Рабочая тетрадь по
«Возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека»
Год
Занятие №1
Лабораторная работа « Типы тканей и их функции»
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.
Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы; учебник З.В. Любимова «Возрастная физиология» (часть I) с. 27-40.
Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей человека.
2. Используя учебник З.В. Любимовой «Возрастная физиология» (часть I) стр. 27-40, заполните таблицу 1 «Типы тканей и их функции».
Таблица 1
Типы тканей и их функции
Виды тканей | Рисунок | Особенности строения | Функции |
Эпителиальная ткань | |||
· Однослойный эпителий | |||
· Многослойный эпителий | |||
· Железистый эпителий | |||
Соединительная ткань | |||
· Костная | |||
· Хрящевая | |||
· Волокнистая | |||
· Кровь | |||
· Жировая | |||
Мышечная ткань | |||
· Гладкая | |||
· Поперечно-полосатая скелетная | |||
· Поперечно-полосатая сердечная | |||
Нервная ткань | |||
Ответьте на следующие вопросы:
1. К какой ткани относятся железы?
2. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?
3. Межклеточное вещество крови – жидкость; кости – плотные костные пластины. Чем объяснить различие в свойствах межклеточного вещества у этих видов соединительной ткани?
4. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляется движение?
5. Для какой ткани характерны электрические сигналы?
6. Какие ткани участвуют в заживлении ран?
7. Какие ткани лишены кровеносных сосудов?
Занятие №2
Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата»
Опорно-двигательный аппарат – комплекс образований, придающий форму и опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Данный аппарат состоит из пассивной части – скелета и активной части – мышечной системы.
Цель: изучить строение и функции скелета.
Оборудование: модель скелета, черепа, позвонков, костей конечностей, таблицы, атласы А. Астахова с.12-23, атласы «Наглядный словарь» с.14-21, учебник А.Г.Хрипкова «Возрастная физиология и школьная гигиена» с. 144-151, учебник З.В. Любимова «Возрастная физиология» (часть II).
Задание 1. Рассмотрите модель скелета и рис. 10 «Скелет человека» и сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте красным цветом осевой скелет и синим цветом – добавочный.
Задание 2. Рассмотрите модель позвоночника и рис.11 «Позвоночный столб» и сделайте соответствующие подписи к нему, на рисунке «а» укажите число позвонков в каждом отделе позвоночника, на рисунке «в» подпишите название физиологических изгибов позвоночника, укажите в каком возрасте и в связи с каким видом деятельности они формируются.
Задание 3. Рассмотрите рис.13 «Строение верхней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.
Задание 4. Рассмотрите рис.14 «Строение нижней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.
Задание 5. Рассмотрите рис. 15 «Вид черепа спереди и сбоку», подпишите соответствующие цифры. Выделите красным цветом кости лицевого отдела черепа, зеленым цветом – кости мозгового отдела черепа.
Задание 6. Рассмотрите рис.16 «Череп новорожденного», подпишите название родничков и некоторых частей черепа. Ответьте на вопросы: 1) Что такое родничок? 2) В каком возрасте происходит зарастание родничков? 3) В чем функциональное значение родничков?
Занятие №3