенности и яркости;

б) средний контраст по цветовому тону при большом контрасте по
насыщенности или яркости.

2. Средний контраст:

а) средний контраст по цветовому тону при среднем контрасте по
насыщенности или яркости;

б) малый контраст по цветовому тону при большом контрасте по
насыщенности или яркости.

3. Малый контраст:

а) малый контраст по цветовому тону при среднем и малом кон­
трасте по насыщенности или яркости;

б) средний контраст по цветовому тону при малом контрасте по
насыщенности или яркости;

в) большой контраст по цветовому тону при малом контрасте по
насыщенности и яркости.

 

В литературе контрастами часто называют явления индукции. Это терми­нологическая неточность. Контраст и индукция не одно и то же, по­скольку контраст — мера индукции.

Различают одновременную и последовательную индукции.

Одновременная индукция наблюдается во всякой цветовой композиции при сопоставлении различных цветовых пятен. Фактически она происходит всегда, постоянно сопровождая процесс зрительного восприятия. Наличие контраста между пятнами необходимо для того, чтобы их увидеть. В этом смысле можно утверждать, что контраст — основное условие зрительного восприятия. Лучше всего одновременную индукцию наблюдать на при­мере цветных теней. Если осветить фон (экран) двумя источниками с разной цветностью, а затем поместить между источниками и экраном тенеобразующйй предмет, то тени окрашиваются в контрастные цвета, отличные от цвета источников. Например, от белого и красного источ­ников тени будут не белой и красной, а красной и зеленой и т. д.

Последовательную индукцию- можно наблюдать на простом опыте. Если положить цветной квадрат (20X20 мм) на белый фон и фикси­ровать на нем взгляд в течение полминуты, то затем на белом фоне мы увидим цвет, контрастный цвету выкраски (квадрата).

Контрастные цвета близки к-дополнительным, но не совпадают с ними. Различие между контрастными и дополнительными цветами обусловлено физиологическими факторами — различной скоростью восстановления зри­тельного пурпура под действием разных лучей. По существу же и дополни­тельные и контрастные цвета в сумме дают ощущение белого, т. е. составляют некоторое предельное идеальное единство, которого требует глаз и на котором он успокаивается.

Рассмотрим основные закономерности отрицательной цветовой индук­ции.

Мера индукционного окрашивания может быть различной. На нее влияют следующие (главные) факторы.

1. Расстояние между пятнами. Чем меньше расстояние между пятнами, тем больше контраст. Этим объясняется явление краевого контраста — кажущееся изменение цвета к краю пятна.

2. Четкость контура. Четкий контур увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический.

3. Отношение яркостей цветовых пятен. Чем ближе значения яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция. И наоборот, увеличение яркостного контраста приводит к уменьшению хроматического. Таким об­разом, яркостный и хроматический контрастыантагонистичны. (Вторую и третью закономерности легко проследить, наблюдая явление флоркон-траста. Если прикрыть калькой или папиросной бумагой черное пятно на красном фоне, оно покажется зеленым. Индукционное окрашивание черного пятна усиливается за счет уравнивания яркостей пятна и фона и размывания контура пятна.)

4. Отношение площадей пятен. Чем больше площадь одного пятна от­носительно площади другого, тем сильнее его индукционное действие.

5. Насыщенность пятна. Насыщенность пятна пропорциональна его ин­дукционному действию.

6. Время наблюдения. При длительном фиксировании пятен контраст уменьшается и может даже исчезнуть совсем. Лучше всего индукция воспринимается при быстром взгляде.

7. Область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна. Периферические об­ласти сетчатки чувствительнее к индукции, чем центральная. Поэтому отношения цветов более точно оцениваются, если смотреть несколько в сторону от места их контакта.

В практике нередко возникает задача ослабления или устранения индукционного окрашивания. Этого можно достичь следующими способами: а) подмешиванием цвета фона в цвет пятна; б) обведением пятна четким темным контуром; в) обобщением силуэта пятен, сокращением их пери­метра; г) взаимным удалением пятен в пространстве.

Мерой индукционного действия данного цвета служит количество его, которое нужно подмешать к равно яркому серому, чтобы он казался серым. Такие измерения удобно производить на вертушке Максвелла. Составляется комбинация из двух дисков данного цвета и кольца между ними. Кольцо составляется из равно яркого серого и данного цвета. За­пустив вертушку, следует добиться такого положения, чтобы серое кольцо не приобретало оттенок контрастного цвета, а казалось серым. Степень раскрытия цветного диска в подмеси к серому будет служить мерой индукционного действия данного цвета.

Отрицательная индукция может быть вызвана следующими причинами:

1) местной адаптацией — снижением чувствительности участка сетчат­ки к фиксируемому цвету, в результате чего цвет, который наблюдается вслед за первым, как бы теряет способность интенсивного возбуждения соответствующего центра. Это воспринимается глазом как сдвиг цветового тона в сторону цвета, контрастного к индуцирующему. Даже если на­блюдаются два цвета одновременно, глаз движется по полю зрения скачко­образно, т. е. фактически восприятие двух цветов происходит раздельно во времени;

2) автоиндукцией, т. е. способностью органа зрения в ответ на раз­дражение каким-либо цветом продуцировать противоположный цвет. Глаз как бы сам стремится замкнуть цветовой круг и уравновесить возбуж­дения трех цветоощущающих аппаратов.

Изложенные объяснения цветовой индукции принадлежат Э. Герингу. Впервые гипотезу об автоиндукции высказал И. В. Гете в начале XIX в.

Г. Гельмгольц предложил объяснение индукции психологическими при­чинами: склонностью преувеличивать разницу между предметами, плохой памятью на цвета и некоторыми другими.

Существенное влияние на зрительные восприятия оказывают психи­ческие факторы.

Кора головного мозга теснейшим образом связана с органом зре­ния человека: в ней происходит переработка сигналов, поступающих от наружных рецепторов (глаз). Кроме того, сама сетчатка является как бы «отростком» коры мозга, или частью коры, выдвинутой на периферию. Поэтому высшая нервная деятельность и деятельность органа зрения во многом сходны и оказывают сильное влияние друг на друга. Об этом свидетельствует прежде всего справедливость основных законов психики также и для зрения (и других органов чувств). Из общих закономер­ностей психической и рецепторной деятельности назовем следующие.

1. Закон ВебераФехнера. Его называют основным психофизиоло­гическим законом. Сущность его заключается в том, что ощущение про­порционально логарифму раздражения. Иными словами, если какой-либо раздражитель возрастает в геометрической прогрессии, то ощущение от него возрастает всего лишь в арифметической. Свойство органов чувств, выражаемое законом Вебера — Фехнера, служит надежной охраной орга­низма от разрушения чрезмерными раздражителями, оно является как бы защитным барьером между внешней средой и организмом. В зрительных процессах это свойство проявляется особенно сильно при восприятии светлоты и яркости.

2. Раздражение и торможение. При зрительных восприятиях постоянно происходят противоположно направленные процессы, аналогичные раздра­жению и торможению в коре головного мозга. Это проявляется в ан­тагонизмах палочкового и колбочкового аппаратов, в расширении и суже­нии зрачка, в цветовой индукции и т. д.

3. У слоеные рефлексы. В процессе приспособления к окружающей среде у человека вырабатывается ряд условных рефлексов. Некоторые из них складываются в самом раннем возрасте и отличаются большой устойчивостью. Восприятие цвета связано со множеством условных реф­лексов, оно складывается постепенно под действием как физических, так и психических факторов. Одним из самых удивительных и необхо­димых свойств цветового зрения является способность глаза различать локальную окраску предмета при любом освещении, т. е. автоматически устранять влияние освещения на цвет предметов. Это называется законом постоянства (константности) цвета. Так, листва деревьев представляется нам зеленой и на рассвете, и в полдень, и на закате, хотя цвет листьев в эти часы дня неодинаков. Какова бы ни была цветность освещения, глаз вскоре перестает ее замечать, происходит нивелирование цветности, т. е. освещение воспринимается как близкое к среднему дневному (ко­нечно, при небольшой насыщенности цвета освещения). Если бы вместо глаз снабдить человека спектрофотометром, он бы не сумел распознавать окраску предметов в разных условиях освещения, так как спектры при этом существенно изменяются. Такой орган зрения не мог бы быть для человека надежным передатчиком информации из окружающей среды.

4. Оптические иллюзии. Самым наглядным доказательством связи зре­ния с психикой служат оптические иллюзии. Прежде чем возникнет зри­тельный образ, сигналы внешнего мира должны подвергнуться сложнейшей многоступенной переработке на трех уровнях: в сетчатке глаза, в про­водящих нервах, в коре головного мозга. На этом третьем, высшем этапе зрительная информация вступает во взаимодействие с информацией дру­гих органов чувств и на переработку ее влияют память, воображение, различные стереотипы восприятия и многие другие факторы психической деятельности. Все это приводит к возникновению оптических иллюзий и может вызывать различные индивидуальные особенности зрительных вос­приятий. Явление оптических иллюзий с древних времен внушало лю­дям глубокие сомнения в достоверности показаний органов чувств и при­водило многих философов к ложным выводам о непознаваемости внеш­него мира. Современное материалистическое естествознание решает вопрос об иллюзиях в оптимистическом плане: иллюзии зрения — это факт, который следует изучать и использовать практически; знание природы ил­люзий может предохранить нас от ошибок в познании и деятельности, но наличие иллюзий не должно подрывать доверия к органам чувств,

5. дающим в целом верную информацию о действительности. Наиболее рас­пространенные иллюзии: иллюзия контраста, перспективы; переоценка вер­тикали; изменение пропорций от направления линий на форме; иллю­зия изломов формы; приписывание свойств целого его части; недооценка протяженности пустого пространства; деформация на фоне штриховки; иррадиация (переоценка размеров светлого пятна на темном фоне).

6. 5. Влияние побочных раздражителей на чувствительность к различным цветам. Работами ряда физиологов (Урбанчич, Кравков, Кениг и др.) уста­новлено, что раздражители, возбуждающие симпатический отдел вегетатив­ной нервной системы, повышают чувствительность зрения к зелено-си­ним цветам и снижают к красно-оранжевым. К таким раздражителям относятся шумы, тепло, вкус сладкого, запахи розмарина и герани, ко­феин, адреналин и другие вещества. Раздражители, возбуждающие пара­симпатический отдел, повышают чувствительность к красно-оранжевым цветам и снижают к сине-зеленым. Согласно исследованиям Л. А. Шварц, к таким раздражителям относятся гармонические звуки, положительные эмоции, веронал, пилокарпин, усиленное дыхание. Иными словами, любое воздействие, оказываемое на человека, так или иначе влияет на его цвето­ощущение, причем повышение чувствительности к красно-оранжевым цве­там происходит одновременно с понижением чувствительности к сине-зеленым, и наоборот. По данным С. В. Кравкова, чувствительность к жел­тому цвету и крайним спектральным не подвержена изменениям от по­бочных раздражителей.

7. В заключение отметим, что каждое восприятие включает в себя и вос­произведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. В восприятии преломляется вся психическая жизнь конкрет­ной личности воспринимающего.

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: