Параметры режимов при работе двигателя




на земле (Н=0, V=0, МСА) на РА САР

Режим работы Положение РУД (αруд), град Частота вращения роторов, % ТВГ не более, oС Ограничения    
n1 n2
Максимальный (взлетный) 73-77 (упор) 85,5±1,5 93,5 ±1,5   не более 5 мин (15 мин) в особых условиях
0,7 Nom 46±2 73,0±1,5 87,5±1,0   без ограничения
Малый газ -6...+7 27,0±2,0 65,0±1,5   не более 30 мин

Параметры режимов при работе двигателя
в полете (Н = 11км, М=0,8, МСА) на ОА САР

Режим Работы Положение РУД (αруд), град Частота вращения Роторов, % ТВГ не более, °С Ограничения
n1 n2
Максимальный (взлетный) 73-77 (упор) 94,0±1,5 92,5±1,5   Н=4км, не более 5 мин (в искл. случ. не более 15 мин)
Номинальный 60±1 92,5±1,5 91,5±1,0   без ограничения
Максимальный крейсерский 56±1 90,0±1,5 90,5±1,0   без ограничения
0,7 Nom 46±2 86,5 ±1,5 88,0±1,0   без ограничения
Малый газ -6... +7 55,5 ±2,0 75.5±1,5   без ограничения

Параметры режимов при работе двигателя
в полете (Н=11 км, М=0,8, МСА)

Режим работы Положение РУД (αруд), град Частота вращения роторов, % ТВГ не более, °С Ограничения
n1 n2
Максимальный (взлетный) 73-77 (упор) 80,5±1,5 86,0±0,0   Н = 4 км, 5 мин (25 мин в особых ситуациях)

Примечания: 1.1% n1 =47 об/мин, 1% n2 = 125 об/мин.

2. α РУД высвечивается в нижней части кадра «Дв Общ/Сигн» и «Дв.Осн/Сигн» на верхнем экране ИМ2.

3. n1,n2 и ТВГ индицируются на кадрах «Дв Осн/Сигн» и «Дв Общ/Сигн».

4. n1 пред =100,2%, n2 пред - по формуляру двигателя.


Глава 2. КОНСТРУКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЯ

 

2.1. ПЕРЕХОДНИК

Представляет собой кольцевой корпус, к переднему фланцу которого крепится самолет­ный воздухозаборник, а к заднему фланцу - корпус вентилятора.

На переходнике выполнен ряд отверстий и фланцев для крепления различных датчиков и приемников: ТД-90 (температурный датчик), П-98АМ (приемник температуры воздуха на входе в двигатель), ДАД (приемник абсолютного давления воздуха) и др.

 

2.2. КОМПРЕССОР

Конструктивно состоит из трех частей:

· вентилятора;

· компрессора НД (подпорные ступени);

· компрессора ВД.

Вентилятор обеспечивает предварительное поджатие воздуха до разделения его на два потока (наружного и внутреннего контуров). Вентилятор состоит из ротора и статора. Ротор включает следующие элементы:

· обтекатель (кок),

· одно РК (рабочее колесо),

· вал,

· подвижные элементы опор ротора,

· элементы сборки.

Ротор вентилятора получает вращение от ротора ТНД и вращается на двух опорах (главным элементом передней опоры ротора является шариковый подшипник, а задней -роликовый).

К фланцу передней части вала крепится РК, а на наружном пояске этой части смон­тированы подвижные элементы передней опоры ротора (неподвижные элементы этой опоры - в корпусе опоры вентилятора).

На наружном пояске задней части вала смонтированы подвижные элементы задней опо­ры ротора (неподвижные элементы этой опоры - в разделительном корпусе) и шлицы для соединения с приводным валом.

Статор вентилятора включает элементы:

· один СА (спрямляющий аппарат),

· три корпуса: корпус вентилятора (наружный)), корпус спрямляющего аппарата (наружный) и корпус опоры вентилятора (внутренний),

· разделительный носок,

· неподвижные элементы опор ротора вентилятора.

СА спрямляет воздушный поток до осевого направления перед подачей его по наружно­му контуру. Он состоит из наружного и внутреннего колец, между которыми закреплены (жестко) лопатки. Наружным кольцом он крепится к корпусу спрямляющего аппарата, а внутренним - к разделительному носку.

Корпус вентилятора передним фланцем соединяется с переходником, а задним - с кор­пусом СА. Корпус СА своим задним фланцем соединяется с разделительным корпусом двигателя.

Разделительный носок разделяет воздушный поток по контурам, крепится к раздели­тельному корпусу двигателя и к корпусу подпорных ступеней. Корпус передней опоры вентилятора является силовым узлом, выполняющим роль передней опоры двигателя. Он задним фланцем крепится к разделительному корпусу двигателя.

Компрессор НД образован двумя подпорными ступенями. Подпорные ступени обеспе­чивают предварительное поджатие воздуха во внутреннем контуре и подачу его в компрес­сор ВД. Подпорные ступени также состоят из ротора и статора.

Ротор включает следующие элементы:

· два РК (рабочих колеса),

· диск привода рабочих колес,

· элементы сборки.

РК - это диск, на периферии которого закреплены лопатки. Своими дисками оба РК крепятся к наружному фланцу диска привода рабочих колес, а последний, в свою очередь, - к переднему фланцу вала вентилятора (совместно с РК вентилятора). Таким образом, ротор подпорных ступеней получает вращение от ротора ТНД.

Статор включает следующие элементы:

· нерегулируемый ВНА,

· два НА (направляющих аппарата).

· корпус подпорных ступеней.

Направляющие аппараты (неподвижные ряды лопаток) крепятся в корпусе подпорных ступеней, а сам он - к разделительному носку и разделительному корпусу двигателя

Задний НА называется спрямляющим аппаратом, т.к. он обеспечивает спрямление воз­душного потока до наивыгоднейшего угла перед подачей воздуха в компрессор ВД.

Компрессор ВД состоит из следующих узлов:

· ротора,

· статора,

· кольца подвески,

· 6 КПВ (клапанов перепуска воздуха).

Ротор КВД включает следующие элементы:

· 13 рабочих колес,

· вал,

· промежуточные кольца,

· подвижные элементы опор ротора,

· элементы сборки.

РК - это диск, на периферии которого жестко закреплены лопатки. Лопатки 1-го и 2-го РК имеют антивибрационные полки. РК устанавливаются по шлицевым пояскам вала (через промежуточные кольца) и с двух сторон стягиваются стяжными гайками. Ротор вращается на двух опорах, передняя из которых - упругодемпферного типа.

На передней цапфе вала снаружи перед первым РК смонтированы подвижные элементы передней опоры ротора, а внутрь цапфы хвостовиком установлена ведущая шестерня для центрального привода. На задней цапфе вала снаружи смонтированы подвижные элемен­ты задней опоры ротора и по шлицам - приводной вал, через который ротор получает вращение от ротора ТВ Д.

Статор КВД включает следующие элементы:

· регулируемый ВНА (с углами перестановки лопаток от -45° до 0°),

· корпус компрессора,

· 13 направляющих аппаратов, первые два из которых - регулируемые,

· 13 рабочих колец,

· корпус перепуска и отборов,

· 6 КПВ,

· корпус обдува,

· неподвижные элементы опор ротора,

· детали сборки.

Каждый из регулируемых НА (ВНА, НА 1-й ступени и НА 2-й ступени) состоит из наружного и внутреннего колец, в отверстия которых (через сферические опоры) установ­лены своими цапфами лопатки. Верхние цапфы лопаток связаны с ведущим кольцом.

Привод лопаток (ВНА, НА 1-й ступени и НА 2-й ступени) осуществляется двумя гидроцилиндрами, штоки которых разворачивают два ведущих вала. Рычаги этих валов через тяги разворачивают ведущие кольца в окружном направлении, а те через рычажки-лопатки - на необходимый установочный угол.

Корпус компрессора состоит из трех частей: передней, средней и задней. Передний корпус выполнен разъемным по горизонтальной плоскости. В нем смонтированы НА 1, 2 и 3-й ступеней. Причем крепление лопаток 1-й и 2-й ступеней - шарнирное для возможнос­ти изменения (автоматического) установочных углов лопаток.

Средний и задний корпусы неразъемные. В среднем смонтированы НА 4-8-й ступеней, а в заднем - НА 8-12-й ступеней. В среднем корпусе отверстия перепуска возду­ха из-за 6-й ступени. Между средним и задним корпусами образован кольцевой канал, из которого сбрасывается воздух через КПВ из-за 7-й ступени и отбирается на двигательные и самолетные нужды. В корпусах между направляющими аппаратами смонтированы рабо­чие кольца, на внутренней поверхности которых легкосрабатываемые покрытия. По этим покрытиям работают торцы лопаток РК, выбирая оптимальный зазор.

8-й НА имеет два ряда лопаток для спрямления воздушного потока до осевого направле­ния перед подачей его в камеру сгорания. Поэтому этот аппарат называется спрямляющим (СА). Передним фланцем наружного кольца этот СА крепится к заднему фланцу корпуса компрессора. Внутренним кольцевым фланцем, образованным полками лопаток, этот СА крепится к внутреннему корпусу камеры сгорания.

Корпус перепуска и отборов - сварной. Установлен над средним корпусом компрессора и образует две кольцевые изолированные полости против 6-й и 7-й ступеней. Против этих полостей на корпусе перепуска и отборов имеются фланцы для крепления КПВ и труб отбора воздуха из-за этих ступеней на различные нужды двигателя и самолета (слева - на обогрев воздухозаборника и на охлаждение турбины, справа - на кондиционирование).

Корпус обдува - сварной конструкции, с разъемом по горизонтальной плоскости. Уста­новлен над задним корпусом компрессора. Спереди он крепится к корпусу перепуска и отборов, а сзади - к кольцу подвески. Воздух из-за подпорных ступеней компрессора через регулируемую заслонку подается внутрь корпуса обдува, а затем через стенку, перфориро­ванную отверстиями, на обдув наружной поверхности заднего корпуса компрессора (это снижает зазоры между корпусом и лопатками РК 9-й и 13-й ступеней). Кольцо подвески служит для уменьшения прогибов корпусов по среднему силовому поясу. Кольцо крепит­ся к силовому СА 13-й ступени.

КПВ обеспечивают перепуск воздуха из-за средних ступеней компрессора (6-й и 7-й) в наружный контур. Все шесть КПВ конструктивно выполнены одинаковыми. КПВ представляет собой агрегат, у которого клапан и гидроцилиндр управления конструктивно размещены в одном корпусе.

Основные элементы КПВ:

· корпус (гидроцилиндр),

· поршень и шток, выполненные как одно целое,

· клапан, соединенный со штоком,

· крышка корпуса (гидроцилиндра).

Корпус своим фланцем крепится к корпусу перепуска и отборов. В корпусе КПВ выпол­нены окна перепуска воздуха.

При работе двигателя топливо высокого давления подводится либо в штоковую, либо в поршневую полость, при этом противоположная полость соединяется со сливом. При пос­туплении топлива ВД в поршневую полость поршень со штоком и клапаном перемещают­ся в крайнее положение - до упора поршня в специальный буртик корпуса. При этом кла­пан открывает окна перепуска в корпусе - КПВ открыт. При подводе топлива ВД в штоко­вую полость поршень со штоком и клапаном перемещаются в другое крайнее положение -до упора клапана в посадочный поясок корпуса. При этом клапан закрывает окна перепуска в корпусе - КПВ закрыт.

 

2.3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ КОРПУС

Расположен между подпорными ступенями и СА вентилятора спереди и КВД сзади Он продолжает организацию трактов наружного и внутреннего контуров. Как основной силовой узел двигателя он служит для:

- размещения центрального привода,

-размещения неподвижных элементов задней опоры ротора вентилятора и передней опоры ротора КВД,

-размещения элементов подвески двигателя на самолете и на транспортировочной те­лежке,

- крепления коробки приводов,

- крепления ЗПВ (заслонок перепуска воздуха) из-за подпорных ступеней и цилиндров управления ими и др.

Разделительный корпус - литой. Конструктивно он состоит из двух корпусов - наружно­го и внутреннего, соединенных шпильками. В специально организованной полости между корпусами 12 окон для перепуска воздуха из-за подпорных ступеней в наружный контур двигателя. Окна расположены таким образом, чтобы через них удалялись в наружный контур посторонние предметы, оказавшиеся в проточной части внутреннего контура. Окна закрываются заслонками, управляемыми гидроцилиндрами.

Во внутренней полости внутреннего корпуса размещены центральный привод и непод­вижные элементы опор роторов НД и ВД двигателя.

В проточных частях внутреннего и наружного контуров пустотелые радиальные и тан­генциальные стойки. Полости некоторых стоек используются. Например, внутри нижней радиальной стойки проходит вал-рессора, передающий вращение от центрального привода на приводы коробки приводов, с элементами опор этого вала. Через полость этой стой­ки сбрасывается в коробку приводов масло, отработанное на опорах роторов двигателя и вала-рессоры.

Через полость верхней стойки проходит труба суфлирования внутренней полости разде­лительного корпуса.

На наружной поверхности разделительного корпуса расположены фланцы крепления:

· коробки приводов (снизу против нижней вертикальной стойки),

· двух тяг передней подвески двигателя (вверху),

· такелажных кронштейнов (вверху слева и справа против тангенциальных стоек),

· транспортировочных цапф (слева и справа по горизонтальной плоскости),

· агрегата зажигания ПВФ-22-6 (слева вверху),

· теплообменника СКВ (справа внизу) и др.

 

2.4. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИВОД

Служит для передачи вращения от ротора ВД двигателя на приводы коробки приводов Он состоит из корпуса вала-рессоры (верхней горизонтальной) и набора конических и цилиндрических шестерен, вращающихся на подшипниках качения.

 

2.5. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ

От ведущей шестерни, установленной в передней цапфе вала КВД, вращение передается через центральный привод, вал-рессору на приводы коробки приводов. Приводы коробки, в свою очередь, передают вращение роторам агрегатов, установленных на коробке.

 

2.6. КОРОБКА ПРИВОДОВ

Состоит из корпуса, крышки, приводов, агрегатов и штуцеров присоединения трубопро­водов.

Вид на коробку спереди слева направо:

· технологические бобышки,

· фланец крепления трубы суфлирования,

· технологическая заглушка.

· центровочный болт (внизу),

· фланец крепления БМФ-94 (блока маслонасосов с фильтром),

· штуцер подвода масла в коробку (вверху),

· магнитная пробка (внизу),

· привод прокрутки ротора ВД двигателя,

· кран слива масла,

· фланец крепления воздушного стартера,

· штуцер подвода масла к воздушному стартеру (вверху),

· четыре фланца крепления ДЧВ-2500 (датчиков частоты вращения),

· фланец крепления трубопроводов дренажной системы,

· фланец крепления НП-123,

· фланец крепления трубопровода дренажной системы,

· фланец крепления НП-123,

· запасной привод (заглушён) - может быть использован для прокрутки ротора ВД,

· -центровочный болт крепления крышки коробки к корпусу.

Вид на коробку приводов сзади слева направо:

· фланец крепления дренажного насоса,

· фланец крепления НР-90,

· заглушка,

· фланец крепления трубопровода дренажной системы,

· фланец крепления ДЦН-94,

· фланец крепления ГП-26,

· фланец крепления трубы подвода масла к БЦА-94 (блок центробежный агрегатов),

· фланец крепления трубопровода дренажной системы,

· фланец крепления АГ-0,25Д,

· фланец крепления БЦА-94,

· фланец крепления трубы суфлирования.

 

2.7. КАМЕРА СГОРАНИЯ

Включает следующие составные части:

· диффузор,

· корпус,

· 8 перепускных труб,

· 4 переходных трубы,

· 12 жаровых труб,

· газосборник,

· кожух вала.

Диффузор организует кольцевой диффузорный канал сначала с плавным, а затем с вне­запным расширением воздушного потока. Он состоит из наружного и внутреннего колец. Между наружным кольцом диффузора и наружным кожухом корпуса камеры сгорания организуется кольцевая воздушная полость, из которой осуществляется отбор воздуха на самолетные нужды. Воздух в полость отбора поступает через отверстия различного диа­метра, выполненные в стенке внутреннего кольца диффузора. Диффузор спереди крепится к кольцу подвески и к 8-му НА КВД, а сзади - к корпусу камеры сгорания.

Все жаровые трубы конструктивно выполнены одинаково с небольшим отличием для труб №3 и 10. Последние имеют дополнительно по отверстию для прохода свечей зажигания.

Жаровая труба состоит из головки щелевого типа, кольцевых секций, гофрированных колец и заднего фланца, сваренных между собой термокомпенсационным швом.

В передней части головки выполнено отверстие для прохода топливной форсунки и установки лопаточного дифзавихрителя. Воздух в зону горения подводится через завихритель и пять рядов отверстий вокруг него, а в зону смешения - через отверстия, выполнен­ные в кольцевых секциях. Гофрированные кольца с секциями организуют щели для прохо­да воздуха на охлаждение внутренних стенок жаровой трубы. Жаровая труба втулкой в передней части головки опирается на топливную форсунку, а к корпусу крепится свободно с помощью фиксаторов. Все жаровые трубы соединены между собой пламеперебрасывающими патрубками. Жаровые трубы заканчиваются фланцами рамочного типа. Боковыми поверхностями этих фланцев жаровые трубы жестко соединяются между собой, а верхни­ми и нижними (телескопически) - с кольцами газосборника.

Газосборник служит для организации кольцевого канала подачи газов на турбину с равномерным по окружности полем давлений и температур. Газосборник состоит из наружного и внутреннего колец. Передними кольцевыми поясками они телескопически соединяются с жаровыми трубами, а задними фланцами крепятся: наружное кольцо - к наружному корпусу турбины, а внутреннее - к внутреннему корпусу 1-го СА турбины. В каждом из колец выполнено по семь кольцевых рядов отверстий: первые шесть рядов - для подвода вторичного воздуха камеры сгорания, охлаждающего сам газосборник, а послед­ний - седьмой - для охлаждения полок (наружных и внутренних) 1-го СА ТВД.

Кожух вала является масляной полостью камеры сгорания, в которую сливается масло, отработанное на трех опорах роторов (ТВД, задней КВД и передней ТЦД).

Кожух изготовлен из листовой стали. Состоит из двух цилиндрических секций, соеди­ненных гофрированным компенсатором. Каждая секция выполнена 2-стеночной для орга­низации кольцевых воздушных полостей. Снаружи кожух покрыт теплоизоляцией, защи­щенной стальными кожухами- Передним фланцем кожух вала крепится к корпусу задней опоры ротора КВД, а задним - к корпусу опоры ротора ТВД.

Фланцы на передней секции кожуха вала служат для:

· крепления трубопровода суфлирования кожуха вала (вверху справа),

· крепления трубопровода подвода воздуха из наружного контура в переднюю кольце­вую полость, а из нее - для продувки лабиринтов задней опоры ротора КВД (вверху слева),

· крепления трубопровода подвода масла на смазку задней опоры ротора КВД и опоры ротора ТВД (внизу слева),

· крепления трубопровода откачки масла из передней секции (внизу справа).

Фланцы на задней секции кожуха вала предназначены для:

· крепления трубопровода подвода воздуха из наружного контура в заднюю кольцевую полость, а из нее - на продувку лабиринтов опоры ротора ТВД (вверху),

· крепления трубопровода откачки масла из задней секции (внизу).

 

2.8. ТУРБИНА

Турбина конструктивно состоит из трех частей:

· ротора ТВД,

· ротора ТНД,

· общего статора.

Ротор ТВД включает элементы

· два РК (рабочих колеса),

· вал,

· подвижные элементы опоры этого ротора,

· элементы уплотнения и сборки.

Вал - полый. В передней части имеет наружные шлицы для передачи вращения ротору КВД и внутреннюю резьбу для стяжной втулки. В задней части вал имеет фигурный фланец для крепления к нему с двух сторон по РК. На пояске вала перед первым РК смонтированы подвижные элементы упругодемпферной опоры этого ротора (неподвижные элементы смонтированы в корпусе этой опоры, а он крепится к корпусам камеры сгорания и турбины). Лопатки рабочих колес Воздух на охлаждение подводится от компрессора ВД пассивным способом (по внутренним полостям) и актив­ным (по трубопроводам с регулируемыми заслонками). На периферии лопаток (только для 2-го РК) - бандажные полки с гребешками лабиринтных уплотнений.

Ротор ТНД включает элементы:

· 4РК,

· 2 вала (основной и дополнительный),

· подвижные элементы опор этого ротора (передней и задней),

· элементы уплотнений и сборки.

Основной вал в передней части имеет наружные шлицы для сцепления (через привод­ной вал) с ротором вентилятора и КНД и внутреннюю резьбу для крепления опорной втул­ки, в которую вворачивается стяжной болт. Для предотвращения аварийной ситуации в случае расцепления валов ТНД и КНД с вентилятором двигатель имеет комплексную сис­тему защиты, которая включает в себя:

1) механическую, обеспечивающую посадку ротора ТНД на статор,

2) прочностную, предотвращающую пробитие корпуса турбины,

3) электронную, обеспечивающую прекращение подачи топлива в двигатель при достижении предельного значения.

В средней части вал имеет Т-образный фланец, по штифтам которого с двух сторон установлено по рабочему колесу. Колеса к фланцу поджаты тонкостенными гайками. По наружным шлицам задней части этого вала установлен дополнительный вал с фланцем аналогичного крепления 3-го и 4-го РК.

Лопатки всех четырех РК имеют бандажные полки. Лопатки - пустотелые, но не охлаж­даемые.

Ротор ТНД вращается на двух опорах. Переднюю из них называют межвальным под­шипником. Через нее ротор ТНД опирается на ротор ВД двигателя. Задняя опора ротора ТНД - упругодемпферного исполнения. Подвижные элементы ее установлены на заднем хвостовике основного вала, а неподвижные - внутри задней опоры двигателя. За внутрен­ней обоймой роликоподшипника задней опоры ротора установлен индуктор для измерения ПВД. Внутри основного вала - для воздухоподводящих и воздухосбрасывающих втулок для организации охлаждения турбины.

Статор турбины образован шестью сопловыми аппаратами (СА). Каждый из СА состо­ит из наружного и внутреннего корпусов, между которыми жестко установлены лопатки. Наружные корпусы сопловых аппаратов соединены фланцами, стянутыми болтами, и обра­зуют корпус турбины. Во внутренних расточках корпуса против рабочих колес (кроме 1-го) закреплены металлокерамические сегменты, по которым работают торцы вращаю­щихся лопаток, обеспечивая оптимальный зазор.

Лопатки 1-го и 2-го СА выполнены охлаждаемыми. Для организации охлаждения их наружных и внутренних поверхностей внутрь лопаток установлено по два штампованных дефлектора и выполнены профилированные отверстия в стенках дефлекторов и лопаток.

Лопатки 1-го СА охлаждаются воздухом, подведенным из-за компрессора ВД (вторич­ным воздухом камеры сгорания). Охлаждающий воздух поступает во внутренние полости дефлекторов через отверстия в наружном кольце газосборника из кольцевой полости между наружным кожухом камеры сгорания и наружным кольцом газосборника).

Лопатки 2-го СА охлаждаются воздухом, подведенным по трубопроводу из-за 7-й сту­пени КВД в полость между наружным корпусом этого СА и специальной уплотнительной лентой. Из этой полости внутрь дефлекторов воздух поступает через отверстия в уплотни­тельной ленте.

 

2.9. ЗАДНЯЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЯ

Состоит из следующих составных частей:

· задней опоры турбины,

· блока термопар,

· смесителя (камеры смешения),

· стекателя газов,

· кронштейна подвески,

· силовых тяг.

· элементов сборки.

Задняя опора турбины соединена девятью силовыми тягами с наружным корпусом двигателя. Причем три верхние из них крепятся к кронштейну подвески и обеспечивают заднюю подвеску двигателя.

Задняя опора турбины состоит из наружного и внутреннего корпусов, соединенных стой­ками. Наружный корпус передним фланцем крепится к корпусу турбины, а задним - к смесителю. Во внутреннем корпусе смонтированы неподвижные элементы задней опоры ротора ТВД. Внутренняя (масляная) полость внутреннего корпуса изолирована диафрагма­ми. Сзади к внутреннему корпусу крепится блок термопар. Внутри полых стоек проходят различные коммуникации: трубопроводы подвода и отвода масла, суфлирования, жгут от блока термопар и др. Стойки с коммуникациями защищены от газового потока обтекателя. Козырьки и два патрубка, установленные на поверхности наружного корпуса, являются заборниками воздуха из наружного контура. Этот воздух охлаждает изнутри наружный корпус и, проходя по стойкам, охлаждает коммуникации, проходящие внутри стоек, ох­лаждает блок термопар и надувает лабиринты задней опоры ротора ТНД.

Блок термопар состоит из корпуса и 12 термопар (10 шт. Т-99 и 2 шт. Т-116), закреплен­ных на внутренних кронштейнах корпуса.

Смеситель служит для смешивания наружного (воздушного) и внутреннего (газового) потоков. Он состоит из силового кольца и 18-лепесткового гофра.

Стекатель газов служит для плавного отвода газов. Крепится к заднему фланцу корпуса термопар. Состоит из двух конических кожухов и диафрагмы.

 

 

2.10. РЕАКТИВНОЕ СОПЛО

Включает элементы:

· кожух,

· собственно сопло,

· задний обтекатель РУ,

· обтекатель сопла.

Кожух и сопло организуют плавный канал для отвода газовоздушного потока. А задний обтекатель РУ и обтекатель сопла являются продолжением мотогондолы самолета и орга­низуют плавный аэродинамический контур силовой установки. Кожух выполнен из звуко­поглощающих панелей, имеет три фланца. Передним фланцем кожух крепится к наружно­му кожуху задней подвески, а к его заднему фланцу крепится сопло и обтекатель сопла. Средний фланец этого кожуха телескопически соединяется с задним обтекателем РУ. В обечайку сопла вварен фланец крепления трубы суфлирования. В заднем обтекателе РУ выполнены быстросъемные лючки для подхода к кронштейнам крепления такелажных подвесок и узлов транспортировочной тележки, а также для подхода к сигнализаторам реверсивного устройства.

 

2.11. ЭЛЕМЕНТЫНАРУЖНОГО КОНТУРА ДВИГАТЕЛЯ

Вместе с элементами других узлов образуют тракт наружного контура двигателя. Элементы наружного контура организуют три составные части:

· кожух передний,

· обшивку газогенератора,

· две стойки.

Кожух передний образует часть наружной стенки канала наружного контура. Передним фланцем кожух крепится к наружному ободу разделительного корпуса, а задним - к корпу­су механизма реверса. В верхней части кожух имеет две плавающие втулки, через которые проходят силовые тяги передней подвески двигателя на самолете. В нижней части кожух имеет подмятие для размещения гидропривода. Отверстие в стенке кожуха и фланцы про­тив них - для подхода и крепления различных коммуникаций.

Обшивка газогенератора образует внутреннюю стенку канала наружного контура от раз­делительного корпуса до задней опоры двигателя и является капотом, закрывающим неров­ности, создаваемые агрегатами и арматурой, закрепленными на корпусах газогенератора. В свою очередь, обшивка включает элементы:

· силовой каркас,

· съемные (накладные) панели,

· обшивку турбины, перегородку.

Силовой каркас образован четырьмя стрингерами и четырьмя кольцевыми шпангоута­ми. Передним фланцем каркас крепится к разделительному корпусу, а задним (последним шпангоутом) опирается на перегородку и имеет с ней телескопическое соединение. Сило­вой каркас образует пять пролетов и служит для крепления различных коммуникаций и продувки подкапотного пространства. 4-й пролет при включении реверса перекрывается створками реверса.

Съемные (накладные) панели закрывают 2-й и 3-й пролеты силового каркаса и крепятся к шпангоутам каркаса и между собой с помощью быстросъемных многооборотных замков. Панели выполняют роль шумоглушителей.

Обшивка турбины состоит из шумопоглошающих панелей. Они крепятся между собой и к силовому каркасу с помощью быстросъемных многооборотных замков. Обшивка имеет вырезы для прохода различных коммуникаций (в том числе дренажного трубопровода).

Перегородка перекрывает подкапотное пространство двигателя между корпусом камеры сгорания и корпусом турбины. Она служит для исключения утечек воздуха, продувающего подкапотное пространство при включенном реверсе. Имеет вырезы под различные комму­никации.

Стойки являются защитными кожухами для коммуникаций, проходящих через оба кон­тура двигателя. Одна стойка в вертикальной плоскости внизу, другая - в горизонтальной плоскости слева (вид на двигатель по полету). Наружными фланцами они крепятся к ко­жуху переднему, а внутренними - к силовому каркасу. На боковых стенках стоек имеются окна, обеспечивающие монтаж коммуникаций. Окна закрываются крышками с помощью винтов.

 

2.12. СИЛОВАЯ СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ

Силовая схема двигателя обеспечивает его прочность и жесткость при эксплуатацион­ных нагрузках, а также обеспечивает крепление двигателя на самолете (силовой балке пи­лона) на транспортировочной тележке, в транспортировочном ящике и при такелажных работах.

В силовую схему входят передний, средний и задний силовые пояса двигателя, корпус газогенератора, опоры двигателя, элементы наружного контура, тяги и кронштейны сило­вой подвески.

Передний силовой пояс образован следующими элементами:

· корпусом (наружным) вентилятора,

· корпусом (наружным)

· СА вентилятора,

· лопатка­ми СА вентилятора,

· разделительным носком,

· корпусом подпорных ступеней,

· направляю­щими аппаратами подпорных ступеней,

· корпусами передней и задней опор вентилятора,

· разделительным корпусом и кольцом подвески на разделительном корпусе.

Средний силовой пояс образован кольцом подвески на корпусе КВД, НА 13-й ступени, корпусом камеры сгорания, корпусами задней опоры ротора КВД, опоры ротора ТВД и межвального подшипника.

Задний силовой пояс образован кожухом наружным задней подвески двигателя, задней опорой двигателя и корпусом задней опоры ротора ТНД. Силовые пояса объединены между собой корпусами газогенератора и системой силовых тяг.

 

2.13. КРЕПЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ НА САМОЛЕТЕ

Двигатель к пилону самолета подвешивается в двух силовых поясах: переднем и заднем.

Передняя подвеска осуществляется двумя V-образно расположенными вверху тягами. Нижними концами тяги крепятся к силовому кольцу разделительного корпуса, а верхними концами через сферические шарниры - к коническим цапфам силовой балки пилона на самолете или к траверсе люльки транспортировочного ящика. Задняя подвеска образована тремя верхними тягами, расположенными в виде V, и кронштейном подвески. Нижними концами тяги соединены с силовым кольцом (наружным корпусом) задней опоры двигате­ля, а верхними концами - с кронштейном подвески. Сам кронштейн подвески расположен на наружном кожухе задней подвески и с помощью двух тяг шарнирно крепится к силовой балке пилона самолета или к траверсе люльки транспортировочного ящика.

При такелажных работах двигатель крепится за 4 кронштейна: за 2 кронштейна, распо­ложенных вверху на разделительном корпусе, и за 2 кронштейна, расположенных вверху на задней опоре двигателя (для доступа к последним снимаются крышки люков в обтекате­ле реверса).

При установке двигателя на транспортировочную тележку используются два транспор­тировочных фланца в горизонтальной плоскости на разделительном корпусе (для доступа к ним снимаются с фланцев крышки) и два кронштейна, расположенных снизу на кожухе наружной задней подвески против задней опоры двигателя (для доступа к этим кронштей­нам снимаются крышки люков в обтекателе реверса).

 

2.14. СТЕМА ПРОДУВА ПОДКАПОТНОГО ПРОСТРАНСТВА

Служит для удаления скопившихся паров топлива и масла и создания взрывобезопасной зоны в подкапотном пространстве силовой установки.

Подкапотным пространством является воздушный объем между двигателем и конструк­цией гондолы от шп.3 до реверсивного устройства.

Продувка подкапотного пространства в полете происходит постоянно наружным воз­духом, который сбрасывается затем в атмосферу.

Патрубки забора воздуха (сварной конструкции) вклепаны в правую и левую створки гондолы снизу у стыка с передней частью гондолы.

Жалюзи сброса (из листового материала) вклепаны в левую и правую створки гондолы сбоку, у стыка с реверсивным устройством.

 

2.15. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ НА ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

Вид на двигатель слева по полету:

· БППД-2 (блок преобразования параметров двигателя),

· агрегат зажигания,

· ДОД (датчик отношения давлений),

· трубопровод подвода воздуха на ПОС двигателя и ССВ, с двумя заслонками и элек­тромеханизмами управления ими. Одна заслонка - для включения (выключения) ПОС, а другая - переключения ПОС на n= 80%,

· разъемы гидросистемы -Давление - Слив»,

· ИЦС-5 (индикатор цифровой световой уровня масла).

· маслобак.

· дополнительный дренажный бак с забор ни ком воздуха.

· гидроаккумулятор РУ.

· гидрофильтр РУ.

· штуцер заправки маслобака,

· воздухоотделитель дренажной системы с фильтром,

· ОТФ (основной топливный фильтр),

· ТМТ (топливомасляный теплообменник) с переключателем,

· гидронасос,

· НР-90 (насос-регулятор);

· КЭ-74 (кран электрический РУ).

· КЭ-72 (кран электрический РУ),

· КП-90 - (кран перепускной РУ),

· АРТ-90 (автомат расхода топлива).

· задний дренажный бак,

· ТД-90 (температурный датчик),

· кран слива топлива,

· блок проливочных клапанов,

· ДАТ-250 (датчик давления) и др. Вид на двигатель справа по полету:

· штуцер консервации топливной системы,

· ДРТ-5-ЗА (датчик расхода топлива).

· кран-регулятор отбора воздуха на СКВ,

· РИД (регулятор избыточного давления), 2 шт.,

· ВВТ (воздуховоздушный теплообменник),

· ИСИД-90,

· ЭРД (электронный регулятор двигателя),

· БК-90 (блок коммутации),

· РЭД-90 (регулятор электронный двигателя),

· ТМТ ГП-26 (топливомасляный теплообменник привода-генератора),

· фильтр ГП-26,

· штуцер заправки маслосистемы привода-генератора,

· штуцер подсоединения УВЗ,

· БЦА (блок центробежных агрегатов) - на задней стенке коробки приводов,

· БМФ (блок маслонасосов с фильтром) - на передней стенке коробки приводов и др.


Глава 3. МАСЛОСИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ПС-90А

3.1. ОСНОВНЫЕ АГРЕГАТЫМАСЛОСИСТЕМЫ

 

Основными агрегатами масляной системы двигателя ПС-90А являются:

  1. Маслобак - размешен слева на двигателе, на статоре вентилятора.
  2. Блок маслонасосов с фильтром (БМФ-94) - размешен на коробке приводов.
  3. Блок центробежных агрегатов (БЦА-94) - размешен на коробке приводов.
  4. Блок теплообменников ВМТ и ТМТ с клапаном перепуска.
  5. Магнитные пробки.
  6. Датчики и сигнализаторы.

Маслосистема двигателя подразделяется на систему смазки и систему суфлирования.

 

3.2. МАСЛОБАК

Маслобак представляет собой сварную емкость из нержавеющей стали с внутренними перегородками жесткости. Нижняя перегородка образует отсек отрицательных перегрузок (рис.1).

Крепится с левой стороны двигателя с помощью натяжных лент в зоне спрямляющего аппарата вентилятора.

1. Основные технические данные:

Геометрический объем маслобака, л………………………………………………..40

максимальный уровень масла, заправляемого в масло



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: