Медицина эпохи Возрождения




Пересмотр гуманистами основ религиозного мировоззрения, как правило, не носил характера открытых выступлений против церковных догм. Не все подобно Л. Беркену (1490—1529), Э. Доле (1509—1546), М. Сервету (1509 или 1511—1553) пошли на костер, предпочтя смерть компромиссу, не все осмеливались, как Ф. Рабле (1494—1553), Л. Балла (1405 или 1407—1457), С. Брант (1457 или 1458—1521), бичевать пороки и невежество католического духовенства и монахов или, как И. Рейхлин (1455—1522) и Эразм Роттердамский (1469—1536), публиковать критику текстов Священного писания. Однако светское мировоззрение гуманистов, их натурфилософские и этические теории привели к тому, что духовная диктатура церкви была сломлена. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к. античному наследию, находя в нем родственные нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека, живой «языческий» интерес к окружающей природе и естественным радостям жизни, гармоничность и цельность мироощущения. Гуманисты много сделали для возрождения (отсюда название этого периода в истории культуры) и распространения античного наследия, освобождения его от средневековых наслоений, искажений и ошибок. В странах Западной Европы начали открываться светские школы. К 15 в. в Европе было уже свыше 40 университетов, в большинстве которых имелись медицинские факультеты. Центром гуманистических идей и нарождающейся новой науки в 15—16 вв. стал Падуанский университет; новые идеи были частично восприняты и другими итальянскими университетами. Тем не менее, ведущими источниками в преподавании на медицинских факультетах продолжали оставаться канонизированные тексты Галена, Рази, Ибн Сины, а также составленные на их основе с весьма незначительными добавлениями трактаты отдельных университетских профессоров (например, «Анатомия» Мондино). Изучение анатомии на трупах было еще редкостью. Так, в 16 в. в Тюбингенском университете для анатомирования получали не более одного трупа в год, в Гельмштадском — два, в Лейденском— четыре. Известный врач, профессор Базельского университета Ф. Платтер вспоминал, что в годы обучения в Монпелье (1552—1557) он имеете с другими студентами «добывал» трупы для анатомирования, раскапывая ночами свежие могилы. Вместе с тем в большинстве университетов уже открыто, а порой и резко выступали с критикой и уточнениями учения Галена, в ряде университетов проводились анатомические демонстрации, начали использоваться в преподавании вышедшие в 1538 г. анатомические таблицы А. Везалия и его «Эпитоме» (1543). В 1594 г. в Падуанском университете был построен первый анатомический театр. Таким образом, явно обозначался отход от канонизированной анатомии Галена. В университетах шла упорная борьба старого (схоластического, церковного) и нового (гуманистического, светского), однако позиции гуманистической стороны были еще весьма неустойчивыми. Великие географические открытия на практике доказали шарообразность Земли, положили начало мировой торговле, обогатили страны Европы новыми товарами и с.-х. культурами. Так, европейская медицина получила новые лекарственные средства — опий, кору хинного дерева, камфору и др. Географические открытия оказали огромное воздействие на сознание современников, расширили представление о мире, показали практическую ценность науки, в частности астрономии, познакомили европейцев с многообразием культурных и этических традиций, научных и технических достижении народов, развивавшихся вне связи с христианским мировоззрением, дали весьма доказательные аргументы для критики схоластики. «Медицина здоровых ввергает в болезнь, а больных в смерть», — писал один из родоначальников гуманизма итальянский поэт Ф. Петрарка (1304—1374). При этом Ф. Петрарка — не принципиальный противник медицины - он верит, что медицина — «искусство, когда-то изобретенное», полезна и действенна. Однако из-за приверженности врачей старым истинам и приемам медицина в новых условиях обнаружила полное бессилие. Именно это обстоятельство явилось причиной неудовлетворенности Петрарки состоянием М. Он клеймил не столько саму медицину, сколько врачей-схоластов. не желавших отказаться от старых догм, и приветствовал тех, кто искал новые пути, действовал и стремился помочь больному. Значение творчества Ф. Рабле (1494—1553) для развития медицины недостаточно оценена: Ф. Рабле-писатель затмил Ф. Рабле - естествоиспытателя и врача. Между тем его медицинская деятельность заслуживает пристального внимания. Питомец Парижскою университета, преподаватель и Монпелье (1530—1532), где в 1537 г. он получил степень доктора медицины. Рабле много и успешно занимался медицинской практикой: работал врачом в Лионской больнице (1532—1534), был личным врачом кардинала Дюбелле, практиковал на юге Франции (приблизительно 1538—1542). При этом врачебная деятельность была для Рабле не только источником существования, но и одной из причин покровительства со стороны власть имущих. Благодаря которому он, несмотря на ненависть католиков и кальвинистов, смог избежать костра. Рабле принадлежат классические переводы Гиппократа и Галена (например, перевод «Афоризмов» Гиппократа, 1532). Наконец, он умело использовал форму сатирического романа не только для критики, но и для популяризации естественнонаучных знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: