Мое последнее школьное сочинение




Как часто люди мечтают о вечности, вечности чувств, жиз­ни. О вечности чувств мы говорим, когда имеем в виду их свойство "посещать" разные поколения людей, но они не веч­ны, когда речь идет о жизни человечества, вряд ли вечной. Вечность убегает от нас с вечной скоростью, поэтому нам не дано ее поймать.

В этом мы еще раз убеждаемся, стоя на перроне вокзала школьных лет в ожидании поезда жизни.

Когда мы еще сидели в зале ожидания вокзала, думали, что так будет вечно, ведь десять лет не так уж мало, особенно, если в каталоге твоего прошлого всего 7 лет. Но время имеет удивительное свойство убегать от человека с бешеной скорос­тью, когда его жизненная беговая дорожка неумолимо стано­вится короче. '

Еще 10 лет позади... Нет, уже 10 лет позади. А когда-то все было первым: первый сентябрьский звонок, взволнован­ный учитель и первый урок, первый класс, первая парта у окна и первая отметка в дневнике, первые трудности, несме­лые ответы у доски, непривычная указка в беспомощных ру­ках, первые переживания перед первым экзаменом. Теперь все становится последним: последняя фотография в школь­ном альбоме, последний школьный вечер, последнее школь­ное сочинение по литературе.

Литература всегда была моим любимым предметом, на­верное, потому, что я не расставалась с книгой с детства. Она была моим мудрым советчиком, верным другом и утешите­лем. На уроках литературы я открыла для себя книги не только как предмет удовлетворения эстетических потребно-


стей, но и как носителя жизненного опыта человечества. Я научилась читать между строк, угадывать подразумеваемое, познакомилась с литературными направлениями, нашла чет­кие различия между добром и злом, понятиями совести и чести.

Евгений Онегин, Григорий Печорин, Наташа Ростова, Тать­яна Ларина — эти и другие герои известных произведений оставили свой след в моей душе.

Мне навсегда запомнится путь жизненных исканий Евге­ния Онегина и Печорина, Андрея Болконского и Пьера Безу-хова. Я не перестану восхищаться поступком Татьяны Ла­риной, когда она решилась написать известное письмо Евге­нию Онегину. Пламенные, проникновенные строчки письма запечатлелись в моем сердце: "Я к Вам пишу, чего же боле,.. Что я могу еще сказать?".

Как мне забыть образ Наташи Ростовой, этого мило­го, непосредственного, бесконечно обаятельного существа в начале романа, когда она подросток, а затем решитель­ной, сильной, прекрасной женщины - любимой и любящей жены, матери? Звуки того пленительно чарующего волшеб­ного вальса, в котором кружилась юная Наташа, до сих пор раздаются в моей душе и согревают ее теплом воспо­минаний.

На уроках литературы мы познакомились с произведения­ми писателей и поэтов, чьи имена навсегда пытались вычерк­нуть из народной памяти. Но их голос донесся к нам через десятилетия, и мы открыли для себя О. Э. Мандельштама, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаеву, А. А. Ахматову.

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" поразил меня своей оригинальностью. Я буду возвращаться к нему еще не один раз, чтобы проникнуть в глубину его философии, разгадать его неведомую силу.

"Мне дело — измена, мне имя — Марина, я — бренная пена морская".

Марина Цветаева... Разве можно остаться равнодушным к ее искренним, любовью рожденным строчкам? К стихотво­рениям этого удивительного поэта моя душа обращается снова и снова.


Герои литературных произведений живут в моем сердце. У них я нахожу черты характера, отсутствующие во мне, и пытаюсь выработать их путем самосовершенствования. Лю­бимые произведения навсегда остались в памяти. Литература стала неотъемлемой частью моей души, моей жизни.

Это мое последнее школьное сочинение. А впереди — глав­ное сочинение — жизнь, — ошибки в котором не перечерк­нуть. Надеюсь, что написать его грамотно поможет мне моя литература.

"Слово: мудрое, чистое, родное"

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И. А. Бунин

Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное ору­дие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизне­стойкостью.

Уже во времена Киевской Руси, в X—XII веках, он был распространен на огромной территории. На этом языке уже тогда писали литературные труды усердные мона­хи, лишь изредка ставившие свое имя на рукописях, и великий государь всея Руси Иван IV Грозный, и сосланный на Север Даниил Заточник, и мятежный протопоп Аввакум. На нем сочиняли, как свидетельствуют найденные архео­логами берестяные грамоты XI—XV веков, свои дело­вые письма простые жители Новгорода, Пскова, Старой Рус-


сы, Смоленска. Русский язык выстоял в годы смут и разо­рений. Рядом с книжной письменной литературой на Руси издавна бытовало огромное количество изустных • преда­ний. Подобно весенним побегам, прорастают старин­ные русские мелодии в музыкальной классике — в симфо­ниях и операх Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского.

Россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, чудесных былин изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь. Они когда-то слагались в курных избах, при свете лучины, в лесной глуши. В фольклоре отразились и ум народа, и его историческая память, и его мечты. Не была отгорожена стеной от фольклора и русская письменная литература, хотя она развивалась в достаточной степени самостоятельно. Язык русской художественной прозы и поэзии вобрал в себя две стихии — стихию просторечия, повседневной русской речи, и стихию церковнославянского языка, пришедшего на Русь из Болгарии после принятия христианства вместе с церковными и светскими книгами. От церковнославянского языка шла торжественно-величавая, витийственная нота в литературе, благодаря ему возникло обилие синонимов, обилие оттенков, родилось много слов с отвлеченным значением. Так сложился один из богатейших по лексике языков'мира — свободный и гибкий по синтак­сису, с обилием гласных, придающих ему особую плавность и певучесть, с редкостной красотой словаря.

Русский язык, по словам Гоголя, есть сам по себе поэт. Чего стоят только чудесные народные названия трав и деревьев и образные речения, связанные с календарем зем­ледельца. Ломоносов, заложивший краеугольный камень отечественной лингвистики, находил в нашем языке "вели­колепие испанского, живость французского, крепость немец­кого, нежность итальянского, сверх того богатство и силь­ную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

Русский язык достоин любви и пристального изучения. Л. Н. Толстой говорил о русском языке: "Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство,


умное поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего".

Вначале было слово... Эта библейская мудрость утвержда­ет не только приоритет "языкового" выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. Ког­да общество идет к упадку, к упадку идет и язык. Слова используются, чтобы скрывать, а не прояснять: город "осво­бождают", уничтожив его; обнищание народа - суть "пере­стройки"...

В русском языке сложная грамматика, но он изумительно красив. Сколько красивых и мудрых слов родились в недрах народа, сколько подарили нам классики литературы и языка! Пушкин, Лермонтов, Фет, Жуковский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Куприн, Бунин... Этот перечень не имеет кон­ца... Чтобы слова могли оправдать рухнувшую и потерявшую всякий смысл империю, их пытаются исказить до неузнавае­мости или привнести в обиход новые. Устоит ли русский язык против "эмитентов", "вердиктов", "фигурять", "целых пакетов инициатив" и прочего?

XX век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы, далеких друг от друга, возникают общие интересы и про­блемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур. Языку учат не только на уро­ках литературы и словесности... Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному. Это очень важно.

Люди в белых халатах

Профессия врача — это одна из самых древних и ува­жаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.

В русской литературе образ доктора занимает видное мес-


то. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова.

О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе "Ионыч". С какими благород­ными намерениями, высокими стремлениями приехал в гу­бернский город С. молодой доктор Старце.в1 Вначале он боял­ся даже на короткое время оставить больницу. Но постепен­но, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменил­ся. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все чело­веческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыст­но. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рас­сказе, "Попрыгунья", мы видим иного врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило на­уки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело боль­ного мальчика, Дымов от него заразился, заболел и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве спасти человека. Та­ким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.

Имена многих врачей стали поистине легендарными. Че­ловеком самоотверженным и преданным своему делу был дольский врач и педагог Януш Корчак. В 1940 году вместе со своими воспитанниками он попал в гетто. Друзья пытались устроить ему побег, но Корчак отказался. Как истинный вос­питатель и педагог, он предпочел разделить участь своих пи­томцев и остался с ними до конца. Идя в последний раз по улицам Варшавы, он нес на руках самого слабого ребенка. Януш Корчак погиб в газовой камере. Свой долг врача и педагога он выполнил до конца и погиб вместе с теми, кого лечил и воспитывал.

В годы Великой Отечественной войны наш народ прояв­лял массовый героизм. А сколько врачей отдали свои жизни, помогая раненым! Под вражеским огнем, рискуя собственной жизнью, санинструкторы, юные медсестры выносили с поля боя раненых. А врачи под вражеским огнем проводили слож­нейшие операции. Многие медики были удостоены правитель­ственных наград.

В рассказе М. А. Шолохова "Судьба человека" есть такой эпизод. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на


передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Его вместе с другими военнопленными погнали на запад. Ночью их закрыли в полуразрушенной церкви. У Андрея страшно болела вывихнутая рука. И вдруг он услышал в темноте вопрос: "Раненые есть?" Это был врач. Он вправил плечо Андрею, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях он продол­жал "свое великое дело делать".

О героизме врачей, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, рассказывает книга Б. Олейника "Памятник в Кабуле". В тяжелых условиях приходилось работать совет­ским медикам. Полевые госпитали обстреливались душма­нами. Спасая солдат, врачи отдавали им свою кровь, а порой и жизнь. Это они в мирные дни становились героями. Это им приходят письма от бывших солдат-афганцев со словами: "Спасибо Вам за то, что я жив!"

О сложной работе врача рассказывает Н. М. Амосов в книге "Мысли и сердце". Его искусные руки вернули к нор­мальной жизни сотни людей с заболеваниями сердца, в том числе детей. Сколько счастливых глаз смотрело вслед этому замечательному хирургу!

Всем известно имя замечательного офтальмолога С. Фе­дорова. Скольким людям он вернул возможность видеть! Это замечательно, когда после тьмы, застилавшей глаза, вновь сможешь видеть яркое солнце, синее небо и весь мир. Разум ученого и чуткие руки хирурга способны творить чудеса.

Но не только радость победы испытывают врачи. К сожа­лению, медицина не всесильна. Как тяжело, глядя в глаза близким больного, которого не удалось спасти, произнести: "Мы сделали все, что могли, но..." Тяжело сознавать свое бес­силие перед болезнью.

Древний ученый Авиценна сказал так: "Врач должен об­ладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва". Эти слова можно отнести ко многим врачам и в наше время.

Самоотверженность и бескорыстие, любовь к людям и стремление им помочь — неотъемлемые качества современ-


ного врача. Через всю свою жизнь он должен пронести слова клятвы Гиппократа; "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного".

"Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь"

По древнегреческой легенде, великие и всемогущие боги сотворили на земле пять веков.

Первый — золотой. Во времена золотого века люди были совершенно счастливы, не знали ни болезней, ни горя.

Второй век — серебряный. Люди серебряного века были воинственными, жестокими и гордыми. Они не приносили жертв богам, за что боги их и уничтожили.

Третий век — бронзовый. Четвертый — каменный век — век героев. Сейчас на земле пятый век. Покинули людей Доброта и Справедливость. Спит, спрятанная в кув­шин по велению Зевса-громовержца, Надежда. Раздор, За­висть, Ненависть и Равнодушие ходят среди людей. Беды — дочери хмурого, мрачного Тартара — рассеялись по всему миру,.. Не знаю, правдива ли эта легенда. Но, с грустью глядя вокруг себя, вынуждена признать, что пророчества греков относительно пятого века оказались правдивы­ми. Где доброта, где человечность? Среди людей действуют волчьи законы. Побеждает зачастую тот, кто сильнее, точнее, тот, кто в состоянии обидеть, оскорбить, унизить человека ни за что, просто так... Эта трясина пошлости, вульгарности затягивает в себя все большее количество людей, сре­ди которых, к величайшему сожалению, множество подрост­ков — личностей совсем не сформированных, столь легко поддающихся пагубному влиянию. Есть ли спасение?

Есть! "Не позволяй душе лениться!" — писал Николай Заболоцкий, открывая для всех универсальное средство за­щиты. Человек должен постоянно развиваться духовно. Лев Толстой, уже после того как ему исполнилось восемьдесят лет, сожалел о том, что жизнь так коротка, ведь еще столько всего неизведанного, полного загадок.


Духовному развитию человека способствуют книги. Иван Франко, понимая важное значение литературы, писал:

Книги — морсъка глибина. Хто в них трне аж до дна, Той.хоч I труду мае досить, Дивнй перли еиноситъ,

Книги — своеобразный мостик между поколениями, через который к нам приходит все то лучшее, чего достигли наши предшественники. Именно лучшее. Ведь только хорошая книга сможет проникнуть в человеческую душу, остаться там, дать ростки доброго, светлого и прекрасного.

Душевные качества человека всегда были основой мнения о нем других людей. Сострадание, умение сопережи­вать всегда ценились среди людей. Вспомните Бориса Пастернака:

Душа моя, печальница О всех в кругу моем, Ты стала усыпальницей Замученных живьем...

Сердце, после прочтения этих строк, страдает, думая о всех замученных, среди которых и Марина Цветаева, и, на мой взгляд, Владимир Маяковский, своим выстрелом положивший ко­нец всем терзаниям...

Литература — песнь души, И чтоб понять, проникнуться ею, необходимо "учить" свою душу, чтоб

...Жить с тобой по-человечъи, Училась заново она...

И мне хотелось бы, чтоб каждый человек, независимо от рода его занятий, поставил перед собой такую цель: ни дня без литературы.

<►




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: