БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

Выполнил:

__________________________________________________________

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)

 

ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________

УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД: 20___ – 20___

Проверил:

__________________________________________________________

(ФИО, должность)

__________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, специальное звание)

ОЦЕНКА:

__________________________________________________________

(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел практикума Страница
  График контроля выполнения задания  
  Организационно-методический раздел  
  Задания  
  Часть 1. История философии  
  Часть 2. Философия познания  
  Часть 3. Философия бытия  
  Часть 4. Философия человека  
  Часть 5. Философия общества  
  Литература и электронные ресурсы  
  Глоссарий  

 


ГРАФИК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКУМА

Задания по теме (части) Срок выполнения Отметка о выполнении Примечания
  История философии (с. 3–5)      
  Философия познания (с. 6–10)      
  Философия бытия (с. 11–15)      
  Философия человека (с. 16–20)      
  Философия общества (с. 21–25)      

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Заполнение практикума является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Философия» для курсантов всех направлений подготовки.

Каждая часть практикума заполняется только после изучения и повторения соответствующей темы и обязательного ознакомления с приведенными текстами (отдельно на диске), специальной литературой и электронными ресурсами (см. списки в конце практикума).

ЦЕЛЬЮ практикума является практическое закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения философии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧАМИ практикума являются:

· закрепление базовых знаний по предметной области философии (ее системе, содержании и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий) на примере конкретных материалов по истории философии и ее основным разделам;

· наработка умений применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждений; оценивать факты и явления с философской точки зрения и использовать принципы, законы и методы философии для решения конкретных задач;

· выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами и использования общефилософских, общенаучных и философско-прикладных методов;

· проверка владений основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, способности и готовности кучастию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера на основе правильного и философски развитого мышления;

· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Философия».

По результатам проверки заполненного практикума, в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО».

При получении оценки «не зачтено» практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.


Задания

Часть 1

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ НА ДИСКЕ ТЕКСТ №1.*... [*]

и выполните следующие задания:

1.1. Определите примерные (насколько возможно точные) время и место создания приведенного текста, охарактеризуйте вклад его автора в историю мировой философии и культуры (укажите его ключевые идеи и основные произведения):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Определите центральную тему текста. Сформулируйте главный (по Вашему мнению) вопрос, на который ищет ответа в данном тексте его автор:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Сформулируйте своими словами несколько ключевых положений, которые (по Вашему мнению) в наибольшей степени характеризуют философскую направленность данного текста. Подкрепите свой ответ соответствующими цитатами:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Выделите ключевые философские категории и понятия, используемые и (или) подразумеваемые в данном тексте. Дайте им краткие определения:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Определите философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) представлены в тексте. Кратко его(ее) охарактеризуйте, перечислите основных представителей:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Приведите в качестве примера философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) альтернативны представленным в данном тексте. Обоснуйте свой выбор:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7. Приведите в качестве примера какого-нибудь другого философа (кроме автора), которому тоже вполне мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.8. Приведите в качестве примера философа, которому никак не мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.9. В чем Вы согласны с автором данного текста? Аргументируйте ответ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.10. В чем Вы не согласны с автором данного текста?

Аргументируйте ответ и сформулируйте собственную позицию:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЧАСТЬ 2

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания [†]:

2.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ№ 2.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

2.1.1. Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1.2. Назовите наиболее употребительные гносеологические категории:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1.3. В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1.4. Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1.5. Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка):

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ№ 2.2. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

2.2.1. Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.2. Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (https://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

2.3.1.

философская позиция автор (имя, фамилия)
отождествление добродетели со знанием, рассмотрение диалектики как искусства вести спор  
учение об эйдосах  
учение об идолах (призраках), которые мешают человеку получить истинное знание  
учение о монадах  
учение о творческой эволюции  

2.3.2.

название философского произведения автор (имя, фамилия)
«Логико-философский трактат»  
«Логика и рост научного знания»  
«Структура научных революций»  
«Прагматизм»  
«Наука логики»  
«Критика практического разума»  
«Трактат о человеческой природе»  
«Трактат о началах человеческого знания»  
«Основы общего наукоучения»  
«Закрепление верования»  
«Курс позитивной философии»  
«Идеи чистой феноменологии и феноменологической редукции»  
«Истина и метод»  
«Логика смысла»  
«Слова и вещи»  

2.3.3.

цитата автор (имя, фамилия)
«Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого…»  
«Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть… Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует»  
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»  
«Строгость есть плутовство»  
«Счастье человека состоит не в телесных удовольствиях, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Основная цель познания в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы (закону необходимости) и поступать сообразно ее законам»  
«Если человек имеет только знания и не имеет ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек. Знание есть любовь. Однако любовь зовёт к действию. Надо мыслить и действовать»  
«Знание есть сила, сила есть знание»  
«Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество»  
«Знание без нравственной основы – ничего не значит»  
«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь»  
«Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»  

2.3.4.

философ годы жизни, философское направление, названия основных трудов и время их написания, ключевые идеи
Уильям Оккам    
Давид Юм    
Иммануил Кант    
Пол Фейерабенд    
Макс Полани    
Карл Поппер    
Томас Кун    
Поль Рикер    
Вильгельм Дильтей    
Ганс-Георг Гадамер    

2.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения):

2.4.1. «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».

2.4.2. «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

2.4.3. «Что трудно? – Познать самого себя».

2.4.4. «Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в тёмном лесу мировой жизни».

2.4.5. «На основе прошлого познаём будущее, на основе ясного познаём скрытое».

2.4.6. «Познание начинается с удивления».

2.4.7. « Нельзя желать того, что до этого не было познано».

2.4.8. «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание».

2.4.9. «Всякое знание – благо и не может быть враждебно Верховному благу».

2.4.10. «Знание без нравственной основы – ничего не значит».

Прежде чем отвечать, укажите вариант комментируемого утверждения (номер задания):

ЗАДАНИЕ № _______

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса):

2.5.1. Какие гносеологические доктрины можно назвать пессимистическими, а какие конструктивными – и почему?

2.5.2. Какие формы и методы познания используются в профессиональной деятельности сотрудника полиции?

2.5.3. Почему проблема истины является предметом непрекращающихся дискуссий?

2.5.4. Каковы вид и форма истин, поиск которых осуществляется в профессиональной деятельности полицейского?

2.5.5. Каково соотношение знания и познания?

2.5.6. Какое место занимает в деятельности сотрудника ОВД интуиция? Можно ли на нее опереться в теории и на практике?

2.5.7. Как экзистенциальное знание может способствовать или препятствовать деятельности сотрудника ОВД?

2.5.8. Какие критерии истины Вам известны? Существуют ли решающие доказательства истинности знания?

2.5.9. Можно ли логическими аргументами переубедить человека, заставить его изменить свою точку зрения?

2.5.10. Нужна ли сотруднику правоохранительных органов методологическая культура? В чем она заключается?

Прежде чем отвечать, укажите свой вариант (номер) вопроса:

ВОПРОС № _______

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Часть 3

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания [‡]:

3.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ№ 3.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте собственную позицию):

3.1.1. Каково место проблемы бытия в философии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.1.2. В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.1.3. В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.1.4. В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.1.5. Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ№ 5.2. и дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

3.2.1. Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2.2. Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (https://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

3.3.1.

онтологические позиции представитель (имя, фамилия)
объективный идеализм  
субъективный идеализм  
вульгарный материализм  
диалектический материализм  
дуализм  

3.3.2.

название философского произведения автор (имя, фамилия)
«Бытие и время»  
«Тимей»  
«Бытие и ничто»  
«Наука логики»  
«Диалектика природы»  
«Материализм и эмпириокритицизм»  
«Философия свободного духа»  
«Метафизика»  
«Система трансцендентального идеализма»  
«Сущность христианства»  
«Монадология»  
«Об ученом незнании»  
«Рассуждения о методе»  
«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»  
«Критика отвлеченных начал»  

3.3.3.

цитата автор (имя, фамилия)
«Только считают, что существует цвет, только считают, что существует сладкое, только считают, что существует горькое, в действительности же – атомы и пустота»  
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»  
«Бытие людей есть реальный процесс их жизни»  
«Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным путем развития философии и естествознания».  
«Бытие есть именно то, что совершенно абстрактно, и этим оно отличается от конкретного»  
«Быть – значит быть воспринимаемым»  
«Существующий мир… должен удовлетворять двум априорным требованиям: он должен быть и наипростейшим в его гипотезах (т.е. в его законах), и наиболее богатым в явлениях»  
«Язык есть дом бытия».  
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»  
«Решить, стоит ли или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно»  

3.3.4.

философ годы жизни, философское направление, названия основных трудов и время их написания, ключевые философские идеи
Платон    
Аристотель    
Плотин    
Фома Аквинский  
Мартин Хайдеггер  
Фридрих Энгельс  
Жан-Поль Сартр    
Барух Спиноза    
Фридрих Шеллинг    
Жак Деррида    

3.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения):

3.4.1. «Мыслю, следовательно, существую».

3.4.2. «Все вещи суть числа».

3.4.3. «Всякое существо, сбрасывая с себя пыль рационалистической рефлексии, касается бытия, непосредственно стоит перед его глубиной, сознает его в той первичной стихии, в которой мышление неотделимо от чувственного ощущения».

3.4.4. «Объективное понимание реальности духа приводит к постановке вопроса: соответствуют ли мои духовные состояния и переживания какой-то подлинной реальности или это лишь состояния субъекта?.. В действительности духовные состояния ничему не соответствуют, они есть, они и есть первореальность, они более экзистенциальны, чем все, что отражает объективный мир».

3.4.5. «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи».

3.4.6. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

3.4.7. «Ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным».

3.4.8. «Существование человека относится к его сущности иначе, чем существование вещей мира – к их сущности».

3.4.9. «Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимется от другого».

3.4.10. «Жизненным началом должно быть сознание… Сознание или сверхсознание – это ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи; сознание есть также и то, что сохраняется от самой ракеты и, прорезая эти остатки, зажигает их в организмы».

Прежде чем отвечать, укажите вариант комментируемого утверждения (номер задания):

ЗАДАНИЕ № _______

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса):

3.5.1. Какую роль играет понятие материи в современной философии и науке?

3.5.2. В чем заключается смысл объективно-идеалистической онтологии?

3.5.3. Почему движение – это неотъемлемое свойство материи?

3.5.4. В чем заключается жизненный и философский смысл проблемы бытия?

3.5.5. Что такое пространство?

3.5.6. Что такое время?

3.5.7. Что такое сознание? Каково его соотношение с материей?

3.5.8. Можно ли понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг?

3.5.9. Что означает утверждение о том, что сознание не только отражает мир, но и создает его?

3.5.10. В чем заключается специфика человеческого бытия?

Прежде чем отвечать, укажите



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: